|
Число первоклассников в странах Содружества сокращается,
а выпускников - растет
Установленное Законами обязательное образование в Азербайджане
и Казахстане составляет 11 классов, Украине - 12 (полное среднее
образование), Армении - 8 классов, Белоруссии, Киргизии, Молдавии,
России и Таджикистане - 9 классов (общее базовое образование), Грузии
- 4 класса (начальное образование).
На начало 2003/2004 учебного года по сравнению с предыдущим
годом в Азербайджане дневных общеобразовательных школ стало больше
на 11, в Грузии - на 26, Киргизии - на 21 и Таджикистане - на 17
школ. В других странах число школ сократилось: в Армении - на 14
школ, Белоруссии - на 132, Казахстане - на 80, Молдавии - на 4,
России - на 1196, Украине - на 186 школ. В среднем по странам Содружества
сокращение числа дневных школ составило 1-3%.
Таблица 1. Число дневных общеобразовательных школ и
численность учащихся в них в 2003/04 учебном году (на начало учебного
года)
|
Число школ, тысяч
|
В них учащихся, тысяч
|
всего
|
В том числе
|
в 1 классе (включая подготовительные)
|
в 10-11 (12) классах
|
Азербайджан
|
4,6
|
1680
|
145
|
259
|
Армения
|
1,5
|
509
|
41
|
47
|
Белоруссия
|
4,3
|
1348
|
90
|
92
|
Грузия
|
3,3
|
665
|
57
|
91
|
Казахстан
|
8,3
|
3045
|
368
|
475
|
Киргизия
|
2,1
|
1154
|
125
|
163
|
Молдавия1)
|
1,6
|
579
|
48
|
82
|
Россия
|
64,5
|
17323
|
1326
|
2868
|
Таджикистан
|
3,7
|
1642
|
161
|
144
|
Украина
|
21,7
|
5936
|
458
|
966
|
1) Здесь и далее без данных по территории левобережья
р. Днестр и г. Бендеры
Число учащихся дневных общеобразовательных школ по сравнению
с прошедшим годом в основном снижалось: в Азербайджане на 11 тысяч
человек (уменьшение на 0,7%), Армении - на 16 (на 3%), Белоруссии
- на 60 (на 4%), Грузии - на 17 (на 2%), Казахстане - на 70 (на
2%), Киргизии - на 13 (на 1%), Молдавии - на 25 тысяч (на 4%), в
России снижение составило более 1 миллиона человек (на 6%), Украине
- 301 тысячу (на 5%). Только в Таджикистане численность учащихся
возросла на 22 тысячи, или на 1%.
Особенно заметно сокращение числа первоклассников в
последние годы в сравнении с серединой 1990-х годов (рисунок 1).
В Армении, Молдавии и на Украине число первоклассников в 2003/04
учебном году составило немногим более 61-65% от уровня 1995/96 гг.,
в России и Белоруссии - 55% и 57% соответственно.
Рисунок 1. Динамика чисел учащихся первых классов дневных
школ, включая подготовительные классы, 2001-2003 гг. (1995/96 гг.
= 100%), на начало учебного года
Одной из основных причин значительного сокращения численности
учащихся школ в последние годы является уменьшение числа детей,
принятых в 1-е и подготовительные классы, что обусловлено снижением
уровня рождаемости в начале 90-х годов. Недобор учащихся первых
и подготовительных классов за этот период особенно коснулся России,
где в среднем за год он составлял 140 тысяч, и Украины - около 50
тысяч учащихся.
Численность учащихся 10-11 классов по сравнению с предыдущим
годом в Таджикистане возросла на 16%, Азербайджане - на 12%, Белоруссии,
Грузии, Молдавии - на 2-4%; в Армении, Киргизии, России и Украине
- сократилась на 1-3%, в Казахстане - осталась прежней.
Численность выпускников, закончивших в 2003 году дневные
общеобразовательные школы и получивших полное среднее образование,
в Киргизии возросла в 2,8 раза, в Азербайджане - 2 раза, Казахстане
- в 1,7 раза. Такое увеличение обусловлено одновременным выпуском
учащихся из школ с десятилетним и одиннадцатилетним циклом обучения.
В Молдавии выпуск увеличился на 13%, Белоруссии, Грузии, Украине
- на 1-4%; Таджикистане - снизился - на 11%, России - на 5%, в Армении
- на 2%.
Таблица 2. Выпуск учащихся из средних общеобразовательных
школ в 2003 году (тысяч человек)
|
Всего
|
В том числе из дневных школ
|
Азербайджан
|
103
|
97
|
Армения
|
44
|
44
|
Белоруссия
|
95
|
88
|
Грузия
|
40
|
39
|
Казахстан
|
232
|
225
|
Киргизия
|
74
|
73
|
Молдавия
|
29
|
29
|
Россия
|
1419
|
1278
|
Таджикистан
|
63
|
58
|
Украина
|
526
|
491
|
Доля негосударственных (частных) общеобразовательных
школ, осуществляющих платное обучение, несмотря на постоянный рост
количества и численности учащихся в них, остается невысокой и составляет
0,2-4,7% в общем числе дневных школ; численность учащихся в них
- 0,1-2,5% от всей численности учащихся.
Таблица 3. Число негосударственных (частных) дневных
общеобразовательных школ и численность учащихся в них в 2003/04
учебном году (на начало учебного года)
|
Число частных школ, единиц
|
Численность учащихся в них, тысяч
|
Удельный вес учащихся частных школ в общей численности
учащихся дневных общеобразовательных школ, %
|
Азербайджан
|
11
|
4,2
|
0,3
|
Армения
|
32
|
3,5
|
0,7
|
Белоруссия
|
12
|
0,9
|
0,1
|
Грузия
|
156
|
16,9
|
2,5
|
Казахстан
|
162
|
21,7
|
0,7
|
Киргизия
|
25
|
4,5
|
0,4
|
Молдавия
|
35
|
7
|
1,2
|
Россия
|
707
|
68,7
|
0,4
|
Таджикистан
|
50
|
14,1
|
0,9
|
Украина
|
278
|
27,4
|
0,5
|
Наибольшее распространение частные школы получили в
Грузии, где их доля в общем числе дневных общеобразовательных школ
составляла 4,7%, Казахстане и Молдавии - по 2%, а также в Киргизии,
России, Таджикистане, Украине - 1,1-1,4%.
|