|
|
Российские
дискурсы о миграции
|
|
Над темой номера работал
Владимир МУКОМЕЛЬ
|
Академический дискурс: pro et contra
Специалисты, для которых вопросы миграции и миграционной
политики являются основным предметом научных интересов, может быть,
и не обладают таким панорамным кругозором, как "широкие"
интеллектуалы, но они лучше знают тонкости сюжета и "подводные
камни", делающие невозможными простые решения. И в их публикациях,
выступлениях можно встретить некорректно цитируемые источники, некритические
ссылки на воспроизводимые чиновниками и СМИ "экспертные оценки".
Однако это все-таки скорее исключения, нежели правило.
Для иллюстрации особенностей академического дискурса,
остановимся на таких темах, как незаконная миграция и незаконная
занятость. В научной аргументации присутствуют не только негативные
оценки последствий незаконной миграции и незаконной занятости, содержащиеся
уже в самом определении "незаконный", но и попытки взвешенного
анализа происходящих процессов; разговор строится в логике pro et
contra. Особого внимания заслуживает, аргументация специалистов,
подчеркивающих объективный характер процессов трудовой миграции
и ее позитивные аспекты.
Во-первых, указывается на определенную неадекватность
исходных взглядов на нелегальную миграцию. Специалисты подвергают
сомнению данные, которыми оперируют чиновники, ссылающиеся на неведомых
экспертов. Подчеркивается, что "в публичный оборот постоянно
поступают пугающие своими масштабами и при этом недобросовестно
трактуемые, и не совпадающие с результатами многочисленных исследований
цифры, методика получения которых остается тайной даже для их авторов"40.
Строго говоря, спор об общей численности незаконных
мигрантов в России бессмыслен и неконструктивен. Необходимо оперировать
минимум четырьмя оценками - валового показателя численности незаконных
мигрантов, находящихся на территории России в течение года, т.е.
проходящих через ее территорию; числа мигрантов, пребывающих в России
в пиковые периоды максимальной нагрузки, приходящиеся на весну-осень;
численности мигрантов, пребывающих во время минимального наплыва
(осень-весна); числа незаконных мигрантов, постоянно пребывающих
на ее территории.
Неверные исходные позиции определяют неверные решения:
"У российских властей те очевидные негативные проблемы, которые
встают в связи с незаконной миграцией (да и с миграцией вообще),
вызывают "естественную" реакцию отторжения: запретить,
не пускать, выслать…. Альтернативные - то есть направленные на легализацию
мигрантов и расширение легитимного поля миграции, - меры остаются
практически вне поля зрения правительственных служб, ответственных
за разработку и осуществление миграционной политики. К сожалению,
эта позиция распространяется не только на незаконную, но на всю
миграцию…"41.
Во вторых, незаконная миграция рассматривается в контексте
альтернативных вызовов и угроз национальной безопасности: "Присутствием
на своей территории незаконных мигрантов из сопредельных стран Россия
"расплачивается" за безопасность на своих границах, поскольку
благодаря заработкам в России поддерживается относительная социальная
стабильность в соседних странах…"42. Пока чиновники подсчитывают
"потери" от трансфертов мигрантов, специалисты, не вдаваясь
с ними в споры, подчеркивают: трансферты "вносят серьезный
вклад в сохранение относительно стабильной обстановки на границах
России. Стабильность - это тоже серьезный ресурс, за который приходится
платить"43.
В третьих, откровенно говорится о стыдливо умалчиваемом:
иммиграция в Россию "представляет собой еще одну форму "неоколониализма"…
Поэтому такая иммиграция чрезвычайно выгодна странам-реципиентам,
а нелегальная миграция выгодна вдвойне, по той простой причине,
что именно бесправный нелегал особенно удобен для эксплуатации без
всяких ограничений. Выгоды от иммиграции дисперсны, их ощущает каждый,
кто сталкивается с иммигрантом как работодатель, арендодатель, потребитель
услуг, даже "правоохранитель" и т.д."44.
Важнейший, быть может, вывод: "Централизованная
же борьба с иммиграцией, в том числе и нелегальной - пустой звук,
потому что эта борьба против очевидных интересов собственного населения,
а такую борьбу не удавалось еще выиграть ни одной власти"45.
Наконец, специальные исследования ставят под сомнение
распространенные и "очевидные" представления о негативных
последствиях незаконной миграции, в частности - о повышенной криминогенности
иммигрантов. Статистика преступлений среди них отличается по структуре,
но не более того. Опросы же работников правоохранительных органов
продемонстрировали, что среди них преобладают представления о более
низкой преступности среди мигрантов, чем среди местного населения45.
40 - Г. Витковская. Трудовая миграция как пробный
камень толерантности российского общества. http://www.migrant.ru/cgi-bin/vestnik.pl?issue200403/article12.shtml
41 - И. Ивахнюк, Р. Дауров. Незаконная миграция
и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная
безопасность, Вып.11, МГУ, "Макс-Пресс", М.: 2003, С.33.
42 - И. Ивахнюк, Р. Дауров. Указ. Соч., С.34.
43 - Перспективы миграции и этнического развития
России и их учет при разработке стратегических направлений развития
страны на длительную перспективу. М.: ИЭПП, 2004, с. 82.
44 - Там же, с.55.
45 - Там же.
46 - Миграция и безопасность в России / Под ред.
Г. Витковской и С. Панарина. Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+,
2000, гл.7; Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов: тенденции
притока, стратегии поведения. Пенза: ПГАСА, 2003, с. 120-121.
|