Rambler's Top100

№ 223 - 224
21 ноября - 4 декабря 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Прибыльная миграция

Мигранты и рынки труда крупных российских городов: согласование взаимных интересов

Предпринимательство иммигрантов в США: уроки для России?

Молдавские строители в России: проблемы интеграции в принимающий социум

Миграционные процессы в современном Таджикистане

Прогнозирование внешних миграций населения Украины

Прибыльная миграция1

Девеш Капур, Джон Макхейл
(Опубликовано в журнале "Pro and contra", июль-август 2005, с. 81-90)

Каждый день мигранты из развивающегося мира, работающие в богатых странах, посылают деньги своим семьям, остающимся на родине. Обычно это скромные суммы в несколько сотен долларов, пересылаемые время от времени. Тем не менее в 2002 году общий объем таких переводов достиг 80 млрд. долларов, что больше всей иностранной помощи бедным странам. Таким образом, денежные переводы гастарбайтеров становятся одним из крупнейших источников поступления иностранной валюты. Благодаря буму 1990-х годов приток денежных средств от мигрантов спасает от нищеты целые страны, формирует новые финансовые каналы и меняет международную политику.

Новая роль денежных переводов

Какой из источников притока иностранной валюты в бедные страны самый надежный? Где тот главный канал, через который малый семейный бизнес в развивающемся мире подпитывается иностранным капиталом? Как удается выжить населению "несостоявшихся государств", подобных Афганистану, Гаити, Либерии и Сомали? За счет чего финансируются внутренние конфликты в таких разных местах, как Северная Ирландия, Шри-Ланка и Руанда? Что позволяет экономически слабым странам, например Армении и Эритрее, справляться с бременем конфронтационной внешней политики и выносить все тяготы губительных пограничных конфликтов?

На все эти непростые вопросы можно дать один общий ответ: денежные переводы, то есть деньги, которые мигранты зарабатывают за границей и затем пересылают своим семьям, остающимся на родине. "Материнское молоко для бедных наций" - так определила данный феномен одна азиатская газета. И это не преувеличение. По мере того как за последние два десятилетия национальные границы все более открывались для въезда иностранных рабочих, объем денежных переводов в развивающиеся страны стремительно возрастал с 17,7 млрд. долларов в 1980-м до 30,6 в 1990-м и почти 80 млрд. долларов в 2002 году. Денежные переводы стали важным источником иностранной валюты для бедных стран. В 2001-м они вдвое превысили объем иностранной помощи и в десять раз - чистый приток частного капитала (сумма, остающаяся за вычетом вывезенной прибыли и выплаченных процентов). В наибольшем выигрыше оказался нижний сегмент стран, имеющих средний уровень доходов (валовый национальный доход на душу населения от 736 до 2935 долларов), на долю которых приходится почти половина всех денежных переводов, отправляемых трудовыми мигрантами. В последнее время пересылка этих средств стала привлекать пристальное внимание правительств, фондов и международных организаций. Межамериканский банк развития (IDB) профинансировал специальное исследование механизмов, призванных помочь мигрантам из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, обосновавшимся в Соединенных Штатах, пересылать заработанные деньги на родину. Объем таких денежных переводов в эти страны только в 2002 году составил 32 млрд. долларов, что в 20 раз превышает объем американской помощи всему региону. Агентство США по международному развитию выделило 500 тысяч долларов на реализацию подобной программы для 20 млн. рабочих из Мексики, которые в 2002-м переслали домой почти 10 млрд. долларов (а это вдвое больше годовой стоимости мексиканского сельскохозяйственного экспорта и на треть превышает доходы страны от туризма).

Правительства развивающихся стран также делают все возможное, чтобы стимулировать поступление денег от мигрантов. Так, в Пакистане, где объем поступающих денежных переводов, по оценкам, должен был достигнуть в 2003-м рекордной суммы в 4,5 млрд. долларов, был обнародован план дополнительного "экспорта" 200 тысяч рабочих-мигрантов. "Такой экспорт трудовых ресурсов повысит благосостояние 200 тысяч семей, подобно тому как строительство четырех дамб и двух шоссейных дорог в разных частях страны обеспечит занятость и поддержку 500 тысяч семей", - заявил министр труда Пакистана.

Но правительства и международные организации волнуют не только крупные размеры переводимых сумм. Денежные переводы стали самым стабильным источником финансовых поступлений. В отличие от иностранной помощи поток денежных трансфертов не зависит от прихоти правительств стран-доноров и не обременен жесткими условиями, оговариваемыми международными кредитными учреждениями. В противоположность иностранным инвестициям или займам на денежные переводы никак не может повлиять стадный инстинкт частных инвесторов и финансовых воротил. В периоды экономических кризисов, когда особенно велика потребность в деньгах, развивающиеся страны теперь испытывают зависимость не от экономически могущественных стран и не от хитросплетений финансовых рынков, а от миллионов - во всех иных отношениях отнюдь не влиятельных - мигрантов, работающих за рубежом. Если говорить о финансовых условиях, то нельзя не признать, что денежные переводы мигрантов - для государства сущий подарок. В то время как привлечение других источников капитала предполагает, что страна-получатель несет определенные издержки (например, выплачивает проценты по займам или позволяет инвесторам вывозить из страны прибыль), денежные переводы мигрантов, напротив, не требуют никакого обслуживания.

В рамках сообщества развивающихся стран практика денежных переводов находит отклик в глубоко укорененных представлениях людей. Она отвечает коммунитарной идее "третьего пути" - в отличие от неэффективного социализма и дикого капитализма - и означает реализацию на практике принципа самопомощи. Люди из бедных стран просто уезжают на заработки за рубеж и пересылают на родину деньги, которые служат подспорьем не только для их семей, но и для их стран. В результате крупнейшими донорами иностранной помощи оказываются не правительства, а мигранты. К тому же пересылка денег не требует дорогостоящей бюрократии, и коррумпированным чиновникам не удается поживиться за счет денежных переводов.

Если говорить о непосредственной помощи семьям, то ежемесячная пересылка на родину пары сотен долларов означает, что родственники мигранта могут избавиться от унизительной нищеты и достичь той степени благосостояния, когда в доме каждый день есть еда. На другом уровне эти маленькие транзакции, совершаемые тысячи раз каждодневно по всему миру, незаметно связывают государства между собой. Сам факт растущего числа людей, желающих работать за границей, меняет характер дебатов об иммиграции в промышленно развитых государствах и заставляет развивающиеся страны вводить двойное гражданство, чтобы тем самым содействовать собственным гражданам в поисках работы и увеличивать объемы денежных средств, пересылаемых домой. Политикам, желающим найти финансовую поддержку для своих избирательных кампаний, приходится все больше считаться с интересами разрастающихся зарубежных диаспор соотечественников. Те же из них, кто пытается перекрыть финансовые потоки, предназначаемые террористическим группам, делают все возможное, чтобы в мутной воде неформальных финансовых трансфертов на учиться отличать "хорошие" деньги от "плохих". Да и как иначе, если в "несостоявшихся государствах", подобных Сомали, средства, пересылаемые мигрантами, спасают граждан от полной гуманитарной катастрофы. Как и в случае с другими движущими силами глобальной интеграции, проблема денежных переводов ставит в повестку дня задачу управления неформальными процессами с целью максимально использовать их положительные стороны и свести к минимуму нежелательные побочные эффекты.

Электронная пересылка денег

Лежащее на поверхности объяснение нарастающему за последние годы объему денежных средств, пересылаемых в развивающиеся страны, - это постоянное увеличение числа мигрантов. По оценке ООН, в 1990 году за пределами стран, в которых они родились или гражданами которых являются, проживало 154 млн., а в 2000-м уже 175 млн. человек. Шестьдесят процентов этих людей обосновалось в развитых регионах. В США, куда почти половина из проживающих здесь иностранцев прибыла в предыдущем десятилетии, число незаконных иммигрантов подскочило с 2,5 млн. в 1989-м до 8,5 млн. в 2000 году. Численность иностранцев возросла также и в 17 европейских странах - с 15,8 млн. в 1988-м до 21,7 млн. в 1998 году. Более 50 процентов рабочей силы в нефте-экспортирующих странах Персидского залива составляют зарубежные мигранты.

Другая причина довольно неожиданного роста совокупного объема денежных переводов в 1990-х заключается в том, что многие развивающиеся страны, следуя рекомендациям Международного валютного фонда, ослабили контроль за покупкой и продажей иностранной валюты. Такая политика привела к резкому сокращению черного рынка валюты и смягчению ограничений для деятельности банков и других финансовых посредников. Поэтому увеличение объема официально зарегистрированных денежных переводов частично объясняется переориентацией с неформальных каналов передачи денег на формальные.

Есть, однако, и другой, менее очевидный фактор, способствовавший росту денежных переводов, - бурное развитие инфраструктуры, обеспечивающей перемещение денег через границы. Наиболее яркий пример - Western Union, американская компания с ежегодным доходом около 2 млрд. долларов, которая гарантирует клиентам электронный перевод денег в любой из ее филиалов. В 1996 году у нее было 35 тысяч местных отделений по всему миру, но из них только 10 тысяч за пределами Северной Америки. А уже в 2002-м клиенты могли пересылать деньги в 151 тысяч отделений, из которых 95 тысяч находились за пределами североамериканского континента.

Перевести деньги из одной страны в другую - дорогое удовольствие. Например, пересылка 200 долларов из Соединенных Штатов Америки на Филиппины через компанию наподобие Western Union обходится в среднем в 17 долларов плюс некоторые дополнительные сборы. Приблизительно такую же плату за свои услуги взимают и большинство банков. Непомерная стоимость перевода денег (около 12 процентов от пересылаемой суммы, а, по оценкам, только из Соединенных Штатов переводится ежегодно 25 млрд. долларов) и надежда неплохо заработать привлекают в эту сферу новых игроков. Недавно Всемирный совет кредитных союзов (организация, представляющая более 40 тысяч региональных и национальных кредитных объединений с филиалами и членством в 79 странах) создал Международную сеть денежных переводов (IRNet), чтобы облегчить пересылку денег из Соединенных Штатов. IRNet не берет плату за свои услуги и предлагает наиболее выгодные обменные курсы, но пока она обслуживает только членов своей организации. IDB помогает создавать общую электронную сеть для Латинской Америки и стран Карибского бассейна, которая позволит осуществлять операции между различными финансовыми посредниками, работающими с денежными переводами.

Крупные коммерческие банки тоже изучают возможность заработать на денежных переводах мигрантов. Первопроходцами стали португальские банки, которые в начале 1980-х годов по достоинству оценили всю привлекательность работы с внушительными потоками денежных поступлений от португальцев, осевших за границей. Они открыли свои отделения в странах, где сконцентрированы португальские мигранты, например во Франции, предложив бесплатные услуги по пересылке денег и заключив с местными агентами соглашения о переводе денег семьям португальских гастарбайтеров. К концу 1990-х банковские вклады мигрантов составляли около 20 процентов всех депозитов в банковской системе Португалии. Когда в середине 1990-х годов крупные испанские и американские банки развернули экспансию в Мексике, вслед за тем как та открыла свой банковский сектор для иностранных инвестиций, они быстро осознали, что рабочие-мигранты могут стать их полноценными клиентами, положив тем самым начало заметному наращиванию операций с широкой клиентурой по обе стороны американо-мексиканской границы. Этот бизнес уже приносит дивиденды. Bank of America выяснил, что 33 процента его клиентов, переводивших деньги из США в Мексику, открыли в его отделениях банковские счета.

Рост объема денежных переводов стимулируется и развитием новых банковских технологий. Банки ввели для мигрантов, проживающих в Соединенных Штатах, дебетовые карты, чтобы они могли пересылать деньги своим родственникам в Мексику, даже если у тех нет банковских счетов. Рабочие-мигранты делают вклады на счет дебетовой карты, как если бы это был текущий счет, и это позволяет членам их семей получать деньги в банкоматах или использовать дебетовые карты для оплаты товаров в больших магазинах. В 2002-м на долю банкоматов приходилось всего 0,2 процента рынка денежных переводов мигрантов, но, как ожидается, в 2006 году их доля составит уже 11 процентов. Конкуренция со стороны этого вида банковских услуг привела к тому, что стоимость телеграфных переводов за последние несколько лет снизилась более чем вдвое.

Судя по всему, непредвиденным долгосрочным следствием этого стало укрепление когда-то слабой клиентской банковской сети в Мексике. Только один из пяти мексиканцев имеет счет в банке, а в Центральной Мексике, откуда в США приезжают большинство рабочих-мигрантов, банковская инфраструктура почти отсутствует. Дефицит банковского кредита в Мексике особенно больно бьет по мелким предприятиям в небольших городах, которые лишены возможности обратиться в банк, когда им нужны средства для финансирования бизнеса. Развитие и укрепление банковской сети, работающей с широкой клиентурой и опирающейся на обслуживание обильного потока денежных поступлений от мигрантов, в тех районах, где она еще слаба, могли бы принести весьма положительный институциональный эффект.

Экономика "просачивания благ снизу вверх"

В то время как иностранная помощь развивающимся странам приходит по каналам бюрократических ведомств и неправительственных организаций, денежные переводы поступают прямо в домохозяйства. Та часть переводимых из-за границы денежных сумм, которая остается после удовлетворения базовых потребностей в одежде, пище и медицинских услугах, нередко расходуется на покупку земли, сельскохозяйственных орудий, скота, а то и на оплату выезда еще одного члена семьи за рубеж на заработки.

В последнее время иммигрантские общины складывают деньги в "общую копилку" и употребляют эти средства на коллективные нужды. Так, в прошедшее десятилетие мексиканские мигранты в Соединенных Штатах создавали земляческие ассоциации для финансирования общественных проектов и развития мелкого бизнеса в городах, из которых они приехали. Правительство Мексики подкрепляет эти усилия встречными финансовыми дотациями. В какой степени такие инициативы стимулируют создание рабочих мест и способствуют сокращению эмиграции, пока неясно. Возможно, главная функция ассоциаций - помогать гастарбайтерам поддерживать контакт с их родными городами, причем такие связи приобретают все большее значение по мере того, как в некоторых семьях мигрантов подрастает уже третье поколение. Не будь таких связей, дети рабочих-мигрантов, чувствующие себя обделенными из-за того, что часть заработка родителей отсылается за границу, были бы менее склонны делиться своим достатком с родственниками в Мексике.

Типы общин, извлекающих выгоду из денежных переводов мигрантов, разнятся от страны к стране. В Мексике и Центральной Америке деньги в значительной степени поступают бедным сельским домохозяйствам. В других странах, таких, как Филиппины, Вьетнам и Пакистан, большую часть переводов получают относительно зажиточные семейства. Такое несоответствие отчасти объясняется географическими факторами. Регионы, соседствующие с богатыми странами (Центральная Америка по отношению к США или Северная Африка по отношению к Западной Европе), стимулируют миграцию бедняков - этому благоприятствуют куда более низкие транспортные расходы на миграцию к богатым соседям. Напротив, у бедных семейств в странах Африки южнее Сахары гораздо меньше шансов на трудовую миграцию, так как соседние с ними страны, на поездку в которые у них могло бы хватить средств, как и их собственные, страдают от гражданских беспорядков и экономических неурядиц. В поисках хорошо оплачиваемой работы за границей приходится уезжать в дальние страны, что требует немалых вложений: для жителей Сомали авиабилет и рабочая виза в одну из стран Персидского залива стоит около 3 тысячи долларов, а в Европу или Северную Америку - приблизительно 5 тысяч долларов.

Уровень зажиточности семей, посылающих своих членов на заработки за рубеж, связан прямой зависимостью с уровнем образования мигрантов. Например, 80 процентов мигрантов из Индии в возрасте 25 лет и старше, уезжающих в промышленно развитые страны, имеют университетские дипломы, в то время как в самой Индии эта цифра для указанной возрастной группы составляет всего лишь 2,5 процента. Высокий образовательный уровень не гарантирует, однако, высокой заработной платы. Например, в Гонконге 61 процентов филиппинских рабочих имеют аттестаты об окончании средней школы и почти 32 процента - университетские дипломы, тем не менее, 94 процента из них вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу вроде уборки помещений.

Преобладание среди трудовых мигрантов людей с высоким уровнем образования затрагивает больную тему оттока интеллектуальных ресурсов. Выходит, что развивающиеся страны жертвуют своим наиболее ценным человеческим капиталом ради наращивания объема "миградолларов". Однако это не совсем так. Действительно пагубной "утечка мозгов" становится в том случае, когда уезжают профессионалы самой высокой квалификации - не выпускники средних школ и колледжей, а практикующие инженеры, врачи и профессора, играющие важнейшую роль в строительстве общественных институтов. В развивающихся странах эта группа относится по уровню доходов к верхним 10 процентов населения, и домохозяйства, к которым они принадлежат, как правило, вовсе не нуждаются в денежных переводах.

Важнее то, что пересылаемые мигрантами средства позволяют общинам, а в некоторых случаях и целым странам выбраться из нищеты. Хотя денежные переводы напрямую и не увеличивают бюджетные доходы правительства, но они вносят вклад в национальные сбережения и валютные резервы. Так, в Доминиканской Республике в конце 1990-х годов обильные денежные переводы мигрантов не только способствовали быстрому экономическому подъему страны (там наблюдались самые высокие темпы роста в регионе), но и помогли уменьшить масштабы хронической нищеты.

Во времена финансовых кризисов денежные переводы из-за рубежа становятся фактором, обеспечивающим поддержание уровня личного потребления. В конце 1990-х, когда Эквадор переживал самый сильный в ХХ столетии экономический спад, страну покинуло более четверти миллиона человек. Как следствие, объем поступавших в страну денежных переводов поднялся с 643 млн. долларов в 1997 году до более чем 1,4 млрд. долларов в 2001-м, что составило около 10 процентов ее ВВП. В Армении денежные переводы из-за границы помогли смягчить ужасающий экономический коллапс (ВВП на душу населения снизился с 1590 долларов в 1990 году до 173 долларов в 1994-м), последовавший за распадом Советского Союза и блокадой со стороны Азербайджана из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В то время многие образованные армяне уехали в Россию, и уже к концу десятилетия сумма денежных переводов, поступавших из-за рубежа, сравнялась по объему с совокупным заработком в легальном секторе Армении. Аналогично этому Куба была вынуждена способствовать привлечению в страну денежных переводов из-за границы (официально разрешив хождение в стране долларов США), после того как мировые цены на сахар резко упали, а Москва перестала предоставлять ей экономическую помощь. И вот результат. В 1995-м, когда зарубежная помощь (вместе с инвестициями) Кубе, переживавшей острый валютный кризис, составила всего около 100 млн. долларов, а экспорт упал до 1,1 млрд. долларов, объем денежных переводов от мигрантов достиг 530 млн. долларов по сравнению с 50 млн. долларов в 1990 году. Непредвиденным побочным следствием такого развития событий стало нарастание социального неравенства в стране, и это при том, что легитимность режима зиждется на его приверженности принципу равенства. Проблема в том, что денежная помощь, поступающая от мигрантов, нарушила существовавший ранее расовый баланс: зарубежная диаспора в основном белая, в то время как на самой Кубе расовое большинство составляют темнокожие.

Долларовая дипломатия

Старая политическая аксиома "иди по следу денег" (follow the money) обрела новый смысл по мере того, как деньги, зарабатываемые рабочими-мигрантами, стали перемещаться по всему земному шару. Повсюду - от России до Индии - лакомый кусочек денежных переводов радикально меняет отношение политиков к диаспорам: если раньше они просто не обращали на них внимания, то теперь начали их энергично обхаживать. Кандидаты в президенты Доминиканской Республики (в которой денежные переводы обеспечивают примерно 10 процентов ВВП) вели предвыборную кампанию среди экспатриантов, проживающих в США. Мигранты из Сальвадора, Гватемалы и Никарагуа вполне могут решать исход выборов в своих странах, финансируя предвыборную кампанию умеренных политиков, а не радикалов наподобие бывшего президента Никарагуа сандиниста Даниэля Ортеги. А двойное гражданство, когда-то редкое явление в развивающихся странах, становится самым обычным делом. На Филиппинах, где 20 процентов (феноменальная цифра!) электората проживает за границей и пересылает домой примерно 6,4 млрд. долларов в год, законодатели одобрили новый закон, дающий право принявшим иностранное гражданство филиппинцам участвовать в общенациональных выборах. Один из авторов этого законопроекта видит в нем инструмент политической реформы, полагая, что филиппинцы, работающие за границей, "не могут быть куплены, запуганы или одурачены неразборчивыми в средствах политиками". Колумбия же пошла так далеко, что позволила представителям диаспоры баллотироваться на выборах в парламент страны.

В странах, где живут экспатрианты, проблема денежных переводов, которые они посылают домой, вносит коррективы в иммиграционную политику. Недавно правительство Мексики стало выдавать рабочим, которые едут на заработки в США, так называемые matricula consular (карты консульской регистрации) - документ, удостоверяющий личность независимо от юридического статуса мигранта. Некоторые американские банки принимают теперь эти карты в качестве документов, удостоверяющих личность, при открытии банковского счета. Хотя консульская регистрация не означает предоставления легального статуса иностранцам, не имеющим американских документов, они способствуют интеграции незаконных мигрантов в американское общество. Более 800 полицейских участков в 400 городах США признают такую карту имеющим законную силу удостоверением личности, а в 13 американских штатах подобные бумаги считаются достаточным основанием для получения водительских прав.

Потоки денежных переводов оказывают влияние и на международную политику. Возникновение "пересылающих деньги общин" порождает между страной исхода и страной пребывания мигрантов своего рода симбиотические отношения, правда, приводящие порой к неприятным последствиям. Так, после войны в Персидском заливе 1991 года из Объединенных Арабских Эмиратов были высланы рабочие, приехавшие из Иордании и Йемена, в первую очередь палестинцы, за поддержку тогдашнего президента Ирака Саддама Хусейна. Отказ Индии поддержать американскую операцию в Ираке в 2003 году также отчасти обусловлен фактором денежных переводов. "Особые интересы Индии в отношении данного кризиса определяются тем, что миллионы наших экспатриантов живут и работают в странах Персидского залива", - заявил представитель Индии в ООН. Столкнувшись с резким экономическим спадом, спровоцированным азиатским финансовым кризисом, Малайзия и Таиланд изгнали со своей территории индонезийских рабочих, усугубив тем самым экономические трудности Индонезии и усилив политические трения между странами, входящими в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии.

Использование фактора денежных переводов мигрантов как одной из форм экономической войны наиболее отчетливо проявилось в конфликте между Израилем и Палестиной. В 2000-м Израиль из соображений безопасности резко ограничил число выдаваемых палестинцам разрешений на работу и взамен "импортировал" около четверти миллиона гастарбайтеров, главным образом из Восточной Азии и Африки.

В результате валовой национальный доход в расчете на душу населения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа уменьшился в 2001-2002 годах приблизительно на 30 процентов. Напротив, объем денежных переводов из Израиля в 1990-х утроился, составив в 2001 году почти 3 млрд. долларов. После терактов 11 сентября 2001-го динамика денежных переводов претерпела резкие изменения. Так, для Пакистана, "прифронтового" государства, оказавшегося в самом центре борьбы с терроризмом, ситуация обернулась поистине финансовой манной небесной. Многие пакистанцы, державшие свои сбережения на оффшорных счетах, сочли за благо их репатриировать, опасаясь за сохранность своих средств в свете проводимых в США расследований по выявлению каналов финансирования террористов. В результате в 2002 году объем денежных переводов в Пакистан превысил 3 млрд. долларов (против 1 млрд. долларов в 2000-м). Между тем для Сомали последствия терактов 11 сентября оказались сущим бедствием, поскольку эта страна в ситуации анархии, которая установилась здесь после поспешного вывода сил по поддержанию мира в 1994 году, все больше и больше зависела от денежных переводов экспатриантов. В отсутствие действенного центрального правительства и хоть как-то функционирующей банковской системы операции с денежными переводами оказались в руках одной-единственной фирмы, которую США заклеймили как "интендантскую службу террора" и закрыли в 2001-м, хотя позже выяснилось, что основания для этого были довольно зыбкие. Учитывая, что денежные переводы составляли от 25 до 40 процентов ВВП Сомали, гуманитарные последствия американского решения для и так уже разоренной экономики страны оказались тяжелейшими.
Пример Сомали показывает, что для жителей "несостоявшихся государств", таких, как Конго и Афганистан, а также для народов, не имеющих собственного государства (палестинцев, курдов и - до обретения ими независимости - жителей Эритреи и Восточного Тимора), денежные переводы из-за границы - важнейший фактор жизнеобеспечения. При этом они не только позволяют выжить и гарантируют минимальный уровень потребления, но и обеспечивают финансы для ведения вооруженной борьбы. Так, в Армении и Хорватии денежные переводы, поступающие из-за границы, подпитывали национализм, служивший опорой для жестких режимов, что, в свою очередь, усложняло урегулирование региональных конфликтов. Обычно денежные переводы на эти цели поступали от диаспор, обосновавшихся в индустриально развитых странах, как было в случае пожертвований американцев ирландского происхождения в фонд Ирландской республиканской армии или средств, направляемых шриланкийцами из Канады "Тиграм освобождения Тамил-Илама".

Вернуть отправителю?

Денежные переводы мигрантов незримо преобразуют мир, по большей части в лучшую сторону. Однако этот финансовый источник может пасть жертвой войны с терроризмом. Базирующаяся в США и в Париже Международная группа по борьбе с легализацией преступных доходов (ФАТФ) перекрывает поток денежных переводов как раз в те страны, которые в них больше всего нуждаются, применяя всеобъемлющие санкции к правительствам и финансовым посредникам, подозреваемым в финансировании групп, подобных "Аль-Каиде". Кроме того, в рамках контроля за подозрительными сделками западные страны требуют, чтобы финансовые институты, которые осуществляют перевод денег за границу, вводили дорогостоящие технологии, контролирующие чистоту транзакций, а "несостоявшимся государствам" это, понятно, не по карману. Вместо того чтобы использовать эти недифференцированные инструменты, мировому сообществу следовало бы создать новый финансовый механизм под эгидой международных организаций, например Программы развития ООН, который позволил бы уменьшить стоимость пересылки денег и увеличил бы прозрачность трансфертов, тем самым успокоив нервно реагирующие правительства. Цена такого проекта была бы, по всей видимости, намного меньше расходов на постоянный контроль за денежными переводами; более того, подобная инициатива позволила бы странам, куда поступают денежные переводы мигрантов, сэкономить деньги за счет сократившейся потребности в официальной иностранной помощи.

Развивающиеся государства со своей стороны могут разработать меры, которые позволят извлечь больше выгоды из денежных переводов, поступающих из-за рубежа. Им следует энергичнее регулировать деятельность посредников на рынке труда, в частности подрядчиков, нанимающих сельскохозяйственных рабочих, чтобы таким образом гарантировать рабочим-мигрантам получение в полном объеме их заработной платы и других форм оплаты. Правительства, однако, не должны пытаться стимулировать поступление денежных переводов с помощью разного рода льготных схем, например освобождения от налогов, так как подобная политика неизбежно приводит к уклонению от налогов, когда резиденты вывозят деньги из страны, а потом возвращают их обратно под видом денежных переводов. Вместо этого страны-получатели могли бы извлекать больше пользы из переводимых сумм, создавая благоприятную экономическую среду, побуждающую людей не проедать пересылаемые им денежные суммы, а вкладывать их в производство. Поощрение конкуренции в финансовом секторе и активное развитие формальных финансовых институций, особенно банков, в регионах с высоким уровнем эмиграции могут в долгосрочной перспективе наилучшим образом обеспечить эффективную отдачу от денежных переводов, поступающих из-за рубежа.
Если переводам мигрантов предстоит стать главным способом передачи денег бедным странам, то развитым государствам придется, в конце концов, согласиться на более либеральную иммиграционную политику. Однако трудно ожидать от правительств богатых стран столь смелой инициативы в ситуации, когда они сталкиваются с негативным отношением своих граждан к мигрантам, которые якобы отнимают у коренных жителей рабочие места и провоцируют понижение ставок заработной платы. После терактов 11 сентября американские официальные лица проинформировали правительство Мексики, что в ближайшем будущем не следует рассчитывать на изменение законов об иммиграции. Сторонники более гибкой политики в области иммиграции, которые уже давно утверждают, что иностранные рабочие способствуют скорее повышению, нежели понижению, производительности труда, внесли теперь в список обсуждаемых тем проблему денежных переводов. Они пытаются доказать: создание условий для увеличения числа мигрантов, отправляющих деньги домой, - это моральный долг, аналогичный списанию финансовых долгов бедным странам. Люди, пекущиеся о благополучии бедняков, заслуживают уважения за стремление разглядеть за явлением бедности в развивающихся странах человеческие лица. Беда, однако, в том, что развитым странам гораздо комфортнее проводить в жизнь такие программы борьбы с бедностью, которые побуждали бы этих самых лиц оставаться дома и не выезжать на заработки в другие страны.


1 - Перевод статьи Д. Капура и Дж. Макхейла (Devesh Kapur and John Mchale) "Migration's new Payoff", опубликованной в журнале Foreign Policy, №139 (ноябрь/декабрь 2003 г.).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.