Rambler's Top100

№ 217 - 218
10 - 23 октября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Итоги и перспективы российской урбанизации

Урбанизация: сто лет перемен

Новые города XX века

Монофункциональные, «сельские» и города-«карлики»

Большие города – зеркало урбанизации

Урбанизация как способ освоения пространства

Российская урбанизация застряла на агломерационном этапе

Перспективы развития урбанизации: осторожный оптимизм

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Аристарх Лентулов. Город. Aristarkh Lentulov, City (1910s) Итоги и перспективы российской урбанизации

Георгий Лаппо

Над темой номера работал
Георгий Лаппо

Монофункциональные, "сельские" и города-"карлики"

Отмеченные особенности хода и факторов урбанизации наложили сильный отпечаток на состав российских городов, определили следующие их характерные черты.

Распространенность монофункциональных городов. Особенно многочисленны узкоспециализированные промышленные центры. Так, в Старопромышленном Центре распространены текстильные города, "живущие фабрикой", такие как Тейково и Южа в Ивановской области, Дрезна и Высоковск в Московской, Собинка и Карабаново во Владимирской и т.д. В Кузбассе преобладают "города-шахтеры" - среди них Междуреченск, Осинники, Полысаево.

Для Европейского Севера и Северо-Запада характерны города-центры деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - Новодвинск, Сегежа, Кондопога, Сокол. В других богатых лесом районах сходную функциональную структуру имеют Тавда, Бирюсинск, Байкальск, Лесозаводск.

Много узкоспециализированных центров среди "городов-энергетиков", преимущественно сложившихся при тепловых и атомных электростанциях, - Волгореченск, Кировск (Ленинградская область), Новомичуринск, Верхний Тагил, Десногорск, Полярные Зори и др. Узкая специализация свойственна и многим центрам, занятым добычей нефти и газа (Нефтеюганск, Урай, Мегион, Вуктыл, Нефтекумск, Нефтегорск), угля (Волчанск, Междуреченск, Артем, Райчихинск), металлических руд (Железногорск-Илимский, Кужва, Абаза, Ковдор, Мончегорск, Оленегорск, Таштагол, Талнах, Сибай), нерудных ископаемых (Асбест, Ак-Довурак, Сатка, Удачный) и т.п.

Определенная часть таких монофункциональных центров унаследована от прошлого, например текстильные города Старопромышленного Центра. Но немало их создано усилиями индустрии в советское время. Преимущественно эти города имеют небольшие размеры. Но даже при людности, соответствующей среднему или большому городу, такие города, по сути дела, остаются поселками Монофункциональной структуре соответствует простая планировочная структура: одна промышленная зона, центр "привязан" к проходным завода или фабрики. Город и внешне, и по существу выглядит приложением к промышленному предприятию. В среде мало разнообразия, сильно выражены сельские черты. Есть города, сложившиеся как конгломераты поселков при отдельных предприятиях. К примеру, Копейск в Челябинской области (72,9 тысячи жителей) состоит из 22 поселков, вытянувшихся полосой на 55 км.

Не только промышленность создавала монофункциональные города. Распространены они и среди курортов (Железноводск, Ессентуки, Теберда, Геленджик, Анапа), научных и научно-производственных центров (Троицк, Протвино, Трехгорный, Радужный, Шиханы, Сосенский), транспортных узлов (Спас-Деменск, Ожерелье, Бологое, Унеча, Дно, Поворино, Сковородино).
Узкая специализация городов, возникших в XX веке, в ряде случаев - результат их молодости. Эти города пока не имели возможности развить другие функции, не реализовали заложенный в них потенциал.

Но некоторые города, начавшие свою жизнь монофункциональными центрами, успешно преобразуют функциональную структуру и со временем усложняют выполняемые функции. В научных центрах наряду с научно-исследовательской деятельностью развиваются образование, конструкторско-проектное дело, промышленность, как правило связанные с ведущим научным направлением (например, научное приборостроение). В городах-курортах лечебная деятельность дополняется научно-исследовательской (курортология), туристической, образовательной, проектировочной (курортная архитектура, ландшафтное проектирование, планировка курортов).

Город Тольятти на первых стадиях своего развития представлял триаду узкоспециализированных центров - строительной, химической индустрии, автомобилестроения, последовательно возникавших один возле другого. В дальнейшем город уверенно развивался по пути многофункциональности. Он стал крупным центром образования, в нем есть университет, Международная академия финансов и бизнеса, высшие военные учебные заведения, ряд филиалов московских, петербургских, самарских вузов. Как банковский центр Тольятти не уступает Самаре. Сооружение ГЭС сделало город крупным портом. Развивается Тольятти и как центр спорта и туризма всероссийского значения5.

Многочисленность "сельских" городов, скрывающих под городским статусом свою во многом сельскую сущность. Нередко их происхождение выдает типично сельское имя, которому "не догадались" придать городское звучание - Алексеевка, Сычевка, Рузаевка, Зуевка и т.п. Развивая и наращивая городские функции, такие поселения не отказываются и от прежних сельских. Они сохраняют сельские черты в планировке, застройке, образе жизни обитателей. На Кубани, в Ставрополье, на Дону около двух десятков городов-станиц. Это интересный симбиоз села и города, причем обе составные части - сельская сельскохозяйственная и промышленная городская - имеют активную динамику и развиваются в тесной взаимосвязанности. Промышленно-городское здесь не вытесняет сельское, а, как правило, основывается на нем и способствует его росту. Развитые растениеводство и животноводство обеспечивают сырьем многоотраслевую пищевую промышленность - мясомолочную, плодо- и овощеконсервную, винодельческую, мукомольную. Преобладает усадебная застройка с обильными садами, виноградниками, огородами. Сельские города также есть в Поволжье, на Южном Урале, на Алтае и в других районах России.

Значительное число городов-карликов. По состоянию на 1 января 2001 года, 178 городов насчитывали менее 12 тысяч человек, которые, согласно законодательству РФ, должен иметь населенный пункт, претендующий на городской статус. Среди них - Велиж, Верея, Весьегонск, Макарьев, Себеж, Сенгилей, Чердынь и др. Из них 27 городов имеют 5 тысяч жителей и менее (Гдов, Мосальск, Сольвычегодск, Чекалин). Таким образом, 23,6% малых городов России (или 16,2% общего числа российских городов) не достигают городского критерия людности. Надо иметь в виду, что в первое десятилетие после революции, до переписи 1926 года, 81 город (преимущественно самые малые) были преобразованы в сельские поселения. В значительной мере города-карлики - это анахронизм. Как правило, они удалены от крупных центров и железнодорожных магистралей и не обладают предпосылками для превращения в крупные поселения. Сфера их влияния на окружающую территорию ограничена.

Сельские черты урбанизации выражаются не только в наличии "сельских" городов. Они, можно сказать, пронизывают всю структуру российской урбанизации. Приток огромных масс людей из сельской местности, не успевающих приобщиться к городскому образу жизни, освоить и усвоить городские ценности, имел следствием формирование значительного слоя маргинального населения. По некоторым оценкам, городские жители, которым свойственен полугородской образ жизни, составляют почти 1/4 городского населения. Исследователи сельской местности давно уже выявили достаточно обширную категорию "скрытого городского населения", проживающего в сельских населенных пунктах. Но также правомерно говорить и о "скрытом сельском населении", еще более значительном по численности, чем "скрытое городское". Вывод, который в начале века сделал А. Геттнер, - о том, что большинству городов России недостает настоящей городской жизни6, - хотя и в ослабленном виде, сохраняет свое значение и столетие спустя.

Однако приток населения в города, преимущественно в большие, питал не только маргинальные слои населения. Провинция активно формировала интеллектуальную элиту российских столиц и других крупных центров. Начиная от Ломоносова, сельская местность и малые города (а в России, как правило, они неотличимы от больших сел) постоянно питали своими уроженцами российскую науку и культуру. Столичная писательская среда в значительной степени создавалась и создается за счет "провинциалов"7.


5 - Лаппо Г.М., Лысова С.И. Точка роста России // География, 2002
6 - Геттнер А. Европейская Россия. Культурно-политическая география / Пер. с нем. М., 1909
7 - См.: Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.