… о национальном плане
действий в интересах детей
|
Сиротская полушка
|
В России официально насчитывается 16 тысяч неграмотных
детей
Такой вопиющий факт прозвучал при обсуждении Национального
плана действий в интересах детей, подготовленного Минздравсоцразвития.
Национальный план должен определить основные направления социальной
политики в отношении детей на ближайшие пять лет - с 2005 по 2010
год. К принятию такого документа Россию обязывают не только международные
нормы, но в первую очередь весьма бедственное положение детей в
России. Определение основных направлений работы с детьми особенно
важно сейчас, когда решение многих вопросов социальной поддержки
детства передано регионам.
Приоритетные направления, по которым предстоит улучшить жизнь более
30 миллионов маленьких россиян в ближайшие пять лет, определены.
Главное - это охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни.
Второе - качественное образование и воспитание. Третье направление
- улучшение экономических условий жизни семей с детьми. Наконец,
отдельная задача - помощь детям, которые в силу жизненных обстоятельств
оказались в сложном положении.
Обсуждение представленного Национального плана действий в интересах
детей вызвало у выступающих не только одобрение самого факта появления
такого документа, но и справедливую критику. Так, в приоритетных
направлениях, как говорили выступающие, в основном правильно определены
ключевые задачи. Но механизмы их реализации нуждаются в уточнении.
Например, результативность плана во многом определяется финансовыми
ресурсами государства. Но ресурсная составляющая до конца не проработана.
А без этого заявленные в национальном плане крупномасштабные задачи
повисают в воздухе.
Непонятно, например, как без серьезных вложений уже через полтора
года, как предлагается планом, можно, к примеру, прекратить рост
социального сиротства. В кризисном положении находятся сегодня миллионы
малышей, и они не могут ждать улучшения своего положения долгие
годы. Ликвидировать беспризорность, значительно сократить безнадзорность
детей, снизить тяжесть совершаемых преступлений - такой ожидаемый
результат, определенный в национальном плане как конечный, зависит
напрямую от четкой координации работы органов и учреждений системы
профилактики, расширения полномочий комиссий по делам несовершеннолетних,
реорганизации опеки и попечительства. Об этом в документе ни слова.
Трудно согласиться с утверждениями авторов проекта о том, что острота
и масштаб наиболее острых проблем детства снижается, хотя и недостаточно.
Никакой подтверждающей статистики на этот счет не было и нет. Некоторое
снижение младенческой и детской смертности, как и отмечаемое в некоторых
регионах повышение рождаемости, - это, бесспорно, положительный
момент. Но в то же время социальное сиротство за последние десять
лет выросло в два раза, детская безнадзорность и беспризорность,
несмотря на предпринятые на самом высоком уровне усилия, остаются
серьезной проблемой, как и связанная с ними подростковая преступность.
Кроме того, за последние пять лет алкоголизация подростков увеличилась
на 65 процентов. Число наркозависимых детей также не уменьшилось.
Усилилась и угроза роста ВИЧ-инфицированных.
Кроме того, в России совершенно официально насчитывается 16 тысяч
неграмотных детей.
Главным фактором, который сможет переломить ситуацию, по мнению
выступающих на коллегии, может стать только широкомасштабное инвестирование
в детство. Объемы инвестиций должны быть четко определены на каждом
этапе реализации национального плана. Что это за ресурсы? Ведомств
ли, федеральных программ, деньги субъектов или центра? Выполнение
национального плана предполагает консолидацию усилий федерального
центра и регионов в условиях разграничения полномочий, а также различных
институтов гражданского общества.
Важнейший показатель любого плана действий - результативность. Хорошо,
что ожидаемые результаты есть в каждом разделе плана. Но степень
их проработки неоднозначна. Прежде всего это касается раздела экономических
условий жизнедеятельности детей. Здесь надо включить показатели,
которые напрямую касаются улучшения положения маленьких россиян.
Например, конкретные масштабы детской бедности, включая долю семей
с детьми, родители в которых безработные или получают низкую заработную
плату; конкретный объем расходов из всех источников финансирования
на повышение уровня качества жизни семей; численность семей, охваченных
различными формами государственной поддержки; объем затрат на материальную
поддержку молодых семей включая расходы на улучшение жилищных условий.
Елена ШМЕЛЕВА. "Российская газета",
18 февраля 2005 года
|