|
|
Российские
дискурсы о миграции
|
|
Над темой номера работал
Владимир МУКОМЕЛЬ
|
Красное словцо журналиста
В СМИ практически не встречается нейтральных по форме
представления материалов, посвященных этническим иммигрантам. Пресса
не столько непосредственно формирует, сколько помогает оформлению
уже относительно сложившегося в обыденном сознании образа. До определенной
степени она отражает этот образ, делая его более отчетливым2. Фактическая
сторона дела не слишком интересует журналистов, а иногда искажается
до неузнаваемости (вставка 1).
Вставка 1.
"…Попробуем самостоятельно, используя доступные
источники, выяснить вопрос: так сколько же в Москве иностранцев,
сколько граждан России и сколько русских. Хотя бы в общих
чертах эти сведения удается собрать по крупицам из разных
источников. … "
Сколько русских осталось в Москве? / сайт Российского
движения против нелегальной миграции http://www.dpni.org/newnews18.htm
Национальный состав населения Москвы по данным
Всероссийского движения против нелегальной миграции и Всероссийской
переписи населения 2002 г., тыс. человек.
* Источники: АиФ "Москва" 27.09.2000; Информационный
бюллетень по правам человека в РФ №17, 16-30.09.2002; Радио
"Свобода" 21.06.2001, 16.10.2002; Московская правда
16.03.2002; "Вести.ру" 02.02.2002; "Навигатор"
12.07.2001; ж-л. "Континент" "17 12-25.09.2001;
"Сельская жизнь" №51 11.07.2002; и др.
|
Преследуя цель эмоционального воздействия на читателя,
зрителя или слушателя и формирования таким образом общественного
мнения, журналисты строят свой дискурс на широком использовании
метафор (по меткому определению Н. Д. Арутюновой, "метафора
- приговор без суда"), примеров, броских фраз, описаний, визуальных
образов.
"И везде, везде стоят кучками кавказские мужчины
или сидят на корточках по своему обычаю, и гомонят и каркают воронами,
и смотрят нагло и свысока, ощупывают женщин масляными глазами. Жалко
Москву, которую отдали на поругание бойкой гвардии жизнеспособных
и непотопляемых "гостей с Кавказа"3.
Образ иммигранта формируется с помощью характеристик,
вызывающих отрицательные эмоции: страх, отчуждение, неприятие или
брезгливость, что независимо от исходной интенции автора работает
на создание образа "опасного чужого". Конечно, встречаются
и сочувственные публикации, однако доминируют создающие негативный
образ иммигранта.
Согласно В.Н. Титову, все социальные контексты, в которых
упоминаются этнические мигранты, можно объединить в два взаимосвязанных
тематических блока:
а) этнические иммигранты и неформальная экономика;
б) этнические мигранты и криминальная экономика.
Следствием селективной типизации является то, что мигрант
начинает прочно ассоциироваться именно с нелегальными сферами экономики.
Преобладающий образ этнического мигранта "содержит преимущественно
негативно оценочные характеристики - он агрессивен в своем стремлении
к успешной адаптации в условиях города, несет в себе угрозу экономическому
благосостоянию "коренных" жителей, его культура и социальные
отношения не соответствуют нормам, принятым в среде адаптации, его
образ жизни замыкается рамками этнической общины, он стремится к
установлению контроля над наиболее благоприятными и выгодными экономическими
объектами, его появление в городе влечет за собой различные проблемы:
эпидемии, преступность, наркоманию и т.п."
Нельзя не согласиться, что "объективно пресса способствует
переводу неприятия иммигрантов с уровня бытовых неоформленных этностереотипов
на уровень внешне аргументировано выстроенных обоснований мотивов
поведения "иного". Образ иммигранта, создаваемый в прессе
независимо от позиции на шкале оценок, неизбежно содержит коннотации
"иного", которые легко при необходимости трансформируются
в "чужого" и в дальнейшем подхватываются массовой культурой.
СМИ прибегают и к другим деструктивным дискурсивным
стратегиям, направленным на конструирование повышенной опасности,
исходящей от мигрантов. Одной из них является гиперболизация проблемы,
например, популярное утверждение, что изменение этнического состава
территорий вследствие миграций приобретает угрожающий характер и
угрожает национальной безопасности.
Другая - объединение проблем и их отождествление. Скажем,
незаконная миграция напрямую увязывается с проблемами терроризма,
преступности, наркотиков. Читателю навязывается образ одной проблемы
- миграция+терроризм, миграция+преступность и т.д. И соответствующий
образ иноэтничного мигранта-террориста, мигранта-наркокурьера. Соответственно
подсказываются пути решения проблемы: пресечение терроризма = ограничению
миграций.
Результатом становится ретрансляция совершенно фантастических
данных и оценок, маргинальных псевдонаучных гипотез (чего стоят
те же изыскания о предельно допустимой доле мигрантов в населении
территории).
Отмечалось, что "основная функция так называемой
"статистики", приводимой в публикации прессы в связи с
этническими иммигрантами, состоит… в том, чтобы привести некий формализованный
аргумент в пользу идеи о том, что иммигранты представляют все более
возрастающую проблему для жителей Москвы и России в целом. Цифры
в данном случае стимулируют усиление тревоги, опасений, недоверия
и других отрицательных эмоциональных составляющих ментальных установок
в отношении этнических мигрантов. Независимо от отношения различных
авторов к тем или иным этническим сообществам формируется алармистский
образ "врага у ворот". Цифры позволяют в дальнейшем переводить
рассуждения в плоскость разговоров о "желтой опасности"
или "мусульманской угрозе".
СМИ не только транслируют "страшилки", но
и сами их производят: еще в начале 1990-х "Известия" утверждали
о присутствии 2 млн. китайцев на Дальнем Востоке, аналогичные данные
позже приводила "Независимая газета"4. Что уж говорить
о "патриотических" СМИ, для которых все очевидно…
Часто используется прием "драматизации" темы
за счет заголовка: "Китайское предупреждение. На плечах мигрантов
в Россию въезжают иностранные преступные сообщества"5. Особенно
грешат эти приемом "патриотические" СМИ: "От власти
на рынке - к власти в стране (Так албанцы захватили Косово, так
кавказцы захватывают Москву)"6.
Не могу не процитировать здравое суждение: "Такая
журналистика, навязывая привычные, как привычный вывих, повороты
мысли, имеет одну цель: доказать вам, что выхода нет. И в самом
деле, какой может быть выход, когда за каждым углом вас подстерегают
олигархи, китайцы, озоновые дыры, Джордж Буш-младший, страшный Чубайс,
криминальные разборки, мусульманский фундаментализм, расширение
НАТО на восток, кризис неплатежей, СПИД, понос и золотуха"7.
Полемичность и провокативность - родовые свойства масс-медиа.
Вызывает, правда, недоумение: как смелость журналистов в нагнетании
алармистских настроений сочетается с конформизмом, когда они транслируют
высказывания власть предержащих.
Специалисты отмечают нарастающую тягу к языку вражды
самих журналистов: "Все чаще журналисты солидаризуются с некорректными
высказываниями, сознательно подчеркивая это… Резко сократилась доля
осуждения высказываний тех, кого мы условно называем "представителями
государства" (чиновников, военных и т.д.) Некоторые детали
исследования позволяют предположить, что журналисты сознательно
предпочитают государство за Язык Вражды не критиковать"8.
Г. Кожевникова приводит пример, заставляющий задуматься,
а так ли уж виновны журналисты независимых изданий: "... 19
марта 2004 года правительственная (!) "Российская газета"
публикует заметку о проблемах миграции в Москве, оперируя этническими
терминами и анонсируя этот материал следующим образом: "На
двух москвичей приходится одни нелегальный мигрант, от которого
можно ждать чего угодно, 45 процентов преступлений, совершаются
иногородними"9.
Электронные СМИ не более корректны: практически в любой
передаче о преступности акцентируется внимание на этнической принадлежности
преступника и на том, что он приезжий. Однако и это цветочки по
сравнению с тем, что творится в Интернете. Абсолютное большинство
высказываний участников националистических форумов, помимо вопиющей
как орфографической, так и лексической безграмотности, пестрит нецензурными
терминами.
Наряду с форумами, где анонимные участники не особо
стесняются в выражениях, в Рунете имеется множество сайтов со специфической
идеологией и терминологией. Имеются и солидные сайты, например Общероссийский
миграционный портал "Приключения иностранцев в России"10 или
занимающий альтернативную позицию сайт "Движения против нелегальной
иммиграции". Представление о последнем дает лозунг: "Мы
- хозяева в собственном доме, а хозяин вправе сам решать, в какой
комнате поселить гостя, на какое время, и пускать ли его вообще.
Особенно, если кто-то явился к тебе домой только затем, чтобы тебя
обокрасть или вообще из твоего собственного дома выгнать"10.
В масс-медийном дискурсе о миграции преобладает эретизм
- повышенная нервно-психологическая возбудимость и раздражительность
(греч. erethizma - раздражение, возбуждение). Не грех упомянуть,
что такая повышенная возбудимость, раздражительность, при значительной
выраженности протекает с агрессивно-разрушительными тенденциями.
Наблюдается, в том числе, при олигофрении и посттравматической характеропатии11.
2 - В.Н. Титов. О формировании образа этнического
иммигранта (анализ публикаций прессы) // "Социологические исследования",
2003, N 11.
3 - МК, 26.07.2001. Цит. по: В.Н. Титов, указ. соч.
4 - "Известия", 1993, 2 ноября; 1994,
30 ноября; "Независимая газета", 2001, 7 июня.
5 - Л. Пивоварова, Д.. Тараторин // "Новые
Известия", 2003, 14 ноября.
6 - В. Уваров // "Завтра", N 4(479), 21-01-2002,
21 января.
7 - http://www.explosive.ru/1/2/259-print.html
8 - Галина Кожевникова. Язык Вражды в предвыборной
агитации и вне ее. Мониторинг прессы: сентябрь 2003 - март 2004
г. http://xeno.sova-center.ru/213716E/21728E3/3623772
9 - Галина Кожевникова. Указ. Соч.
10 - http://nelegalov.net
11 - http://www.dpni.org/index.html
12 - Вадим Блейхер, Инна Крук. Толковый словарь
психиатрических терминов. М.: 1995, http://bookap.by.ru/genpsy/slovar/gl28.shtm)
|