… о демографической политике
в России
|
Кто будет жить в России в 2015 году
|
Политики и демографы сходятся в одном: если нерожденных
детей не начать кормить уже сегодня, то жить и работать завтра будет
некому
Об этой проблеме размышляет профессор Валерий
Елизаров, руководитель Центра по изучению народонаселения экономического
факультета МГУ.
- Сегодня много говорят о депопуляции - абсолютной убыли населения.
Обратима ли она? Или уже есть основания квалифицировать депопуляцию
как смертельную опасность для России?
- В 1992 году в России было зарегистрировано смертей больше, чем
рождений. На протяжении последующих 8 лет ситуация усугублялась.
И вот уже четвертый год мы наблюдаем медленный, но неуклонный рост
рождений. 2004-й подарил России около 1,5 миллиона детей и забрал
2,3 миллиона жизней. Кстати, по последнему показателю мы далеко
позади всех развитых стран. Причины - печальное зеркало российского
бытия: в прошлом году зарегистрировано 52 тысячи самоубийств, 42
тысячи убийств, 43 тысячи человек погибли от травм, полученных в
катастрофах на транспорте, 41 тысяча смертей - в результате отравления
некачественным алкоголем, а всего - 328 тысяч смертей от несчастных
случаев, отравлений и травм. Очень высоко число смертей от сердечно-сосудистых
заболеваний - более 1,3 миллиона. Мужчины в трудоспособном возрасте
умирают в 4 раза чаще, чем женщины. Если бы в России смертность
трудоспособного населения была на том же уровне, что и на Западе,
мы сохраняли бы до 500 тысяч (!) человек в год.
Россия сегодня принадлежит к числу стран с самой низкой рождаемостью:
1,3 ребенка на женщину. Рождаемость снижается уже несколько десятилетий.
Но снижение происходит волнообразно: за падением обязательно следует
небольшой рост. На рост работает наше демографическое прошлое. Предыдущий
всплеск рождаемости был в 1983-1987 годах. А ему, в свою очередь,
предшествовала высокая рождаемость 50-х годов прошлого века. Пики
и спады рождаемости повторяются примерно через каждые 25 лет. И
это понятно: количество детей зависит от количества молодых матерей.
- Если следовать вашей логике, то рождаемость будет расти просто
потому, что расти ей пора.
- Именно так. В этом смысле сегодняшней России повезло. В последние
годы молодых семей прибавилось, да и отложенное ранее рождение второго
ребенка кое-кто реализовал. Хотя часто отложенное превращается в
неосуществленное. Сейчас и рождение первого ребенка стали откладывать,
что раньше было редкостью. У нас стало заметно меньше мам до двадцати
лет. В среднем по России рожают в 22-24 года. А в Москве - в 25-27,
почти как на Западе. Оно и понятно: сначала молодые люди хотят выучиться,
встать на ноги, подготовиться к рождению детей, а потом и детей
заводить. На помощь старшего поколения, как раньше, уже надеяться
не приходится. Да и от государства существенной помощи не ждут.
- Рожать-то рожают, но при теперешней дороговизне всего и вся, при
теперешней "доступности" качественных медицинских услуг
"по карману" ли среднестатистической российской семье
хотя бы один ребенок?
- Давайте посмотрим. Средняя зарплата по России на октябрь этого
года 7100 рублей. Средний по России прожиточный минимум ребенка
- 2336 рублей, взрослого - 2629 рублей (в Москве он превышает 3,5
тысячи). И вот человек родился. Единовременное пособие 4,5 тысячи
(в Москве и некоторых других городах есть городские доплаты к федеральным
пособиям) потрачено на коляску, кроватку, ванночку и прочие предметы
ухода за ребенком. А дальше как? Сложите три прожиточных минимума
(папа+мама+ребенок), сравните результат с зарплатой нашего среднестатистического
главы семьи (предположительно единственного ее кормильца на ближайшие
пару лет) - и вы поймете, что с рождением ребенка такая семья оказывается
у черты бедности или за чертой.
Правда, мама в первые полтора года жизни малыша будет получать от
государства по 500 рублей в месяц. В середине 90-х размер этого
пособия составлял около 20 % от средней заработной платы, сейчас
- 7 %. Так что погоды и эти деньги, сами понимаете, не делают. Более
того, анализ сумм, предназначенных к выплате по уходу за ребенком
до полутора лет, говорит о том, что полностью пользуются этим "оплачиваемым"
отпуском далеко не все россиянки из числа тех, кто имеет на него
право (включенных в систему социального страхования). Не каждая
женщина может себе позволить таким образом "сидеть на шее у
государства". Не всякая семья решится вторично поставить себя
на грань выживания. А кто-то, насмотревшись на друзей и соседей,
и на первого ребенка не решится. Основной фактор бедности сегодня
в нашей стране - дети. Среди бездетных молодых семей бедных практически
нет, среди однодетных - немало, среди двух-трехдетных - больше половины.
В большинстве случаев, появляясь на свет, дети делают семьи, в которых
родились, бедными. Сегодня более 18 из 30 миллионов детей живут
в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, и на них семьи получают
пособие... аж 70 рублей в месяц.
- Очевидно, единовременные пособия увеличат. Но ведь что-то нужно
делать, чтобы семья не оказывалась постоянной заложницей неразворотливости
и равнодушия властей.
- Да, есть информация, что со следующего года единовременное пособие
при рождении ребенка будет составлять уже 6000 рублей. Очевидно,
это будет преподнесено как существенный шаг в поддержку семьи. На
самом же деле это всего лишь компенсация инфляции - за три года
(с 2002-го) размер пособия ни разу не индексировался. Как и ежемесячное
пособие, как и пособие по уходу за ребенком. Увеличение оплаты отпуска
по уходу за ребенком в проекте бюджета Фонда социального страхования
на 2005 год не предусмотрено. А ежемесячные пособия и вовсе в федеральном
бюджете не значатся. Теперь, как и в 90-е годы, они будут выплачиваться
за счет средств регионов. Кто-то повысит, а кто-то и 70 целковых
не осилит без помощи центра. Пособия на детей у нас как-то незаметно
превратились из социальных гарантий в льготы. А с льготами государство
повело решительную борьбу путем их "монетизации".
Я считаю: поможет семье "не быть в заложниках", как вы
сказали, принятие федерального закона о минимальных социальных стандартах
и, в его развитие, закона о государственных гарантиях поддержки
семей с детьми. Был Закон 1995 года "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей". Но большая часть расходов (на ежемесячные
пособия) должна была финансироваться из региональных бюджетов, а
деньги на детей нашли, увы, далеко не все. Стали расти долги по
детским пособиям, пока не превысили 30 миллиардов рублей. Так что
пришлось проблему решать все-таки за счет федерального бюджета.
Но ведь в следующем году мы опять переходим на выплату пособий за
счет регионов... А время-то не ждет: через несколько лет начнет
сокращаться численность трудоспособного населения. Иждивенческая
нагрузка на работающих возрастет. Рост ВВП и реальных доходов замедлится,
нагрузка на пенсионный фонд увеличится. Угроза для экономики страны.
- В какой мере убыль населения компенсируется иммигрантами?
- В середине 90-х поток иммигрантов покрывал ее в значительной мере.
Потом пошел на убыль. В 1998 году иммигранты компенсировали убыль
населения на 40%, в 2000-м - на 20%, в 2002-м - на10%, в 2004 году,
скорее всего, эта цифра составит менее 5%.
- Какой, на ваш взгляд, должна быть миграционная политика России?
- Приток мигрантов будет благом для России. Мы хотели бы преимущественно
молодых, здоровых, образованных, приехавших работать, а не пополнять
этнические преступные группировки. Сейчас, увы, дело обстоит совсем
иначе. Поэтому нужно финансировать программы стимулирования переезда
в Россию русскоязычного населения из бывших республик СССР, расширять
обучение в российских вузах молодежи, еще не забывшей русский язык.
Нужно научиться регулировать трудовую миграцию, сделать выгодной
ее легализацию, создать систему учета мигрантов.
- Что еще можно и нужно предпринять, чтоб преодолеть демографический
кризис?
- Не стоит считать ситуацию безвыходной, как и не стоит уповать
на чудо. Нужно, чтобы заработная плата позволяла иметь более чем
одного ребенка. Я уже говорил, нужен федеральный закон о социальных
гарантиях поддержки семей с детьми. Не запреты и даже не стимулы,
а гарантии стабильной и предсказуемой жизни - вот что главное в
социальной политике. Эти гарантии должны включать налоговые льготы,
пособия, отпуска, жилищные кредиты, дошкольные учреждения, охрану
здоровья детей, летний отдых и т.д. Какие гарантии должен обеспечивать
федеральный уровень, какие - регионы? Вопрос. Давайте искать ответ
на него.
Нужна демографическая экспертиза всех принимаемых решений: важно
видеть их демографические последствия, в том числе отдаленные. Нужно
повысить уровень демографической грамотности органов управления.
Демография - это стратегический взгляд на развитие страны. Хватит
под ноги смотреть. Наконец, нужно пропагандировать ценности семьи
и здоровья и стимулировать их. Быть родителем - должно быть престижно,
быть здоровым - выгодно.
- Валерий Владимирович, наш разговор мы начали с того, что Россия
у опасной черты. Коснулись того, как удержаться, не шагнуть за нее.
Так кто же, по-вашему, будет населять нашу страну к 2015 году?
- Через 10 лет в России будет не 143,5 миллиона человек, как сейчас,
а на 6-8 миллионов меньше. Свое 16-летие в 2015 году отметит поколение
1999 года - самое маленькое в нашей современной истории. В брак
будут активно вступать родившиеся уже не в СССР, а в новой России
- поколение начала 90-х, а их было меньше, чем тех, кто родился
в 80-х. Так что свадеб будет меньше, чем сейчас. Пенсионного возраста
достигнут мужчины 1955 года рождения и женщины 1960 года - их будет
более 2 миллионов. Впрочем, думаю, к этому времени уже возраст выхода
на пенсию будет иным. Это неизбежно. Несмотря на долгожданное удвоение
ВВП, достижение которого будет с 2010 года отодвинуто примерно на
2015 год. Это тоже неизбежно.
Если хоть часть из того, о чем было сказано выше, будет реализована,
то Россия станет страной более пригодной для рождения детей и полноценной
жизни, чем сегодня.
Вторые дети будут рождаться чаще, чем сейчас. Детей, родившихся
вне брака, абортов, разводов и бедных семей с детьми будет меньше,
чем ныне. Продолжительность жизни мужчин повысится до 63-64 лет,
а женщин - превысит 75. Увеличится доля тех, кто родился не в России,
но переехал в Россию жить и работать. Ксенофобии (ненависти к чужакам)
станет меньше, а толерантности (уважения к людям иной внешности
и культуры) больше...
Подождем 10 лет.
На вопросы по проблеме демографического кризиса в России отвечает
Александр Чуев, зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных
объединений и религиозных организаций.
- Александр Викторович, считаете ли вы, что убыль российского населения
достигла таких темпов, что может стать необратимой?
- Проблема действительно становится близкой к катастрофе: население
России ежегодно уменьшается более чем на миллион человек. Прежде
всего мы теряем население на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири,
в Центрально-Черноземном районе и на Северо-Западе, то есть в регионах,
где большинство населения - русские.
- Какие меры могли бы сегодня изменить ситуацию к лучшему?
- Я считаю, пособие на первого ребенка должно быть не менее 5 тысяч
рублей, на второго - 15 тысяч, на третьего - 30 тысяч. Тогда женщины
начнут рожать. Но только единовременное пособие проблемы не решит.
Необходимо действительно оплачивать матерям отпуск по уходу за ребенком
до полутора лет - в размере, близком к прожиточному минимуму. И
следующий за этим отпуск тоже должен оплачиваться - хотя бы на уровне
минимальной заработной платы. Особенно это касается многодетных
семей. Многодетным семьям необходимо вернуть льготы - касающиеся
жилья, проезда, медицинского обслуживания.
Если говорить о жилье, так у нас нет государственной политики в
области жилья. У нас есть государственная политика, которая сводится
к созданию рынка жилья. Но семья и рынок - вещи абсолютно несовместимые.
Я считаю, молодым семьям необходимо выдавать специальные кредиты,
которые те возвращали бы государству рождением ребенка.
Важно, чтобы государство обратило внимание на семью и начало формировать
демографическую политику. Необходимо создать министерство или федеральную
службу, которая занималась бы демографией. Должна появиться президентская
программа сохранения и сбережения народа. У нас вымирают районы
Сибири и Дальнего Востока. Мы можем потерять территории.
- Как не допустить этого?
- Необходимо говорить о государственной программе заселения этих
земель. Нужно широко открыть двери для тех жителей бывших союзных
республик, кто хочет вернуться на свою историческую родину. Но важно
помогать переехать туда и российским семьям, которым сейчас трудно.
Дать им возможность начать новую жизнь: бесплатно предоставлять
землю, выделять деньги на строительство жилья. Нужен закон о репатриации,
чтобы разделить репатриантов и иммигрантов. Миграцию необходимо
тормозить, ужесточать условия въезда представителей других государств,
наций, народностей. Выходцам же из России необходимо предоставлять
режим наибольшего благоприятствования. Это должно стать государственной
политикой. Я подготовил пакет законов и надеюсь их вынести на обсуждение
в весеннюю сессию.
- Но ведь реализация предлагаемых вами законов потребует немалых
средств. Вы уверены, что они найдутся?
- Я не говорю об увеличении бюджетных расходов. Для детских пособий,
к примеру, можно взять средства из Стабилизационного фонда. А вообще,
конечно, важно осознавать: семейную политику рассматривать в отрыве
от политики в целом нельзя. Все, о чем я говорю, не изменив политики
в целом, сделать трудно.
- Так кто же, по-вашему, будет жить в России в 2015 году?
- Если все пустить на самотек, то к 2015 году население страны уменьшится
до 125-127 миллионов человек. Если будет принят предложенный мной
пакет законов, то в ближайшие три-четыре года уменьшение численности
населения остановится и начнется ее рост. Надеюсь, рождаемость увеличится
на 500-700 тысяч человек в год.
Ольга ДОБРОМЫСЛОВА. "Российская газета",
17 декабря 2004 года
|