|
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРАВИЛА И РЕАЛЬНОСТЬ
Москва, 2004, 406 страниц
|
Публикацию можно прочитать в Интернете по адресу:
http://www.socpol.ru/publications/pdf/he.pdf
Монография содержит результаты исследования влияния
правил приема в вузы и финансирования обучения на возможности получения
высшего образования. Какими путями и при каких условиях можно поступить
в обычный и престижный вузы? Как в реальности работают механизмы
приема по общему конкурсу, на целевые места, по "ректорскому
списку" и др.? Какую роль в поступлении и в дальнейшем обучении
играют неформальные платежи? Как проходит эксперимент с ЕГЭ и ГИФО
и как эти нововведения повлияют на доступность высшего образования?
Эти и другие вопросы, связанные с неравенством разных социальных
групп в сфере высшего образования, обсуждаются в предлагаемом вниманию
читателей издании.
Содержание
ОБ АВТОРАХ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Основные тенденции развития российской системы высшего образования
в последнее десятилетие
1.2. Изменения в финансировании высшего образования
ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ ПРИЕМА В ВУЗЫ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Получение высшего образования на бесплатной основе
2.1.1. Право граждан на бесплатное получение высшего образования
2.1.2. Законодательные требования к бюджетному финансированию
высшего образования
2.1.3. Государственные задания на подготовку специалистов
2.1.4. Предоставление стипендий и социальной помощи студентам
2.2. Получение высшего образования на платной основе
2.3. Правила приема в высшие учебные заведения
2.3.1. Общие условия и порядок приема
2.3.2. Прием на основе общего конкурса
2.3.3. Прием на основе собеседования
2.3.4. Прием вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов
2.3.5. Прием без экзаменов
2.3.6. Целевой прием и целевая контрактная подготовка
2.3.7. Прием на обучение в сокращенные сроки
ГЛАВА 3. МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРИЕМА В ВУЗЫ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
3.1. Единый государственный экзамен
3.2. Государственные именные финансовые обязательства
3.2.1. Механизмы государственного финансирования образования по
принципу "деньги следуют за учащимся"
3.2.2. Предпосылки возникновения идеи финансирования вузов с помощью
механизма ГИФО
3.2.3. ГИФО: первоначальная модель и ее последующие корректировки
3.2.4. Подходы к определению стоимости ГИФО
3.3. Эксперимент по внедрению ГИФО в 2002-2003 гг.
3.3.1. Общая характеристика условий эксперимента
3.3.2. Структура финансирования обучения студентов в рамках эксперимента
3.3.3. Изменения в структуре приема студентов в вузы - участники
эксперимента
3.4. Образовательные кредиты
3.4.1. Использование образовательных кредитов за рубежом
3.4.2. Личный образовательный кредит
3.4.3. Государственные возвратные субсидии
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕГИОНОВ И ВУЗОВ, ВЫСТУПАВШИХ ОБЪЕКТАМИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Критерии выбора пилотных регионов
4.2. Учреждения высшего образования пилотных регионов: краткая
характеристика
4.2.1. Регион А
4.2.2. Регион В
4.2.3. Регион С
4.3. Анализ изменений в показателях доступности высшего образования
в пилотных регионах
4.3.1. Регион А
4.3.2. Регион В
ГЛАВА 5. ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧ ЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ
5.1. Условия поступления в вуз на конкурсной основе
5.2. Образовательные услуги вузов для абитуриентов
5.2.1. Виды подготовительных курсов
5.2.2. Результативность подготовительных курсов
5.2.3. Лицеи при вузах и профильные классы
5.3. Репетиторство
5.3.1. Причины репетиторства и его распространенность
5.3.2. "Чистое" и "грязное" репетиторство
вузовских преподавателей: практики и мотивы
5.4. Прием на особых условиях
5.5. Целевой прием
5.6. Неформальная оплата поступления в вуз
5.6.1. Распространенность неформальных платежей "на входе"
5.6.2.Правила неформальной оплаты поступления
5.7. Использование социального капитала
5.8. Приемные комиссии: формальные правила приема и неформальные
практики
5.8.1. Ректорские списки: можно ли избежать давления и зависимости
со стороны элит?
5.8.2. Ответственные секретари приемной комиссии: формальные и
неформальные ресурсы влияния на прием
5.8.3. Ректорат: есть ли у членов управленческой команды свои
возможности влиять на прием?
5.8.4. Перевод студентов с платных на бюджетные места
5.9. Стратегии родителей при поступлении детей в вуз
ГЛАВА 6. ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
6.1. Платное обучение
6.1.1. Спрос на платное обучение
6.1.2. Кому доступно платное образование?
6.1.3. Уровень подготовки студентов-платников
6.2. Расходы студентов в процессе обучения
6.3. Дополнительные платные образовательные услуги для студентов
6.3.1. Виды и стоимость дополнительных платных услуг
6.4. Неформальные платежи студентов
6.4.1. Виды неформальных платежей в процессе обучения
6.4.2. Распространенность практик неформальной оплаты
6.4.3. Правила взимания неформальных платежей со студентов
6.5. Отношение преподавателей к институтам формальной и неформальной
оплаты обучения
6.5.1. Отношение к платному обучению в государственных вузах
6.5.2. Отношение к дополнительным платным услугам
6.5.3. Отношение преподавателей к неформальным платежам
6.5.4. Корпоративные нормы и практика неформальных платежей
6.6. Возможности противодействовать практикам неформальной
оплаты образовательных услуг
6.6.1. Информированность руководителей органов образования и вузов
о практиках неформальной оплаты
6.6.2. Механизмы противодействия неформальным практикам
ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ
7.1. Политика приема негосударственных вузов
7.2. Плата за обучение в негосударственных вузах
7.3. Дополнительные образовательные услуги и непрофильная деятельность
негосударственных вузов
7.4. Существуют ли неформальные платежи в негосударственных вузах?
7.5. Характеристика студентов негосударственных вузов
7.6. Качество образования в негосударственных вузах
7.7. Отношение руководства негосударственных вузов к модернизации
высшего профессионального образования
ГЛАВА 8. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В
ОЦЕНКАХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
8.1. Влияние ЕГЭ на уровень знаний принятых в вуз
8.1.1. Адекватность измерения знаний посредством ЕГЭ
8.1.2. Изменения в уровне знаний зачисленных в вузы студентов
8.2. ЕГЭ и проблема учета особенностей отдельных специальностей
8.3. Неформальные практики сдачи ЕГЭ
8.3.1. Возможности влияния преподавателей на процесс сдачи ЕГЭ
8.3.2. Возможности противодействия неформальным практикам сдачи
ЕГЭ
8.3.3. Изменение направленности неформальных платежей
8.4. Влияние введения ЕГЭ на довузовскую подготовку и репетиторство
8.5. Изменение возможностей ректоров и приемных комиссий
8.5.1. ЕГЭ и "ректорские списки"
8.5.2. Влияние ЕГЭ на возможности использования капитала корпоративных
связей
8.5.3. Изменение роли секретарей приемных комиссий
8.6. Влияние ЕГЭ на доступность высшего образования
8.6.1. Доступность высшего образования для сельских жителей
8.6.2. Доступность высшего образования для лиц из малообеспеченных
семей
ГЛАВА 9. НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОЦЕНКАХ РАБОТНИКОВ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
9.1. Сторонники и противники ГИФО
9.2. Влияние ГИФО на качественный состав студентов
9.2.1. Изменения в уровне знаний принятых студентов
9.2.2. Усиление различий между вузами и специальностями по качеству
студентов
9.2.3. Порядок присвоения категории ГИФО и мотивация студентов
к учебе
9.3. Финансовые последствия эксперимента с ГИФО для вузов
9.3.1. Изменение размеров бюджетного финансирования
9.3.2. Влияние ГИФО на внебюджетное финансирование
9.3.3. Влияние новой cиcтемы финансирования на зарплату преподавателей
9.4. Влияние эксперимента с ГИФО на доступность высшего образования
9.4.1. Изменение возможностей для детей из сельской местности
9.4.2. Доступность высшего образования для малообеспеченных семей
9.4.3. Доступность высшего образования для лиц, имеющих льготы
по приему
9.5. Отношение профессионального сообщества к развитию платности
высшего образования
9.6. Отношение работников вузов к развитию образовательного кредитования
ГЛАВА 10. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИТИКА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ДОСТУПНОСТИ
10.1. Функциональные изменения в системе высшего образования
10.2. Возможные стратегии государственной политики по отношению
к дифференциации систем высшего образования
10.3. Финансирование высшего образования в условиях его дифференциации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|