Rambler's Top100

№ 203 - 204
23 мая - 5 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Мигрантофобия и ксенофобия: срез общественных настроений

Этническая и гражданская национальные идеи

Иммигранты на этнической шкале социальной дистанции

«Россия для русских» - страх или стремление к изоляционизму?

«Я не националист, но…»

Общественная поддержка миграционных ограничений

Мигрантофобия возможна… и без мигрантов

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Илья Глазунов. За ваше здоровье. Ilia Glazunov. Here is to your health (1977) Мигрантофобия и ксенофобия: срез общественных настроений

Анастасия Леонова

Над темой номера работала
Анастасия ЛЕОНОВА

Этническая и гражданская национальные идеи

Проблему отношения к миграции можно рассматривать не только в контексте межрегиональных и межнациональных отношений, но и как самостоятельный показатель социально-экономического напряжения, прямо связанный с восприятием обобщенного "другого", раскрывающий отношение к социальной иерархии, мобильности и т.п. Восприятие чужого, человека извне, позволяет реконструировать представления некоей общности о себе, о своих качествах, происхождении, перспективах дальнейшего развития, обозначить точки наибольшей конфликтности и неопределенности в отношениях.

Многолетние исследования трансформации российского социума, опирающиеся на данные об общественном мнении, свидетельствуют о характерной консервации его структуры, ослаблении восходящей, да и горизонтальной социальной мобильности, разочаровании в прогрессивном потенциале реформ, снижении ожиданий и, как следствие, понижающем типе адаптации, характерном для значительной доли населения современной России1. На фоне тревожной подавленности растет стремление к стабильности, к поискам твердой основы если не будущего развития, то хотя бы сиюминутного существования. При этом взгляды все чаще обращаются назад: потерянное ощущение великой общности, смысла и перспектив общественного развития многие склонны искать в советском прошлом, периоде "развитого социализма"2. Этот утраченный золотой век наделяется теми свойствами, которых так не хватает современности, - экономической стабильностью, устойчивой и "справедливой" общественной структурой, развитой системой социального обеспечения, отсутствием значительного неравенства, а следовательно и конкуренции, разобщенности, гордым чувством принадлежности к великой державе, которую во всем мире уважают и боятся. Воссозданный таким образом характер идеального общества дает представление о типе ценностных дефицитов в социально-экономической и политической сфере и о действии компенсаторных механизмов, актуальных для сознания многих граждан современной России.

Важнейшей чертой идеализированного общественного устройства в подобных представлениях безусловно является социальная справедливость. Острое ощущение ее отсутствия, выражающееся в резком расслоении общества и бедности большинства населения, активизирует чувства обиды и раздражения. Негативный (или не столь позитивный, как хотелось в начале реформ) опыт адаптации привел многих к отрицательной оценке и перемен, наступивших после 1985 года, и достижений тех, кто преуспел в этот период, и самих принципов достижительности. Успех для большинства ассоциируется с нелегитимностью, несправедливостью. Тот, кто добивается успеха (реального или воображаемого) или хотя бы стремится к нему, воспринимается как незаконный конкурент. Чувство ущемленности подсказывает многим простое решение: чтобы защитить скудные ресурсы, которые могли бы улучшить их благосостояние, необходимо сократить круг тех, кто вправе на эти ресурсы претендовать.

Объявленная во второй половине 90-х годов всенародная кампания по поиску национальной идеи провалилась. Зато вполне успешно утверждается идея националистическая, редуцирующая основы национальной идентичности к этническому признаку. Одна из основных причин формирования именно этнической идеи нации кроется в отсутствии иных сколько-нибудь значимых символических характеристик или объединительных оснований гражданского характера3, которые могли бы скрепить разобщенное и дезорганизованное большинство населения4.

Характерно, что не только две трети русских респондентов выбирают этнический вариант самоидентификации, но и четверть тех, кто относит себя к другому этносу, предпочитают называться русскими, а не гражданами России. "Русская" самоидентификация отражает ценностно-иерархическую нагруженность этого этнонима, выходящую за рамки его нормальной функции - фиксации принадлежности к этносу. Молодые несколько чаще ощущают себя гражданами, а старшие - русскими, хотя во всех возрастных группах этническая составляющая самоидентификации превалирует, составляя в среднем по выборке около двух третей опрошенных.

Молодежь других национальностей, напротив, прибегает к гражданской самоидентификации реже, чем более старшие представители того же этноса. Принадлежа к социально активной возрастной группе, молодые (чаще мужчины) испытывают более сильное ассимиляционное давление и чаще идентифицируют себя с русскими, - в противном случае они признаются чужими, враждебными, наделяются негативными проекциями качеств, присвоенных "русскости". Фактически такая самоидентификация продиктована характером формирующейся российской национальной идентичности, которая опирается на этническую (русскую) основу.
Приверженность к гражданской самоидентификации более характерна для образованных респондентов, причем наиболее отчетливо эту приверженность демонстрируют те, кто по характеру своей деятельности общается с большим количеством людей или вовлечен в современные модели взаимодействия. Приверженность к этнической идентичности отчетливо выражена среди занятых неквалифицированным трудом; впрочем, в этой группе наиболее велика доля тех, кто вообще не осмысляет ситуацию в таких терминах.

Таблица 1. Этническая/гражданская самоидентификация и проблемы межэтнических конфликтов5 (2004 г., % от числа опрошенных, N=500)6

Кем вы себя в большей степени ощущаете...

Русским

Гражданином России

В среднем

Русские - это такой же народ, как другие, или совершенно особый народ?

такой же народ, как другие

57

63

59

совершенно особый народ

43

37

41

В сегодняшних бедах России виноваты сами русские, которые не смогли сберечь свои лучшие традиции и обычаи, религию и культуру своей страны?

(скорее) согласен

58

66

61

(скорее) не согласен

42

34

39

Русские в России должны иметь определенные преимущества другими народами?

(скорее) согласен

56

52

55

(скорее) не согласен

44

48

45

Русские в России сейчас живут хуже, чем другие народы?

(скорее) согласен

64

59

62

(скорее) не согласен

36

41

38

Россия сейчас страдает от засилья «кавказцев»?

(скорее) согласен

86

78

83

(скорее) не согласен

14

22

17

Как видим, респонденты, приверженные гражданской самоидентификации, чаще подчеркивают отсутствие принципиальных и иерархических различий между народами, критичнее относятся к качествам самих русских и более склонны признавать ответственность народа за переживаемые им проблемы, реже ссылаются на вину нерусских и необходимость предоставления титульной нации особых прав в России.

В то же время и гражданская самоидентификация отнюдь не означает свободы от шовинистических предрассудков, но лишь смягчает их проявления. Так, представление о "засилье кавказцев" разделяет подавляющее большинство обеих групп. Незначительны и различия между этими группами по отношению к идеям "борьбы с нерусскими" и изгнания их из русских городов. А по вопросу о праве русских на исключительное положение в сравнении с другими народами мнения распределились примерно одинаково.


1 - Ср.: Антисемитизм и ксенофобия в постсоветской России // Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2003 гг. М.: НЛО-ВЦИОМ-А, 2004, С.272.
Подробнее о ностальгических и компенсаторных конструкциях в общественном сознании см.: 2 - Дубин Б. Лицо эпохи. Брежневский период в столкновении различных оценок // Мониторинг общественного мнения. №3(65). 2003. С. 25-32; его же. Прошлое в сегодняшних оценках россиян // Мониторинг общественного мнения. №5. 1996. С. 28-34.
3 - Обсуждаемые характеристики российской национальной идентичности основаны на типологическом противопоставлении этнической и гражданской (или политической, как в западных странах) концепции нации.
4 - О национальной нетерпимости в России см. также: Здравомыслов А. Национальное самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения. №2(58). 2002. С. 48-54.
5 - Здесь и далее мы ссылаемся на данные опросов Левада-Центра и (для данных до 2003 года) опросов ВЦИОМ под руководством Ю.Левады. Все приводимые данные репрезентативны для всего взрослого населения России или взрослого городского населения. В заголовке таблицы приводится размер выборки.
6 - В силу существенной зависимости оценок, связанных с проблемами миграции, от этнической принадлежности, мы будем опираться на данные, характеризующие лишь взгляды русских, так как формат настоящей статьи не позволяет провести детального сопоставления взглядов респондентов различных национальностей.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.