… о дошкольном образовании
в России
|
Детские сады готовятся к разрушению
|
В среду в Государственной думе прошли общественные слушания
на тему "Стратегия образовательной политики: есть ли альтернатива".
На них обсуждался и болезненный для всех родителей вопрос о дошкольном
образовании детей. Вопрос этот самым непосредственным образом связан
со ставшей уже очевидной перспективой гибели системы детских садов.
С начала 2005 года российские детские сады впервые за 85 лет своего
существования в качестве государственных учреждений лишились финансирования
из федерального бюджета. Их содержание теперь целиком возложено
на местные власти. К 20 января родители дошкольников впервые должны
были внести повышенную плату за детский сад. Начало февраля - время
сбора "первых камней", брошенных родителями на пороге
детского сада, - первого, еще сдержанного ропота родителей, первых
отказов платить, первых отчислений детей из дошкольных учреждений.
Детские сады пока еще только готовятся в полной мере вкусить последствия
изменения своего финансового статуса: январь - месяц длинных праздников,
а плата за детский сад исчисляется за дни, проведенные ребенком
в детском саду. К тому же в некоторых городах, где всерьез опасаются
родительского возмущения, плату решено поднимать постепенно. В Алексине
Тульской области стоимость детского сада в январе - феврале составляет
от 350 до 469 руб. Но с 1 марта она поднимется до 649 рублей. Сумма
порядка 700 рублей - стартовая для большинства малых российских
городов.
- 700 рублей - недопустимо высокая плата для жителей нашего города,
где прожиточный минимум составляет 2400 рублей, а 30% населения
едва дотягивает до этой планки, - говорит заместитель главы г. Боровичи
Новгородской области по социальным вопросам Валентина Маркушева.
- Но мы ничего не можем сделать. Это минимальный уровень взносов,
которые хоть как-то позволят возместить расходы городского бюджета
на содержание детских садов.
Муниципалитеты обладают ограниченными возможностями для маневрирования
между бюджетным дефицитом и платежеспособностью родителей: обязанность
содержать детские сады возложена на них тогда, когда у них стали
отбирать не только НДС и прибыль, но и отчисления с подоходного
налога увеличили до 35%.
На возможность дифференцированной оплаты услуг детского сада, за
которую ратовали авторы финансовой реформы, в некоторых местах смотрят
с большим сомнением: "У нас, - сказали в Камне-на-Оби (Алтайский
край), - люди совсем не стремятся честно сообщать о своих доходах,
и вычислить действительно нуждающихся невозможно. Для этого нужно
создавать специальную экспертную службу. Иначе подавляющее большинство
окажется льготниками. Поэтому все будут платить за детский сад одинаково
- 700 рублей".
В результате количество малышей, посещающих детский сад, неизбежно
сократится. В Алексине детские сады сегодня посещают 2760 человек.
По оценкам алексинского управления образования, весной 400 детей
лишатся такой возможности.
Одновременно с ростом платы за детский сад ожидается падение качества
услуг, оказываемых детским садом населению. Местные бюджеты со скрипом
выделяют дошкольным учреждениям средства на зарплату и жилищно-коммунальные
расходы. На изыски в виде игрушек, пособий, литературы и повышения
профессиональной квалификации денег нет. К тому же детские сады
ожидают серьезные кадровые потери. Скудный приток профессионалов
отчасти обеспечивался желанием педагогов работать рядом со своими
детьми-дошкольниками. Основная масса воспитателей согласно новой
тарифной сетке получает в детском саду зарплату порядка 2080-2200
рублей. 2423-2440 рублей - зарплата воспитателя высшей категории,
"потолок" профессионального достатка. Если из этой суммы,
полученной за воспитание других детей, придется отдавать 700 рублей
за содержание собственного ребенка, что же остается на жизнь? А
если в семье два дошкольника? Вопрос о технических сотрудниках с
месячной оплатой в 900 рублей можно даже не рассматривать.
Пытаясь предупредить возмущение родителей, местные власти пробуют
вести "разъяснительную" работу: в Конституции действительно
записано право каждого ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Но бесплатные социальные услуги дошкольникам никто не гарантировал.
Правда, со времен открытия первого российского детского сада в 1866
году считалось, что в отношении маленьких детей отделить образовательные
услуги от социальных (кроме стоимости питания) практически невозможно.
В результате единственным способом решения этой тяжелой задачи оказалось
вычисление временного промежутка, в течение которого дошкольник
может не есть. Из чего и вывели, что бесплатные услуги государства
в сфере дошкольного образования должны оказываться в течение четырех
часов. Но это все - пустое. Потому что даже на образовательные услуги
в "чистом виде" денег из федерального бюджета не выделено.
В результате нового режима финансирования система дошкольного образования
в России уже к лету окажется в глубоком кризисе, грозящем полным
разрушением. Это повлечет за собой вполне прогнозируемые проблемы:
от роста травматизма оставленных без присмотра малышей и еще большего
снижения уровня готовности первоклассников к школе до увеличения
количества отказов от детей и снижения рождаемости.
Марина АРОМШТАМ. "Известия", 18 января
2005 года
|