|
|
О.С.Чудиновских, И.Г.Телешова,
Е.В.Донец
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЭЛИТНОМ ВУЗЕ
На примере Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова
М., МАКС Пресс, 2004, 208 страниц
|
Распределение когорт студентов, поступивших в
1993-1997 гг. (экономический факультет - 1994-1998) по завершенности
обучения в МГУ к 2003 г. в среднем за период, % (стр. 40)
Факультет
|
Окончившие в срок
|
Окончившие к январю 2003 года. Всего, включая прерывавших
обучение
|
Не окончившие к январю 2003 года
|
Биологический
|
76,4
|
84,6
|
15,4
|
Геологический
|
60,3
|
69,3
|
30,7
|
Физический
|
70,5
|
78,0
|
22,0
|
Филологический
|
72,3
|
83,0
|
17,0
|
Философский
|
69,9
|
75,4
|
24,6
|
Экономический
|
82,0
|
86,3
|
13,7
|
В среднем по 6 факультетам
|
71,9
|
79,4
|
20,6
|
Доля студентов разных категорий, окончивших и
не окончивших обучение к январю 2003 г. (Средняя для когорт
1993-1997 гг. поступления, для экономического факультета -
1994-1998 гг. поступления), % (стр. 44)
|
Окончившие в срок
|
Окончившие к январю 2003 года, всего, включая прерывавших
обучение
|
Не окончившие к январю 2003 года
|
Все студенты
|
71,9
|
79,4
|
20,6
|
Москвичи
|
75,4
|
81,3
|
18,7
|
Иногородние
|
68,9
|
76,2
|
23,8
|
Юноши
|
67,8
|
75,0
|
25,0
|
Девушки
|
74,7
|
82,2
|
17,8
|
Бюджетники (экономический факультет)
|
86,0
|
89,7
|
10,3
|
Контрактники (экономический факультет)
|
74,4
|
79,5
|
20,5
|
Причины отчисления студентов из когорт, поступивших
в 1993-1998 гг. (для экономического факультета - 1994-1998),
% (стр. 53-54)
Причины отчисления
|
Факультет
|
Экономи-ческий
|
Биологи-ческий
|
Фило-логиче-ский
|
Филосо-фский
|
Геологи-ческий
|
Физиче-ский
|
Отчислен за академическую неуспеваемость
|
54,5
|
53,3
|
46,6
|
51,4
|
51,4
|
41,1
|
Отчислен за нарушение учебной дисцеплины
|
2,6
|
0,0
|
1,0
|
12,0
|
10,8
|
15,9
|
Отчислен за нарушение правил внутреннего распорядка
|
4,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,6
|
Отчислен за недостойное поведение
|
1,3
|
0,0
|
0,5
|
0,0
|
0,0
|
0,8
|
Отчислен по собственному желанию
|
12
|
24,4
|
20,7
|
11,4
|
21,4
|
19
|
Отчислен по состоянию здоровья
|
1,3
|
0,7
|
2,9
|
0,6
|
0,8
|
3,6
|
Отчислен в связи с выездом за границу
|
0,9
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Отчислен в связи с выполнением учебного плана
|
0,0
|
11,1
|
11,5
|
4,6
|
0,5
|
2,6
|
Отчислен в связи со смертью
|
3,0
|
2,2
|
3,8
|
2,9
|
1,1
|
1,6
|
Отчислен в связи с отменой приказа о восстановлении,
зачислении
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
Переведен в другой ВУЗ
|
6,9
|
4,4
|
0,0
|
2,3
|
2,7
|
8,3
|
Переведен на другой факультет МГУ (любая форма обучения)
|
3,0
|
2,2
|
0,5
|
2,3
|
10,0
|
2,0
|
Переведен на дневное обучение данного факультета
|
0,4
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Переведен на вечернее обучение данного факультета
|
9,0
|
0,0
|
2,9
|
0,6
|
0,0
|
0,0
|
Отчислен по прочим причинам
|
0,4
|
1,7
|
8,6
|
11,9
|
1,3
|
4,3
|
Всего отчисленных (%)
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Распределение ответов на вопрос: "Работаете
ли Вы помимо учебы?" среди юношей и девушек (стр. 77)
Факультет
|
Юноши
|
Девушки
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Биологический
|
45,7
|
54,3
|
29,7
|
70,3
|
Геологический
|
59,6
|
40,4
|
50,0
|
50,0
|
Физический
|
41,2
|
58,8
|
39,8
|
60,2
|
Филологический
|
52,9
|
47,1
|
44,1
|
55,9
|
Философский
|
65,9
|
34,1
|
57,5
|
42,5
|
Экономический
|
38,1
|
61,9
|
28,4
|
71,6
|
Всего
|
45,0
|
55,0
|
38,6
|
61,4
|
Распределение ответов на вопрос "Удовлетворены
ли Вы качеством получаемого образования?", % (стр. 83)
Факультет
|
Да
|
Нет
|
Всего
|
Биологический
|
91,0
|
9,0
|
100
|
Геологический
|
91,7
|
8,3
|
100
|
Физический
|
92,0
|
8,0
|
100
|
Филологический
|
80,0
|
20,0
|
100
|
Философский
|
75,9
|
24,1
|
100
|
Экономический
|
70,4
|
29,6
|
100
|
Всего
|
83,1
|
16,9
|
100
|
|
В книге представлены результаты исследования, выполненного
в рамках проекта "Факторы доступности завершенного высшего
образования в элитном вузе". Основная задача работы - определение
взаимосвязи вероятностей выбытия студента из вуза до окончания полной
программы обучения и параметров, отражающих неравенство "стартовых
позиций" абитуриентов в момент поступления в вуз. Впервые использован
уникальный комплекс источников данных: эмпирическую базу исследования
составляют материалы автоматизированной информационной системы "Студент
МГУ", параллельно проведен выборочный анкетный опрос студентов
6 факультетов МГУ и интервью с экспертами - специалистами в области
высшего образования. Анализируются факторы, способствующие или препятствующие
успешному завершению обучения в МГУ, сравниваются вероятности прерывания
обучения для различных групп студентов: юношей и девушек, студентов,
обучающихся на контрактной или бюджетной основе, иногородних студентов
и студентов-москвичей.
Содержание
1. Введение
2. Задачи исследования и источники данных
2.1. Задачи исследования
2.2 Источники данных
3. Изучение состояния и потенциала нормативно-правовой базы
4. Интервью экспертов
4.1. Цели и методика проведения интервью
4.2. Основные итоги интервью
5. Работа с материалами автоматизированной информационной
системы "Студент МГУ"
5.1. Подготовка базы к обработке
5.2. Вероятности прерывания процесса обучения для студентов разных
курсов и разных категорий
5.3. Причины отчисления
5.4 Материалы наблюдений на заседании студенческой комиссии
5.5. Кто завершает образование после перерыва?
6. Результаты анкетного опроса студентов
6.1. Подготовка и методика проведения опроса
6.2. Основные характеристики совокупности опрошенных
6.3. Трудовая деятельность студентов
6.4. Учеба
6.5. Мнения студентов о факторах, влияющих на процесс обучения
в университете
7. Выводы
8. Заключение
9. Приложения
9.1. Классификатор АИС "Студент МГУ"
9.2. Мобильность студентов шести факультетов МГУ (по данным АИС
"Студент МГУ") (раздел подготовлен М.Б.Денисенко)
9.3. Анкета, применявшаяся при опросе студентов шести факультетов
9.4. Варианты свободных ответов респондентов о факторах, способствующих
или препятствующих успешной учебе в МГУ
9.5. Перечень нормативных документов, регулирующих процессы поступления
и пребывания студента в вузе
Литература
Список таблиц и рисунков
|