|
|
Мигрантофобия
и ксенофобия: срез общественных настроений |
|
Над темой номера работала
Анастасия ЛЕОНОВА
|
Этническая и гражданская национальные идеи
Проблему отношения к миграции можно рассматривать не
только в контексте межрегиональных и межнациональных отношений,
но и как самостоятельный показатель социально-экономического напряжения,
прямо связанный с восприятием обобщенного "другого", раскрывающий
отношение к социальной иерархии, мобильности и т.п. Восприятие чужого,
человека извне, позволяет реконструировать представления некоей
общности о себе, о своих качествах, происхождении, перспективах
дальнейшего развития, обозначить точки наибольшей конфликтности
и неопределенности в отношениях.
Многолетние исследования трансформации российского социума,
опирающиеся на данные об общественном мнении, свидетельствуют о
характерной консервации его структуры, ослаблении восходящей, да
и горизонтальной социальной мобильности, разочаровании в прогрессивном
потенциале реформ, снижении ожиданий и, как следствие, понижающем
типе адаптации, характерном для значительной доли населения современной
России1. На фоне тревожной подавленности растет стремление к стабильности,
к поискам твердой основы если не будущего развития, то хотя бы сиюминутного
существования. При этом взгляды все чаще обращаются назад: потерянное
ощущение великой общности, смысла и перспектив общественного развития
многие склонны искать в советском прошлом, периоде "развитого
социализма"2. Этот утраченный золотой век наделяется теми свойствами,
которых так не хватает современности, - экономической стабильностью,
устойчивой и "справедливой" общественной структурой, развитой
системой социального обеспечения, отсутствием значительного неравенства,
а следовательно и конкуренции, разобщенности, гордым чувством принадлежности
к великой державе, которую во всем мире уважают и боятся. Воссозданный
таким образом характер идеального общества дает представление о
типе ценностных дефицитов в социально-экономической и политической
сфере и о действии компенсаторных механизмов, актуальных для сознания
многих граждан современной России.
Важнейшей чертой идеализированного общественного устройства
в подобных представлениях безусловно является социальная справедливость.
Острое ощущение ее отсутствия, выражающееся в резком расслоении
общества и бедности большинства населения, активизирует чувства
обиды и раздражения. Негативный (или не столь позитивный, как хотелось
в начале реформ) опыт адаптации привел многих к отрицательной оценке
и перемен, наступивших после 1985 года, и достижений тех, кто преуспел
в этот период, и самих принципов достижительности. Успех для большинства
ассоциируется с нелегитимностью, несправедливостью. Тот, кто добивается
успеха (реального или воображаемого) или хотя бы стремится к нему,
воспринимается как незаконный конкурент. Чувство ущемленности подсказывает
многим простое решение: чтобы защитить скудные ресурсы, которые
могли бы улучшить их благосостояние, необходимо сократить круг тех,
кто вправе на эти ресурсы претендовать.
Объявленная во второй половине 90-х годов всенародная
кампания по поиску национальной идеи провалилась. Зато вполне успешно
утверждается идея националистическая, редуцирующая основы национальной
идентичности к этническому признаку. Одна из основных причин формирования
именно этнической идеи нации кроется в отсутствии иных сколько-нибудь
значимых символических характеристик или объединительных оснований
гражданского характера3, которые могли бы скрепить разобщенное и
дезорганизованное большинство населения4.
Характерно, что не только две трети русских респондентов
выбирают этнический вариант самоидентификации, но и четверть тех,
кто относит себя к другому этносу, предпочитают называться русскими,
а не гражданами России. "Русская" самоидентификация отражает
ценностно-иерархическую нагруженность этого этнонима, выходящую
за рамки его нормальной функции - фиксации принадлежности к этносу.
Молодые несколько чаще ощущают себя гражданами, а старшие - русскими,
хотя во всех возрастных группах этническая составляющая самоидентификации
превалирует, составляя в среднем по выборке около двух третей опрошенных.
Молодежь других национальностей, напротив, прибегает
к гражданской самоидентификации реже, чем более старшие представители
того же этноса. Принадлежа к социально активной возрастной группе,
молодые (чаще мужчины) испытывают более сильное ассимиляционное
давление и чаще идентифицируют себя с русскими, - в противном случае
они признаются чужими, враждебными, наделяются негативными проекциями
качеств, присвоенных "русскости". Фактически такая самоидентификация
продиктована характером формирующейся российской национальной идентичности,
которая опирается на этническую (русскую) основу.
Приверженность к гражданской самоидентификации более характерна
для образованных респондентов, причем наиболее отчетливо эту приверженность
демонстрируют те, кто по характеру своей деятельности общается с
большим количеством людей или вовлечен в современные модели взаимодействия.
Приверженность к этнической идентичности отчетливо выражена среди
занятых неквалифицированным трудом; впрочем, в этой группе наиболее
велика доля тех, кто вообще не осмысляет ситуацию в таких терминах.
Таблица 1. Этническая/гражданская самоидентификация
и проблемы межэтнических конфликтов5 (2004 г., % от числа опрошенных,
N=500)6
Кем вы себя в большей степени ощущаете...
|
Русским
|
Гражданином России
|
В среднем
|
Русские - это такой же народ, как другие, или совершенно
особый народ?
|
такой же народ, как другие
|
57
|
63
|
59
|
совершенно особый народ
|
43
|
37
|
41
|
В сегодняшних бедах России виноваты сами русские, которые
не смогли сберечь свои лучшие традиции и обычаи, религию и
культуру своей страны?
|
(скорее) согласен
|
58
|
66
|
61
|
(скорее) не согласен
|
42
|
34
|
39
|
Русские в России должны иметь определенные преимущества
другими народами?
|
(скорее) согласен
|
56
|
52
|
55
|
(скорее) не согласен
|
44
|
48
|
45
|
Русские в России сейчас живут хуже, чем другие народы?
|
(скорее) согласен
|
64
|
59
|
62
|
(скорее) не согласен
|
36
|
41
|
38
|
Россия сейчас страдает от засилья «кавказцев»?
|
(скорее) согласен
|
86
|
78
|
83
|
(скорее) не согласен
|
14
|
22
|
17
|
Как видим, респонденты, приверженные гражданской самоидентификации,
чаще подчеркивают отсутствие принципиальных и иерархических различий
между народами, критичнее относятся к качествам самих русских и
более склонны признавать ответственность народа за переживаемые
им проблемы, реже ссылаются на вину нерусских и необходимость предоставления
титульной нации особых прав в России.
В то же время и гражданская самоидентификация отнюдь
не означает свободы от шовинистических предрассудков, но лишь смягчает
их проявления. Так, представление о "засилье кавказцев"
разделяет подавляющее большинство обеих групп. Незначительны и различия
между этими группами по отношению к идеям "борьбы с нерусскими"
и изгнания их из русских городов. А по вопросу о праве русских на
исключительное положение в сравнении с другими народами мнения распределились
примерно одинаково.
1 - Ср.: Антисемитизм и ксенофобия в
постсоветской России // Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи
1997-2003 гг. М.: НЛО-ВЦИОМ-А, 2004, С.272.
Подробнее о ностальгических и компенсаторных конструкциях в общественном
сознании см.: 2 - Дубин Б. Лицо эпохи. Брежневский
период в столкновении различных оценок // Мониторинг общественного
мнения. №3(65). 2003. С. 25-32; его же. Прошлое в сегодняшних оценках
россиян // Мониторинг общественного мнения. №5. 1996. С. 28-34.
3 - Обсуждаемые характеристики российской национальной
идентичности основаны на типологическом противопоставлении этнической
и гражданской (или политической, как в западных странах) концепции
нации.
4 - О национальной нетерпимости в России см. также:
Здравомыслов А. Национальное самосознание россиян // Мониторинг
общественного мнения. №2(58). 2002. С. 48-54.
5 - Здесь и далее мы ссылаемся на данные опросов
Левада-Центра и (для данных до 2003 года) опросов ВЦИОМ под руководством
Ю.Левады. Все приводимые данные репрезентативны для всего взрослого
населения России или взрослого городского населения. В заголовке
таблицы приводится размер выборки.
6 - В силу существенной зависимости оценок, связанных
с проблемами миграции, от этнической принадлежности, мы будем опираться
на данные, характеризующие лишь взгляды русских, так как формат
настоящей статьи не позволяет провести детального сопоставления
взглядов респондентов различных национальностей.
|