|
Молодцы думцы!
На рассмотрение Государственной Думы
поступил законопроект "О внесении изменений и дополнений в
"Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан", предусматривающих
запрет на финансирование абортов в рамках
программ обязательного медицинского страхования, согласно которому
прерывание беременности должно стать платным, за исключением случаев,
когда аборт обусловлен медицинскими показаниями. Эта поправка, если
будет принята, коснётся, как минимум, около 2 миллионов российских
женщин - именно столько абортов у нас производится ежегодно.
Автор законопроекта Депутат Госдумы А.В.
Чуев (фракция "Родина", заместитель председателя Комитета
ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций)
уже неоднократно выступал с инициативами, направленными, с его точки
зрения, на улучшение демографической ситуации в России. Одной из
мер, способных, по его мнению, повысить рождаемость, является постепенное
ограничение, а затем и полный запрет искусственных абортов.
Инициативы А.Чуева уже попадали в поле
зрения Демоскопа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/097/lisa01.php
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0107/lisa02.php
http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0151/lisa01.php
Так, в 2002 г. А. Чуев подготовил законопроект "О
внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
РФ, направленных на защиту жизни нерожденных детей". Документ
предусматривал ограничить производство абортов по социальным показаниям
и запретить рекламу искусственного прерывания беременности (за исключением
изданий для медицинских работников). Однако эти предложения не получили
поддержки ни в профильном комитете,
ни в Правительстве РФ. В отзыве Правительства, в частности, было
сказано, что "Российское законодательство не содержит понятия
"нерожденные дети", в связи с этим отсутствуют нормы,
направленные на защиту жизни нерожденных детей, что полностью соответствует
нормам Конвенции о правах ребенка. В соответствии со статьей 1 Конвенции
ребенком является человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего
возраста…"
Предложенный тогда законопроект был отклонен на заседании
Государственной Думы ("за" проголосовало всего 12 депутатов).
Хотя следует отметить, что пока законопроект рассматривался в Думе,
Правительство, действительно, сократило перечень социальных показаний
для аборта в поздние сроки беременности - с 13 до 4 пунктов (Чуев
предлагал сократить до 2 пунктов). Так что, по крайней мере, в одном
вопросе мнения властей и господина Чуева совпали.
Есть уверенность, что на этот раз здравый смысл возобладает
и очередное предложение, ограничивающее право женщины на аборт,
будет отклонено. Комитет Госдумы по охране здоровья и Правительство
уже дали законопроекту отрицательную оценку
(линк на заключение Комитет по законопоекту 2004 года).
Возможные негативные последствия уменьшения доступности
абортов в нашей стране, где на протяжении многих десятилетий аборт
был одним из основных методов регулирования рождаемости, очевидны.
Это и рост криминальных абортов, особенно среди малообеспеченных
женщин, и увеличение числа нежеланных детей, и материнская заболеваемость
и смертность. Опыт России и других стран свидетельствует о том,
что запрет или ограничение доступа к искусственному прерыванию беременности
не приводят к устойчивому росту рождаемости, зато число осложнений
здоровья среди женщин, перенесших нелегальную операцию, стремительно
возрастает. В России, после того, как в 1936 г. аборты были запрещены,
резко увеличилась материнская смертность: если в 1935 г. в городах
был зафиксирован 451 случай смерти от искусственного аборта и его
последствий, то в 1936 г. - уже 910 случаев, а в 1940 г. - более
2 тыс. случаев. К этой теме Демоскоп обращался не раз:
http://demoscope.ru/weekly/003/strimir07.html
http://demoscope.ru/weekly/003/tema05.html
http://demoscope.ru/weekly/2003/0123/analit01.php
Гораздо более продуктивной идеей представляется профилактика
абортов и сокращение незапланированных беременностей. С этой целью
можно было бы, например, ввести в Программу государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи обеспечение
средствами контрацепции, хотя бы для групп риска (например, подростков).
Во многих европейских странах производство аборта покрывается
системой государственного страхования, что отнюдь не приводит к
увеличению числа абортов. Например, в Нидерландах, где уровень абортов
один из самых низких в мире, и прерывание беременности, и многие
средства предотвращения беременности (гормональные таблетки, ВМС,
стерилизация) предоставляются гражданам бесплатно.
Что же касается России, то, вопреки существующему законодательству
аборт здесь, даже и проведенный в государственной клинике, фактически
очень часто не является бесплатной процедурой для большинства женщин.
Так, согласно исследованию, проведенному в 2003 году в трех городах
России, только 13% абортов были для респонденток полностью бесплатными,
в остальных случаях стоимость операции колебалась от 20 до 4000
рублей. При этом доля абортов, сделанных в частных клиниках или
частным врачом, очень мала. Вероятно, женщины и в государственных
медицинских учреждениях оплачивают какую-то часть услуг (например,
часть расходов по своему пребыванию в больнице, анестезию и др.).
Какой может стать плата за аборт в случае, если эту операцию исключат
из системы обязательного медицинского страхования, можно только
догадываться.
Распределение абортов, сделанных в течение пяти лет
перед опросом (2003 г.), по типу и размеру оплаты.
|
Пермь (%)
|
Березники (%)
|
Великий Новгород (%)
|
Бесплатно
|
19
|
13
|
12
|
Всего платили
|
64
|
70
|
70
|
в том числе:
|
<101 руб.
|
5
|
20
|
15
|
101-200 руб.
|
13
|
36
|
27
|
201-300 руб.
|
17
|
5
|
12
|
301-400 руб.
|
14
|
2
|
7
|
401-500 руб.
|
7
|
3
|
5
|
501-600 руб.
|
2
|
1
|
1
|
601-700 руб.
|
3
|
0
|
1
|
> 701 руб.
|
3
|
2
|
3
|
Подарки
|
1
|
1
|
1
|
Не знаю
|
16
|
16
|
16
|
|
Средняя цена (руб.)
|
356
|
216
|
286
|
Модальная цена (руб.)
|
300
|
100
|
200
|
Минимальная цена (руб.)
|
34
|
20
|
30
|
Максимальная цена (руб.)
|
2500
|
3000
|
4000
|
Число абортов
|
404
|
328
|
268
|
Источник: David P., Avdeev A., Troitskaia I., Bodrova
V. Household Survey 2003. Report of Main Findings. Women and Infant
Health Project. USAID/Russia, John Snow, Inc. August 2003. Tab.
4.10.
|