Rambler's Top100

№ 225 - 226
5 - 18 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Насилие, совершенное на половой почве: слишком дорогая цена

Российские женщины перед лицом насилия

Турция: насилие в отношении женщин

Массовые изнасилования как часть военного этоса

Как Муссолини управлял итальянскими женщинами

Демографический кризис в России: кто виноват и что делать?

Турция: насилие в отношении женщин

(Полностью опубликовано в докладе "Турция: женщины против домашнего насилия", источник: сайт организации "Международная амнистия",
адрес: http://amnesty.org.ru/pages/ruseur4400132004)

Что такое насилие в отношении женщин?

«Мы часто разговариваем с женщинами и спрашиваем их о том, сталкивались ли они когда-либо с насилием. Они отрицают это. Тогда мы спрашиваем, давали ли им когда-нибудь пощёчины. Да, конечно. Били когда-нибудь? Да, конечно. Они считают насилием только то, что заставит их обратиться за медицинской помощью».

Активистка правозащитного движения из Стамбула1

Определение насилия в отношении женщин

Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин2 определяет насилие в отношении женщин как «любой акт насилия, совершённый на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни» (Параграф 1). Последнее изменение данного определения также подразумевает «лишение жертвы экономических средств»3.

По определению Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, насилие на основании полового признака - это насилие «направленное в адрес женщины на основании того, что она - женщина, или же наносящее женщинам больший ущерб».4

В преамбуле к Декларации насилие в отношении женщин характеризуется как «проявление исторически сложившегося неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами» и один из «основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин вынуждают занимать подчиненное положение по сравнению с мужчинами».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, насилие над женщиной со стороны сексуального партнёра определяется как любое действие, которое наносит физический, психологический или сексуальный ущерб, в том числе:

  • физическая агрессия, как-то: пощёчины, затрещины, пинки и побои;
  • психологическое насилие, как то: запугивание, постоянное пренебрежение и унижение;
  • половое принуждение и другие формы сексуальных домогательств;
  • различные формы контроля, такие как изоляция от семьи и друзей, контроль и ограничение свободы передвижения, а также лишение доступа к информации и помощи5.

В Турции насилие в отношении женщин со стороны членов семьи подразумевает не только лишение женщин средств к существованию, но и словесные оскорбления, физическое насилие, побои, сексуальное насилие и убийство. В основе многих актов насилия лежат традиции, в том числе «преступления во имя чести», принуждение девушек к вступлению в брак, в том числе в юном возрасте, «бердел» (обмен женщинами, для того чтобы избежать выкупа за невесту и прочих свадебных расходов), а также «бесик кертмеси» (форма брака по предварительной договорённости, когда семьи обмениваются новорожденными дочерьми, принуждая их вступить в брак, как только они достигнут соответствующего возраста).

Некоторые женщины, совершившие очевидное самоубийство, были фактически убиты или доведены до самоубийства родственниками. Несмотря на то, что мужчины также сталкиваются с домашним насилием, подавляющее большинство жертв - женщины.

Сосредоточив внимание исключительно на физическом насилии, можно упустить из виду прочие формы насилия в отношении женщин, равно как рассматривая только примеры «преступлений во имя чести», можно забыть о повседневном насилии, с которым сталкивается множество женщин. Несмотря на то, что многие женщины оправдывают ожидания родственников и сообщества и фактически не сталкиваются с физическим насилием, они всё равно постоянно находятся под угрозой. Пример того, как другие женщины подвергаются гонениям, становятся жертвами побоев и убийств, служит достаточным предупреждением, накладывающим ограничения на их образ жизни и свободу выбора.

О масштабах насилия

Доступ к статистическим данным относительно масштабов насилия в отношении женщин в Турции ограничен, кроме того, сама информация не вполне достоверна. Как и во многих других странах, реальные масштабы проблемы не изучены. В 1994 году общественный протест вызвала информация, полученная Комиссией по статусу женщин, свидетельствующая, что более 40 процентов мужчин уверены в том, что в процессе «воспитания» женщин и девочек не исключено насилие. В 2000 году в анкету переписи населения не вошёл ни один вопрос о насилии в отношении женщин.

«Международная Амнистия» считает одним из важнейших шагов на пути к ликвидации насилия в отношении женщин организацию правительством тщательного контроля и статистического учета за подобными случаями, какой бы сложной не казалась эта задача.

В мире как минимум одна из трёх женщин в течение своей жизни подвергается побоям, сексуальному принуждению или иным формам насилия. Насильником, как правило, является родственник женщины или кто-то из ее знакомых. От 40 до 70 процентов убитых женщин являются жертвами своих сексуальных партнеров6. Ряд небольших исследований позволяет предположить подобный или даже более высокий уровень насилия в отношении женщин в Турции.

Среди женщин, обратившихся за помощью по телефону доверия, 57 процентов подверглись физическому насилию, 46,9 процента - сексуальному насилию, 14,6 процента стали жертвами инцеста и 8,6 процента - изнасилования7.

Данные опроса, проведенного в 1995 году среди женщин, проживающих в стихийном поселении (так называемом «гесеконду») в столице страны Анкаре, свидетельствуют о том, что 97 процентов женщин подвергаются насилию со стороны мужей.

В ходе опроса, проведённого в 1996 году среди семей со средним достатком и достатком выше среднего, первоначально только 23 процента женщин подтвердили, что мужья жестоко обращаются с ними. Однако это число возросло до 71 процента, когда они ответили на вопросы о конкретных формах насилия8.

Еще один опрос показал, что 58 процентов женщин являются жертвами домашнего насилия не только со стороны мужей, женихов, приятелей и братьев, но и их родственников, в том числе женского пола.

По данным опроса среди женщин, принадлежащих к среднему и высшему классу, 63,5 процента становились жертвами сексуального насилия.9

По данным еще одного исследования, из 40 женщин, умерших насильственной смертью, 34 - умерли дома, 20 - были найдены повешенными или отравленными, 20 имели явные признаки насильственной смерти, 10 - при жизни подвергались домашнему насилию.

Исследование, проведенное общественными медицинскими центрами городе Бурса на северо-западе Турции, показало, что 59 процентов женщин являются жертвами насилия10.

Фонд «Мор чати» («Пурпурный кров») с 1990 по 1996 год опросил более 1259 женщин. По данным этого исследования, 88,2 процента женщин живут в атмосфере постоянного насилия, 68 процентов - подвергаются побоям со стороны мужей.11

По результатам опроса женщин в Анкаре, 64 процента терпят насилие со стороны мужей, 12 процентов - со стороны бывших мужей, 8 процентов - со стороны сожителей и 2 процента - со стороны родственников мужа. 16 процентов сообщили, что мужья насиловали их.12

По данным опроса 599 женщин из юго-восточной части страны, 51 процент становились жертвами супружеского изнасилования, а 57 процентов - физического насилия13.

<…>

Дискриминация и насилие в отношении женщин

Дискриминация и насилие тесно взаимосвязаны. Общая рекомендация №19 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин гласит, что «насилие по половому признаку представляет собой одну из форм дискриминации, которая препятствует женщинам осуществлять свои права»14. Дискриминация женщин начинается с рождения. В некоторых районах страны семьи обмениваются новорожденными девочками и силой заставляют молодых девушек вступать в ранние браки. Если говорить об образовании, гораздо меньше девочек, чем мальчиков посещают школу и получают высшее образование. Во взрослой жизни женщины сталкиваются с дискриминацией дома, в обществе и на работе. Физическое насилие, жертвами которого женщины становятся дома и в обществе, может привести к травмам, серьезным телесным повреждениям или смерти.

Несмотря на то, что насилие в отношении женщин носит всеобщий характер, многие из женщин более беззащитны перед лицом насилия в связи с их расовой принадлежностью, социальным статусом, культурой, сексуальными особенностями или ВИЧ-статусом. В связи с существующей культурой насилия, турецкие женщины подвергаются двойной опасности: стать жертвой насилия и не получить правовой защиты. Особому риску подвергаются женщины из социально неблагополучных слоев общества - женщины из семей с низким достатком или беженцы из регионов, затронутых военным конфликтом или стихийным бедствием.

Фонд развития ООН в интересах женщин установил, что среди культурных факторов, обуславливающих высокий уровень насилия в семье и обществе, можно также назвать двойные стандарты сексуального поведения, жесткие гендерные роли, образовательные барьеры, изоляцию женщин и отсутствие необходимой помощи, терпимое отношение общества к физическому «наказанию» женщин и детей, а также допустимость насилия при разрешении конфликтов15.

«Если вы не смогли получить образование, виноваты не вы, виновато правительство».

Министр образования Хусейн Челик в своей речи,
обращенной к школьницам города Ван, июнь 2003 года

Ограничение права женщин на образование способствует ограничению их права на получение информации о своих правах, таких как свобода выбора жизненного пути, свобода от насилия и право на доступ к правосудию. По данным ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН), в Турции 640 тысяч девочек не получают обязательного образования, несмотря на тот факт, что женщины по закону имеют равные права на образование16. Среди населения страны в возрасте от 15 лет и старше, 77 процентов женщин и 93 процента мужчин умеют читать и писать. Мальчики чаще, чем девочки, продолжают образование после курса начальной школы.17 Школьные учебники укрепляют гендерные стереотипы, характеризующие мужчину как лидера, а женщину - как домохозяйку18. По мнению ЮНИСЕФ, отчасти в дискриминации по признаку пола в сфере образования нужно винить правительство. При поддержке ЮНИСЕФ турецкое правительство в 2003 году начало кампанию, направленную на привлечение всех девочек в школу.

Культура насилия в отношении женщин косвенно сказывается на образовании девочек. Несмотря на то, что все учителя обязаны в начале своей карьеры отработать определённый срок в сельской местности, женщины, как правило, избегают работы в сельских школах, так как боятся подвергнуться насилию. Вследствие этого сельские дети лишены ролевой модели женщины-учительницы, чей пример мог бы побудить семьи отправить девочек в школу.

Ограничение права девочек на образование представляет собой, помимо прочего, одну из форм экономической дискриминации. В будущем они вряд ли смогут реализовать свой потенциал в какой-либо профессиональной области, в том числе политике. Мужчины больше зарабатывают: заработная плата женщин составляет от 20 до 50 процентов той, что получают мужчины. Мужчинам принадлежит 92 процента всей собственности и приблизительно 84 процента валового внутреннего продукта. Доля женщин, участвующих в политической жизни страны, чрезвычайна мала. В ходе парламентских выборов 2002 года женщины получили только 24 места из 550 возможных. Ассоциация поддержки и образования женщин-кандидатов («Кадин адайлари дестеклеме ве эгитме дернеги» KA-DER), обратилась к политическим партиям с призывом поддержать кандидатуры женщин на муниципальных выборах 2004 года. Однако их обращение осталось без ответа. В 2004 году только один процент женщин был избран в муниципальные органы власти и только одна женщина заняла министерский пост в правительстве страны. Одним из сдерживающих факторов на пути женщин в политику являются высокие денежные взносы, взимаемые с политических кандидатов.

Нищенское существование женщин может просто сопутствовать насилию или быть обусловлено им, являясь при этом, как показали исследования во всем мире, одним из важных факторов, определяющих решение женщины оставить жестокого родственника. Помимо нищеты, последствия насилия для здоровья также могут быть чрезвычайно губительны. В 2002 году Совет Европы принял рекомендацию, объявляющую насилие в отношении женщин общественной и политической проблемой. В этой рекомендации насилие было названо основной причиной смерти и инвалидности среди женщин в возрасте от 16 до 44 лет19. Женщины подвергаются опасности быть убитыми, совершить самоубийство, получить телесные повреждения. Среди последствий насилия можно также назвать депрессию, хронические боли, психосоматические расстройства, проблемы с репродуктивным здоровьем, нежелательную беременность, заболевания, передающиеся половым путём, и другие болезни. Последствия насилия могут сохраняться в течение долгого времени и имеют свойство накапливаться.

Принуждение к вступлению в брак

Насильственный брак, в отличие от брака по предварительной договоренности, характеризуется как «любой брак, заключаемый без определённо выраженного согласия обеих сторон, который может сопровождаться принуждением, психологическим унижением, эмоциональным шантажом, а также давлением со стороны родственников или социума. В крайних случаях такой брак может сопровождаться физическим насилием, жестоким обращением, похищением, заключением и убийством жертвы»20.

Исследование, проведенное в нескольких провинциях на востоке и юго-востоке Турции, где доступ женщин к образованию и услугам более ограничен, чем в остальных частях страны, выявило, что 45,7 процентам женщин не сообщили о возможности самостоятельно выбирать супруга, а 50,8 процента - выдали замуж без их согласия. По данным того же исследования, 57 процентов незамужних женщин, не получивших или не закончивших начальное образование, предполагают, что их брак должны устроить родственники, тогда как среди женщин, получивших среднее и высшее образование, эта цифра составляет всего 9,3 процента.

Мужчины используют насильственный брак, как средство избежать наказания за сексуальное насилие, изнасилование и похищение. Правительство предложило исключить из проекта поправок к уголовному кодексу положение, согласно которому мужчины могут избежать или сократить срок своего наказания, женившись на жертве. В ноябре 2003 года в ходе дебатов, направленных на устранение подобной «лазейки» в законодательстве, министр внутренних дел, Абдулкадир Аксу, сообщил, что в 2002 году суд смягчил приговоры 546 мужчинам, а за первые четыре месяца 2003 года - 163, по статье «лишение девственности с обещанием жениться»21.

Отсутствие согласия потерпевшей

В Самсуне на севере Турции приговор за изнасилование в виде лишения свободы сроком на семь лет был вынесен условно, а преступник освобожден из-под стражи, после того как он согласился жениться на изнасилованной им 14-летней девочке. Девочка рассказала суду, что после изнасилования она не может спокойно пройти по деревне или с кем-нибудь заговорить, потому что ей стыдно22.

Женщина из города Урфа в течение семи лет брака терпела побои мужа, но, в конце концов, вернулась в семью отца в другом городе. Муж сломал ей несколько ребер, и женщина проходила курс лечения. Когда она узнала, что отец собирается после выздоровления вернуть ее к мужу, она утопила себя и трех своих детей в Евфрате23.

Насильственный брак нарушает право женщины на свободный выбор партнера, право, закрепленное Всеобщей декларацией прав человека24, а также предусмотренное Международным пактом о гражданских и политических правах25 и Конвенцией ООН о правах женщин, которые Турция обязана соблюдать как государство-участник. Кроме того, последствия могут быть фатальными: отказ означает смерть. Женщинам приходится подчиняться насилию, тех же, кто ищет укрытия от жестоких супругов у своих родственников, заставляют вернуться к ним.

В некоторых провинциях по-прежнему практикуется такая традиция, как «бердел». Как уже было отмечено, эта традиция подразумевает обмен девушками. Девушка из одной семьи выходит замуж за одного из сыновей другой (или той же обширной) семьи, тогда как его сестра в свою очередь вступает в брак с кем-либо из первого семейства. Это происходит для того, чтобы избежать расходов по «выкупу невест».

Известно также, что женщин принуждают выходить замуж в качестве компенсации за «кровную месть», для того чтобы члены противоборствующего клана не убили одного из мужчин. Иногда мужчины похищают девушку в отместку за неуважение или вред, нанесённый им семьёй девушки или будущего жениха. В результате девушка не может больше выйти замуж.

Ранние браки

«Я выступал в качестве защитника в суде по делу об изнасиловании девушки женатым мужчиной, в доме которого она работала. Судья сказал ему: «Ну, ты молодец!» Я вскочил в знак протеста с намерением заявить отвод судье, но старший брат девушки заставил меня сесть. Он сказал: «Один старик согласился на ней жениться [несмотря на изнасилование]. Если дело затянется, он может передумать».

Адвокат из Анкары26

В возрасте 13 лет «Мине» была продана своим братом с целью заключения брака. Брат «Мине», пастух, был ее единственным родственником в деревне. У него самого было трое детей, и лишний рот ему был не нужен. Переговоры велись через соседей по деревне, «Мине» дала своё «согласие», и её руку украсил маленький золотой браслет. Мужчина, который купил «Мине», и его отец изнасиловали девочку. Когда брат «Мине» приехал, чтобы навестить ее в Стамбуле, девочке было стыдно говорить с ним об изнасиловании, тем не менее, она сказала брату, что не хочет выходить замуж. Он возразил, что со временем она привыкнет. Спустя три месяца, которые «Мине» провела взаперти дома, ее продали в сексуальное рабство и под страхом смерти в течение месяца заставляли заниматься проституцией на улице. «Клиенты», которых «Мине» умоляла помочь ей сбежать, оставались глухи к её просьбам, хотя некоторые платили сутенерам, не переспав с ней. Позже «Мине» начала работать в ночном клубе, где она по-прежнему просила клиентов о помощи, несмотря на угрозы со стороны сутенеров. Наконец, однажды мужчина, дочь которого была примерно одного с «Мине» возраста, разрешил ей воспользоваться своим мобильным телефоном. Она договорилась о встрече со своим кузеном, и ее родственники обратились в полицию. Мужчина, который первоначально купил девочку, а также его отец были взяты под стражу; в отношении еще 20 лиц начато предварительное расследование27.

Турецкое законодательство разрешает вступать в брак «по достижению 18 лет». Если вступающие в брак являются несовершеннолетними, то есть не достигли 18-летнего возраста, им необходимо получить согласие родственников. В исключительных обстоятельствах мужчина или женщина могут вступить в брак с разрешения судьи «по достижению 17 лет»28. Согласно международным нормам в области прав человека, лица моложе 18 лет считаются детьми. Насильственные и ранние браки нарушают международные правовые нормы и положения турецкого законодательства, тем не менее, в некоторых регионах Турции закон зачастую нарушают. Религиозные бракосочетания («имам никахи»), не имеющие законной силы и обычно дополняющие гражданскую свадебную церемонию, часто используются для заключения ранних или полигамных браков. Женщины, не вступившие в законный брак, не могут прибегнуть к защите в рамках «Закона об охране семьи» 1998 года, несмотря на то, что данное законодательство, помимо прочего, призвано предотвращать ранние браки. Браки между детьми по определению являются насильственными, так как согласие ребенка не может считаться добровольным29.

Принуждение женщин к вступлению в брак усиливает неравенство женщин в обществе, что ограничивает свободу выбора и ставит их в уязвимое положение перед лицом насилия. Ранняя беременность может иметь серьёзные последствия как для матери, так и для ребёнка. В подавляющем большинстве случаев инициаторами ранних браков выступают родственники девушек. Чем ниже доход семьи и уровень образования девушки, тем выше для нее вероятность раннего насильственного вступления в брак. Таким образом, гарантия прав девушек на получение образования является одной из наиболее эффективных мер по искоренению практики ранних браков.

«Отец не хотел, чтобы я училась, поэтому меня забрали из школы довольно рано (я отучилась только три года) ...Менеджер с моей работы поддержал меня, и в 14 лет я вернулась в школу и получила аттестат об окончании начальной школы. Он столько сделал для меня; он... дал мне книги, чтобы я могла учиться... Я хотела стать врачом, но вместо этого в 16 лет вышла замуж. Однажды мой муж ударил меня, я ушла из дома и вернулась к родителям. Тем вечером отец увидел, как муж возвращается домой, и велел мне вернуться до его прихода и приготовить ужин. Я отказалась, и отец сильно разозлился на меня. Хотя отец не знал, что муж ударил меня, это ничего бы не изменило, поскольку отец бил мою мать... Тем не менее муж уважал моего отца, и после этого случая ситуация изменилась к лучшему. Я хочу, чтобы моя дочь ходила в школу и получила образование»30.

<…>

Культура насилия

Совсем недавно на юго-востоке Турции закончился вооруженный конфликт между турецкими вооруженными силами и оппозиционной группировкой Рабочая партия Курдистана (РПК), продолжавшийся почти двадцать лет. В результате военных действий погибло более 30 тысяч человек. Кроме того, около миллиона человек стали жертвами вынужденного переселения. Службы государственной безопасности в массовом порядке уничтожали деревни и имущество жителей. Тысячи преступлений против прав человека, в том числе нераскрытые убийства и «исчезновения», систематические пытки и ограничения свободы слова, глубоко травмировали местное население. Конфликт способствовал расколу общества. Вынужденная внутренняя миграция лишила людей средств к существованию, нанесла серьёзный ущерб сельскому хозяйству и остановила развитие региона.

Процесс реформирования вышел на новый виток развития в августе 2002 года, когда заключенным упростили доступ к правой помощи, запретили смертную казнь и разрешили обучение и радиовещание на языках меньшинств. Несмотря на то, что конфликт в значительно меньшей степени затронул население восточной части Турции, ограничения свободы слова и мирного выражения несогласия с официально принятой точкой зрения были введены на территории всей страны. Правозащитники по-прежнему призывают правительство привлечь к ответственности виновных в преступлениях против прав человека, совершённых во время вооружённого столкновения.

В юго-восточной части Турции лицам, ответственным за преступления против женщин, в основном, удалось избежать наказания. По-прежнему сохраняются такие явления, как нарушение прав человека, ограничение свободы слова и безнаказанность служб государственной безопасности31. В ситуации, когда насилие со стороны государства и членов вооруженной оппозиции стало нормой, право женщин на правовую защиту от домашнего насилия было чрезвычайно ограничено и продолжает оставаться таковым.

Во время и после вооружённого конфликта женщины находятся в более уязвимом положении перед лицом насилия. В период конфликта возрастает также уровень домашнего насилия. Последствия вооружённого столкновения сохраняются в течение длительного времени по окончании непосредственно военных действий. Женщины, вынужденные покинуть свои дома, подвергаются еще большему риску, который представляют для них как службы государственной безопасности, так и гражданское население. Тяготы жизни в постконфликтном обществе, расколотом на части вследствие вынужденной миграции, недоверия и разрушений, тяжким бременем ложатся на плечи женщин. Страх перед большим городом, его анонимностью и множеством незнакомых людей осложняет отношения между людьми, не привыкшими к такой запутанности в деревне. Молодые женщины открывают для себя ранее неизведанные свободы и вступают в такие отношения с мужчинами, которые делают возвращение к родственникам невозможным в связи с угрозой подвергнуться насилию. Выбор партнера также ставит женщин в уязвимое положение с точки зрения насилия, так как мужчины пользуются тем, что возможности женщин ограничены.

Те, кто в поисках работы был вынуждены переехать из юго-восточной части страны в города на западе и юге Турции, живут в нищенских условиях. Города не справляются с дополнительной нагрузкой, обусловленной притоком миллионов неимущих перемещенных лиц. В этой ситуации женщины более уязвимы перед лицом насилия и чаще сталкиваются с ним. Власти не ведут систематического контроля над уровнем насилия в отношении женщин на территории всей страны и не способны обеспечить создание инфраструктуры, гарантирующей защиту женщин от насилия. Гражданские общественные организации, особенно в сельской местности, не обладают достаточными возможностями и не способны в одиночку взять на себя эти функции. По результатам исследований, женщины, пострадавшие в результате насилия, меньше зарабатывают, чаще оказываются безработными и чаще вынуждены менять место работы.

В школе 64 процента детей подвергаются жестокому обращению со стороны учителей или руководства школы32. По данным одного из последних исследований, 40 процентов военнослужащих сталкивались с физическим насилием33. Очевидно, что люди, применяющие на работе силу и пользующиеся оружием, чаще прибегают к насилию в отношении своих жен и детей. «Международной Амнистии» стало известно о том, что Женский центр юридической помощи Анкары опубликовал исследование, в котором рассмотрел случаи проявления насилия со стороны сотрудников службы безопасности в отношении своих жен34. Здесь приведен один из типичных случаев:

«Муж начал избивать меня сразу после свадьбы. У меня три справки из травмопункта, освобождающие меня от работы на срок о пяти до семи дней [подобные справки выдаются только в случае тяжелых телесных повреждений или психического расстройства]. Суд вынес моему мужу судебных запрет сроком на два месяца [запрещающий ему приближаться к дому]. Суд также приказал конфисковать все его оружие. Но мой муж - полицейский, а именно полиция должна была следить за соблюдением запрета и конфисковать оружие. Поэтому они ничего не предприняли. Муж продолжал избивать меня… Он часто бил меня дубинкой…. Однажды, когда я пришла в полицейский участок, полицейские отказались мне помочь. «Сестренка, твой муж - суперинтендант, что тут можно сделать?» - сказали они и отправили меня домой. Муж часто подносит к моему виску пистолет и грозится застрелить меня».

Толерантное отношение к насилию

«Разумеется, он должен тебя наказывать; кто знает,
может быть, ты этого заслуживаешь». (Брат)

«Потерпи ещё немного, всё изменится» (в ответ на то, что женщину заперли в доме).«Твой отец меня тоже бил. Не зли мужчин». (Мать)

Из доклада фонда «Мор чати», посвящённого ответам на жалобы женщин на насилие35. Организация выяснила, что только одна из трёх женщин, с которыми они работают, может рассчитывать на поддержку своей семьи в борьбе с домашним насилием.

Активисты, отстаивающие права женщин, пытаются противостоять сложившимся в обществе стереотипам, обусловливающим толерантное отношение к насилию, направленному против женщин, несмотря на то, что нередко подобное мнение разделяют правительственные чиновники и общественные деятели. Даже после того как благодаря правовым реформам из законодательства были изъяты правовые санкции, поощряющие дискриминацию, стереотипы, регулирующие поведение женщин в соответствии с установленными правилами, по-прежнему ограничивают их свободу выбора.

Среди тех, кто призван защищать права человека, также можно столкнуться с нежеланием поддержать активные меры борьбы за права женщин. В июне 2003 года исполнительный комитет Измирской ассоциации адвокатов, состоящий исключительно из мужчин, закрыл действующий при коллегии Женский центр юридической помощи, в котором якобы не было необходимости36, несмотря на те важнейшие начинания, инициаторами которых выступили женщины-юристы Центра. Центр организовал обучение сотрудников полиции, темой которого стала борьба с насилием в отношении женщин, а также достиг определённых успехов в установлении рабочих взаимоотношений с представителями полиции и органов юстиции.

Предложенные поправки к уголовному кодексу, отменяющие практику смягчения приговора насильникам, готовым жениться на своих жертвах, столкнулись с противодействием в самых высоких слоях общества. По мнению профессора уголовного права Догана Сояслана, члена Подкомиссии по разработке поправок к уголовному кодексу при Министерстве юстиции: «Никто не женится на женщине, если она не девственница. Если что-то подобное случается, родственники предпочтут, чтобы девушка вышла замуж за этого человека. Лицемерно было бы утверждать иное. Многие мужчины сказали бы: «Если кто-то похитит мою сестру и не женится на ней, я убью этого человека... Если бы я оказался на месте изнасилованной женщины, я бы вышел замуж за насильника. Со временем привыкаешь ко всему»37.

В 2000 году в ходе опроса группы студентов университета мужского пола38 50 процентов опрошенных сообщили, что, если они узнают, что их будущая жена не девственница, они немедленно оставят её, выбросят на улицу, вернут родственникам или даже убьют. Это мнение разделяют многие39.

Изменение законодательства не повлияет на обычаи, которые по-прежнему будут ограничивать возможности женщин. Исследование, проведённое в одной из больниц Стамбула после принятия закона, запрещающего принудительную «поверку на девственность», показало, что 208 женщин «добровольно» прошли проверку по «социальным причинам»40.

«В первую брачную ночь у меня не пошла кровь. Муж порезал руку, чтобы показать доказательства всей улице. Утром на следующий день он немедленно отвёл меня к врачу, чтобы тот подтвердил мою девственность. Несмотря на то, что девственная плева оказалась цела, он до сих пор иногда относится ко мне высокомерно. Я до сих пор не знала, что для некоторых женщин отсутствие крови - обычное явление».41

«Мы живем в обществе, в котором многие женщины верят в то, что их жизнь значит меньше, чем тоненькая плева», - сообщила «Международной Амнистии» юрист и правозащитник Гуля Гулбахар.

Домашнее насилие влечёт за собой далеко идущие последствия. Женщины зачастую усваивают социальные стереотипы, оправдывающие насилие в отношении их самих. Ряд исследований подтвердил низкий уровень самооценки турецких женщин.

Большинство женщин уверены, что мужчины имеют гораздо больший вес в обществе, чем они сами: один из опросов показал, что в некоторых областях страны приблизительно 90 процентов опрошенных считают, что мужчина является главой семьи42.

Многие женщины считают себя менее умными в сравнении с мужчинами: по данным ещё одного исследования - более 60 процентов опрошенных43.

Женщины считают даже, что заслуживают физического «наказания»: более 70 процентов, по результатам одного из исследований, проведенного в сельской местности44.

В некоторых случаях женщины «наказывают» сами себя, совершая самоубийство, чтобы освободить своих родственников мужского пола от какой бы то ни было ответственности, в том числе уголовной.

Риску подвергаются также дети, которые зачастую оказываются как свидетелями, так и жертвами домашнего насилия. По результатам одного из исследований, проведённых среди учащихся средней школы, 30 процентов опрошенных живут в атмосфере домашнего насилия, 22 процента - подвергались жестокому обращению со стороны членов семьи. Такие дети чаще испытывают симптомы депрессии, более подвержены суицидальным мыслям и более склонны к агрессивному поведению по отношению к самим себе, чем их сверстники.


1 Интервью «Международной Амнистии», июль 2003 года
2 Г.А. рез. 48/104, 48 U.N. GAOR Supp. (No. 49) at 217, Док. ООН A/48/49 (1993)
3 Радхика Кумарасвами, Специальный докладчик ООН по вопросам насилия в отношении женщин. Доклад Комиссии по правам человека. Док. ООН E/CN.4/2003/75, 6 января 2003 года, параграф 30
4 Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Общая рекомендация №19, Насилие в отношении женщин, (одиннадцатая сессия, 1992года), Сборник общих комментариев и общих рекомендаций, принятых организациями соглашений по правам человека, Док. ООН HRI\GEN\1\Rev.1 at 84 (1994 г.), параграф 6
5 Всемирная организация здравоохранения, Всемирный доклад о насилии и здоровье, Женева, 2002 года. (http://www.who.int/violence_injury_prevention/violence/world_report/wrvh1/en/)
6 Л. Хайсе, М. Эллсберг и М.Готтемёллер «Ликвидация насилия в отношении женщин». Доклад о населении, Серия Л, № 11, Балтимор, Школы общественного здравоохранения при Университете Джонса Хопкинса, декабрь 1999 года, стр.1; Всемирный доклад о насилии и здоровье Всемирной организации здравоохранения, стр. 118.
7 Опрос женской организации KA-MER, проведённый среди 1702 женщин, позвонивших по телефону доверия с 1999 по 2003 год
8 Женщины в Турции 2001 год, Генеральная дирекция по статусу и проблемам женщин (Tьrkiye’de Kadin, TC. Basbakanlik Kadinin Statьsь ve Sorunlari Genel Mьdьrlьрь), Анкара, август 2001 год, стр. 113.
9 У. Саин, Н. Зиялар и И. Кахая «Сексуальное поведение в среде образованных турецких женщин», Материалы конференции, Институт судебных наук, Стамбул, сентябрь 2003 года.
10 Н. Эргин и Н. Билгел «Оценка масштабов насилия в отношении женщин в центральном районе провинции Бурса» («Bursa Эl Merkezinde Kadinlara Yцnelik Siddetle Ilgili Durum Saptamasi Arastirmaso»), Исследование, проведённое студентами акушерского отделения Улудакского Университета в провинции Бурса, Журнал медицинского дела, Турецкая ассоциация медицинских сестёр, 2001 год. (51): 1-2 стр. 10.
11 Фонд «Мор чати» «Мое будущее – в моих руках» (Mor Зati Kadin Siginagi Vakfi, Gelecegim Elimde), Стамбул, 1997 год, стр. 34-35.
12 Исследование, проведенное Анталийским Центром поддержки и солидарности женщин, среди 190 женщин, пострадавших в результате насилия, 1995 год
13 «Женщины и сексуальность в мусульманском обществе», под ред. П. Илккаракан , Женщины за права женщин, Стамбул, 2000 год.
14 Полную версию обсуждения насилия по половому признаку в отношении женщин, см. «Всё в наших руках: Остановим насилие в отношении женщин», Индекс МА: ACT 77/003/2004
15 Фонд развития в интересах женщин ООН, «Не минутой больше: Ликвидация насилия в отношении женщин», Нью-Йорк, 2003 год. (http://www.unifem.org/index.php?f_page_pid=207).
16 ЮНИСЕФ, «Положение детей в мире», 2004 год. (http://www.unicef.org/sowc04/sowc04_chapters.html)
17 Университет Хасеттепе и ЮНФПА, Народонаселение Турции и исследование в области здравоохранения (Hacettepe Ьniversitesi Nьfus Etьtleri Enstitьsь), 1998 год. В 1998 году процентное соотношение женщин и мужчин, все ещё получающих образование, составляло: в возрасте от 6 до 15 лет - 62,6 процента по сравнению с 74 процентами; от 16 до 20 лет – 19,6 процента по сравнению с 31,6 процентами; и возрасте от 21 до 24 лет – 8,9 процента по сравнению с 14,7 процентами.
18 Н. Устундак, «Обзор учебников 1-3 классов турецкой школы с точки зрения критериев защиты прав человека и равноправия мужчин и женщин», Женщины за права женщин, Стамбул 2001 год
19 Рекомендация совета Европы 1582 (2002 год), Насилие в отношении женщин в семье. Принята 27 сентября 2002 года.
20 Аин О Салиш Кендра и Ширкат Гах, Сбор данных по проблеме насильственных браков, представленный центром Интерайтс рабочей группе Министерства внутренних дел Великобритании, март 2000 года. (http://www.soas.ac.uk/honourcrimes/FMsubmission.htm)
21 Газета «Radikal», Стамбул, от 9 ноября 2003 года. Закон иногда используется молодыми людьми для того, чтобы получить разрешение семьи на брак.
22 Из информационного бюллетеня женской правозащитной организации из Анкары, «Летающая метла» (Uзan Sьpьrge), декабрь 2003 года.
23 Интервью «Международной Амнистии» с активисткой правозащитного движения, июнь 2003 года.
24 Статья 16 (2).
25 Статья 23 (3).
26 Интервью «Международной Амнистии», Анкара, сентябрь 2002 года.
27 «Radikal» от 29 июня 2003 года.
28 Статьи 124 и 126 Гражданского кодекса Турции.
29 Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин утверждает, что «обручение девочек или обязательства, взятые членами семьи от их лица… нарушают не только Конвенцию, но также и право женщин свободно выбирать себе партнёра» (Общая рекомендация № 21, параграф 38)
30 Интервью «Международной Амнистии», северо-западная часть Турции, 10 июля 2003 года
31 Например, см. «Международная Амнистия», Законодательные ограничения, произвол: давление на правозащитников (Индекс МА: EUR 44/002/2004); От проекта к практике: воплощение изменений в реальность (Индекс МА: EUR 44/001/2004); Обеспокоенность в Европе: Турция (Индекс МА: EUR 01/016/2003).
32 Газета «Radikal» 26 апреля 2004 года сообщила о том, что сотрудники педагогического факультета университета в Чукурова опросили 280 преподавателей и 900 учащихся начальной школы и выяснили, что побоям подвергаются 50 процентов девочек и 75 процентов мальчиков.
33 Исследование было проведено Университетом Аегана при поддержке Европейского Союза. «Роль юристов коллегии адвокатов Измира в движении по предотвращению пыток». Декабрь 2003 года, Измир
34 Интервью «Международной Амнистии», сентябрь 2002 года.
35 Террор в семье (Evdeki terцr), Фонд «Мор чати», Стамбул, 1995 год.
36 Интервью «Международной Амнистии» с юристами Женского центра юридической помощи, 17 июня 2003 года.
37 «Radikal» от 23 октября 2003 года.
38 Исследование, проведённое в Конье среди 350 студентов.
39 По данным опроса студентов университета в Анкаре, от 40 до 50 процентов студентов и от 18 до 36 процентов студенток считают, что женщина должна до свадьбы оставаться девственницей. Исследование, проведённое факультетом социальной антропологии университета Анкары (Иларс, 2002 год).
40 Н. Алкан, А. Баксу, Б. Баксу и Н. Гокер, «Гинекологические исследования в Турции по социальным и правовым мотивам: Данные больничных исследований», «Хорватский медицинский журнал», 2002 год, 43 (3), 338-341. Исследования проводились в период с 1999 по 2001 год.
41 Доклад женщины, участвующей в женской правозащитной программе в Турции, процитированный Илкаракан и Серал, «Право женщины на сексуальное наслаждение» в «Женщины и сексуальность в мусульманском обществе», под ред. П. Илккаракан , Женщины за права женщин, Стамбул, 2000 год.
42 Опрос проводился среди 1836 человек в возрасте старше 18 лет в 21 провинции страны. Опрашиваемым задавался вопрос на тему, кто имеет больший авторитет в семье: 66,8 процента ответили, что мужчина, 27,4 процента признали, что и мужчина, и женщина; 5,6 процента сообщили, что женщина. Компания E & G Research Company проводила исследование в 102 пригородных зонах и сёлах. Результаты заметно отличаются в зависимости от региона, в котором проводился опрос. В причерноморском регионе 87,8 опрошенных сообщили, что мужчина – глава семьи; в Аегане – только 37,2 процента. «Radikal» от 11 сентября 2002 года.
43 Женщины в девяностых. Турецкий институт статистики, 1996 год. По данным опроса, проведённого среди женщин от 15 до 49 лет, данное мнение разделяют 36,5 процента женщин в городах и 62,6 процента в сельской местности.
44 Женщины в девяностых. Турецкий институт статистики, 1996 год. По данным опроса, проведённого среди женщин от 15 до 49 лет, данное мнение разделяют 38,2 процента женщин в городах и 71,4 процента в сельской местности.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.