|  | Число первоклассников в странах Содружества сокращается, 
              а выпускников - растет Установленное Законами обязательное образование в Азербайджане 
              и Казахстане составляет 11 классов, Украине - 12 (полное среднее 
              образование), Армении - 8 классов, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, 
              России и Таджикистане - 9 классов (общее базовое образование), Грузии 
              - 4 класса (начальное образование). На начало 2003/2004 учебного года по сравнению с предыдущим 
              годом в Азербайджане дневных общеобразовательных школ стало больше 
              на 11, в Грузии - на 26, Киргизии - на 21 и Таджикистане - на 17 
              школ. В других странах число школ сократилось: в Армении - на 14 
              школ, Белоруссии - на 132, Казахстане - на 80, Молдавии - на 4, 
              России - на 1196, Украине - на 186 школ. В среднем по странам Содружества 
              сокращение числа дневных школ составило 1-3%. Таблица 1. Число дневных общеобразовательных школ и 
              численность учащихся в них в 2003/04 учебном году (на начало учебного 
              года) 
               
                |   | Число школ, тысяч | В них учащихся, тысяч |   
                | всего | В том числе |   
                | в 1 классе (включая подготовительные) | в 10-11 (12) классах |   
                | Азербайджан | 4,6 | 1680 | 145 | 259 |   
                | Армения | 1,5 | 509 | 41 | 47 |   
                | Белоруссия | 4,3 | 1348 | 90 | 92 |   
                | Грузия | 3,3 | 665 | 57 | 91 |   
                | Казахстан | 8,3 | 3045 | 368 | 475 |   
                | Киргизия | 2,1 | 1154 | 125 | 163 |   
                | Молдавия1) | 1,6 | 579 | 48 | 82 |   
                | Россия | 64,5 | 17323 | 1326 | 2868 |   
                | Таджикистан | 3,7 | 1642 | 161 | 144 |   
                | Украина | 21,7 | 5936 | 458 | 966 |  
              1) Здесь и далее без данных по территории левобережья 
                р. Днестр и г. Бендеры Число учащихся дневных общеобразовательных школ по сравнению 
              с прошедшим годом в основном снижалось: в Азербайджане на 11 тысяч 
              человек (уменьшение на 0,7%), Армении - на 16 (на 3%), Белоруссии 
              - на 60 (на 4%), Грузии - на 17 (на 2%), Казахстане - на 70 (на 
              2%), Киргизии - на 13 (на 1%), Молдавии - на 25 тысяч (на 4%), в 
              России снижение составило более 1 миллиона человек (на 6%), Украине 
              - 301 тысячу (на 5%). Только в Таджикистане численность учащихся 
              возросла на 22 тысячи, или на 1%. Особенно заметно сокращение числа первоклассников в 
              последние годы в сравнении с серединой 1990-х годов (рисунок 1). 
              В Армении, Молдавии и на Украине число первоклассников в 2003/04 
              учебном году составило немногим более 61-65% от уровня 1995/96 гг., 
              в России и Белоруссии - 55% и 57% соответственно. 
 Рисунок 1. Динамика чисел учащихся первых классов дневных 
              школ, включая подготовительные классы, 2001-2003 гг. (1995/96 гг. 
              = 100%), на начало учебного года Одной из основных причин значительного сокращения численности 
              учащихся школ в последние годы является уменьшение числа детей, 
              принятых в 1-е и подготовительные классы, что обусловлено снижением 
              уровня рождаемости в начале 90-х годов. Недобор учащихся первых 
              и подготовительных классов за этот период особенно коснулся России, 
              где в среднем за год он составлял 140 тысяч, и Украины - около 50 
              тысяч учащихся. Численность учащихся 10-11 классов по сравнению с предыдущим 
              годом в Таджикистане возросла на 16%, Азербайджане - на 12%, Белоруссии, 
              Грузии, Молдавии - на 2-4%; в Армении, Киргизии, России и Украине 
              - сократилась на 1-3%, в Казахстане - осталась прежней. Численность выпускников, закончивших в 2003 году дневные 
              общеобразовательные школы и получивших полное среднее образование, 
              в Киргизии возросла в 2,8 раза, в Азербайджане - 2 раза, Казахстане 
              - в 1,7 раза. Такое увеличение обусловлено одновременным выпуском 
              учащихся из школ с десятилетним и одиннадцатилетним циклом обучения. 
              В Молдавии выпуск увеличился на 13%, Белоруссии, Грузии, Украине 
              - на 1-4%; Таджикистане - снизился - на 11%, России - на 5%, в Армении 
              - на 2%. Таблица 2. Выпуск учащихся из средних общеобразовательных 
              школ в 2003 году (тысяч человек) 
               
                |   | Всего | В том числе из дневных школ |   
                | Азербайджан | 103 | 97 |   
                | Армения | 44 | 44 |   
                | Белоруссия | 95 | 88 |   
                | Грузия | 40 | 39 |   
                | Казахстан | 232 | 225 |   
                | Киргизия | 74 | 73 |   
                | Молдавия | 29 | 29 |   
                | Россия | 1419 | 1278 |   
                | Таджикистан | 63 | 58 |   
                | Украина | 526 | 491 |  Доля негосударственных (частных) общеобразовательных 
              школ, осуществляющих платное обучение, несмотря на постоянный рост 
              количества и численности учащихся в них, остается невысокой и составляет 
              0,2-4,7% в общем числе дневных школ; численность учащихся в них 
              - 0,1-2,5% от всей численности учащихся. Таблица 3. Число негосударственных (частных) дневных 
              общеобразовательных школ и численность учащихся в них в 2003/04 
              учебном году (на начало учебного года) 
               
                |   | Число частных школ, единиц | Численность учащихся в них, тысяч | Удельный вес учащихся частных школ в общей численности 
                    учащихся дневных общеобразовательных школ, % |   
                | Азербайджан | 11 | 4,2 | 0,3 |   
                | Армения | 32 | 3,5 | 0,7 |   
                | Белоруссия | 12 | 0,9 | 0,1 |   
                | Грузия | 156 | 16,9 | 2,5 |   
                | Казахстан | 162 | 21,7 | 0,7 |   
                | Киргизия | 25 | 4,5 | 0,4 |   
                | Молдавия | 35 | 7 | 1,2 |   
                | Россия | 707 | 68,7 | 0,4 |   
                | Таджикистан | 50 | 14,1 | 0,9 |   
                | Украина | 278 | 27,4 | 0,5 |  Наибольшее распространение частные школы получили в 
              Грузии, где их доля в общем числе дневных общеобразовательных школ 
              составляла 4,7%, Казахстане и Молдавии - по 2%, а также в Киргизии, 
              России, Таджикистане, Украине - 1,1-1,4%. 
              
             |