… о регулировании трудовой
миграции в Россию
|
Проблему трудовой миграции запретами не решить
|
Пройдет еще десять лет, и, по оценкам демографов, Россия
будет испытывать сильную нехватку рабочих рук. Специалисты уже задумались
над тем, из каких источников можно "черпать" трудовые
ресурсы. Изменить философию иммиграционной политики предлагает заместитель
председателя Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств
и связям с соотечественниками Сергей АНТУФЬЕВ.
- Сергей Владимирович, постоянно говорят о том, что стране нужна
не просто дешевая рабочая сила, а квалифицированные работники. Неужели
дальше слов законодатели не ушли?
- В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент сделал акцент
на том, что необходима осмысленная стратегия в иммиграционной политике
страны. Дело в том, что, по оценкам демографов, уже в 2015 году
Россия будет испытывать серьезные проблемы с трудовыми ресурсами,
особенно за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке. По данным ГУВД
Москвы, в 2004 году в столице работали 800 тысяч трудовых иммигрантов,
из них легально только 79 тысяч - это каждый десятый. Но кто едет
к нам работать? Пройдитесь по стройкам, рынкам. Люди, не имеющие
нужного уровня подготовки, строят нам дома, по которым уже через
месяц бегут трещины. Как привлечь квалифицированные трудовые ресурсы
в Россию? Наш Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками
работает над проектом закона о миграции.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это будет за закон?
- По нашему замыслу закон о миграции должен аккумулировать нормы,
которые сегодня так или иначе прописаны в восьми законах. Я имею
в виду, например, закон о гражданстве, закон о порядке въезда-выезда,
закон о беженцах, закон о государственной политике в отношении соотечественников,
проживающих за рубежом. Если мы посмотрим на перечисленные законы,
то, к сожалению, найдем в них больше запретительных мер, чем разрешительных.
Мы к трудовой миграции относимся все-таки с позиций создания определенных
заслонов по въезду в Россию, по квотированию трудовых мигрантов.
Закон о миграции, который мы сейчас готовим, должен быть современным,
и задача этого закона - изменить философию иммиграционной политики.
Мы должны, с одной стороны, сделать Россию привлекательной страной
для желающих работать в ней. С другой стороны, необходимо предусмотреть
некий механизм, позволяющий привлекать в Россию специалистов нужных
нам профессий и нужной квалификации. По моему пониманию, мы должны
приглашать в страну трудовые ресурсы, уже подготовленные под нужды
нашей экономики.
- Какие профессии, на ваш взгляд, будут особенно востребованы к
2015 году?
- Есть мнение, что нам понадобятся, например, программисты. А я
думаю, что нам будут нужны специалисты рабочих профессий: станочники,
токари, фрезеровщики, бригадиры, мастера и в машиностроении, и в
металлургии. Знаете ли вы, что сегодня в России средний возраст
людей рабочих профессий 57 лет? Именно таких специалистов нам и
не хватает.
- И вы предлагаете обучать специалистов у них же на родине?
- Да, мы должны, в том числе через закон о миграции, по-другому
посмотреть на работу учреждений Росзарубежцентра. Ведь сегодня Росзарубежцентр
и его учреждения - это дома культуры, где мы рассказываем о России,
о ее культуре, где на национальные праздники танцуют девушки в кокошниках.
А речь идет о том, чтобы эти учреждения стали обучающими центрами.
Они должны быть оснащены интернет-аудиториями. И здесь большее значение
будет иметь дистанционное обучение. Кроме того, мы сегодня бездумно
разрушаем систему профессиональных технических училищ, хотя ее надо
развивать, в том числе в наших постсоветских государствах. Да, мы
будем для себя готовить специалистов, откроем ПТУ в Душанбе, в Бишкеке,
в других городах ближнего зарубежья. Будем там набирать молодежь
и учить нужным нам профессиям.
- Называют еще один путь преодоления нехватки "рабочих рук"
- брать на работу инвалидов. Как вы считаете, нужен ли специальный,
отдельный закон об образовании инвалидов?
- Когда говорим, что у нас в России много законов, это неправда.
Если возьмем любую сферу жизнедеятельности развитой западной страны,
то увидим, что там количество законов, которые регулируют деятельность
в конкретной сфере на порядок больше, чем в России. Если у нас появится
адресный закон, который регулирует вопросы образования инвалидов,
думаю, это будет только на пользу стране и в помощь инвалидам. И
здесь нам придут на помощь технологии дистанционного обучения. Нам
просто необходимо задуматься над тем, что инвалиды способны работать
не хуже, а порой даже лучше многих работников. И речь идет не только
о традиционных специальностях, где можно использовать труд инвалидов,
- архитектура, дизайн, бухгалтерия, экономика. Сегодня все чаще
рабочие места автоматизируются, люди с проблемами со здоровьем все
больше будут востребованы по многим специальностям.
- Говоря об образовании в странах СНГ, надо отметить, что там заметны
те же тенденции, что и во всем мире. Там также столкнулись образовательные
проекты пяти разных культур: американской, корейской, японской,
китайской и исламской. Почему вы уверены, что в странах СНГ захотят
учиться именно по российским программам?
- Нравится кому или нет, сегодня для стран СНГ наиболее перспективная
экономика - российская. Кроме того, обучаться в вузах дальнего зарубежья
многим не по карману. Конечно же, не надо забывать о том, что на
постсоветском пространстве у нас есть важное завоевание - русский
язык. И сегодня мы говорим о том, чтобы создать единый образовательный
стандарт, выйти на соглашение стран - участников СНГ по единому
образовательному стандарту. Уже действуют соглашение по трудовой
миграции и соглашение по борьбе с нелегальной миграцией. Нам надо
принять соглашение о едином образовательном пространстве, и тогда,
думаю, проблемы будут решаться гораздо легче.
СПРАВКА "ПГ"
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АНТУФЬЕВ родился 22 сентября 1955
года. Окончил Российский социально-политический институт, Казанский
авиационный институт им. А.Н. Туполева, Юридический институт Министерства
внутренних дел России.
В июне 2002 года избран представителем от облдумы в Совет Федерации
ФС РФ, в 2003 году избран депутатом Госдумы. Заместитель председателя
Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям
с соотечественниками, член Комиссии по противодействию коррупции.
Беседовала Ольга ЗЕНЬКОВИЧ. "Парламентская
газета", 11 августа 2005 года
|