|
|
М. Л. Тюркин
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ СИСТЕМ РОССИИ,
США, ФРАНЦИИ И ФРГ
М., ВНИИ МВД России, 2004, 118 страниц
|
Основные этапы развития отечественной паспортно-визовой
системы (стр. 31-32)
№ п/п
|
Годы
|
Краткая характеристика этапов
|
1
|
945-1670
|
Зародилась и начала действовать система учета населения
|
2
|
1670-1803
|
Эпоха правления Петра I, в русский язык вошло слово
«паспорт»
|
3
|
1803-1917
|
Введение «печатных» паспортов вместо рукописных и видов
на жительство, реформа паспортной системы из-за отмены
крепостного права – снятие некоторых ограничений в свободе
передвижения, усиление роли паспорта как средства полицейского
надзора
|
4
|
1917-1932
|
Крушение царской России, возникновение понятия «гражданин
Российской Республики», появление трудовой книжки, зарождение
института прописки по месту жительства и установление
легитимационной системы
|
5
|
1932-1940
|
Единая паспортная система, единый порядок учета населения
по месту жительства и передвижения граждан по стране
|
6
|
1940-1953
|
Изменение западной границы, Великая Отечественная война,
восстановление паспортной системы в послевоенные годы
|
7
|
1953-1974
|
Введение новых по форме и срокам действия паспортов,
ограничений на выезд за пределы страны по частным делам
|
8
|
1974-1991
|
Паспортизация всего населения СССР независимо от места
жительства, введение принципиально нового (по оформлению
и реквизитам) бессрочного паспорта гражданина СССР
|
9
|
с 1991
|
Переход к демократии, признание прав и свобод человека
и гражданина в качестве высшего блага и попытка приведения
законодательства в соответствие с этими принципами
|
Некоторые характеристики иммиграционной политики
зарубежных стран (стр. 34)
Название стран
|
Особенности иммиграционной политики
|
Традиционные страны иммиграции: Австралия, Канада,
США
|
Играют ключевую роль иммиграции в их формировании и
развитии.
|
Располагают институционным механизмом планирования
и регулирования иммиграции.
|
Иммиграционная политика носит экспансионистский характер,
ориентированный на вовлечение иммигрантов в экономику.
|
Имеются проблемы массовой нелегальной иммиграции, пренебрежение
правом на убежище, нарушения ежегодных лимитов и квот
приема иммигрантов
|
Новые страны иммиграции: Бельгия, Франция, ФРГ, Нидерланды,
Соединенное Королевство, Швейцария, Швеция (Северной
и Центральной Европы)
|
Эти страны характеризуются как государства-нации.
|
Иммигрантов принимают после Второй мировой войны по
экономическим соображениям.
|
Актуальна проблема гражданства и национальной идентичности
вследствие массовой иммиграции и возникновения крупных
неевропейских меньшинств.
|
Иммиграционная политика отличается нестабильностью.
|
Делается акцент на возрождение экономической иммиграции.
|
Возникают конфликты на иммиграционной основе.
|
Новые страны иммиграции: Греция, Испания, Италия, Португалия,
(Южной Европы)
|
Зарождение иммиграции в 70-80-е годы XX в.
|
Слабая институциональная база иммиграционной политики.
|
Отсутствие механизма иммиграционного контроля.
|
Ориентированность иммиграционной политики на противодействие
нелегальной иммиграции путем урегулирования статуса
нелегальных иностранцев, находящихся на их территории.
|
Результаты анализа факторов, в наибольшей степени
влияющих на миграционную систему Российской Федерации (стр.
72-73)
Основные факторы
|
Управления –16*
|
Права - 21
|
Информатизации – 16
|
Обеспечения - 16
|
1** Наличие Концепции развития миграционной системы
РФ
|
2,1
|
1. Упреждение правовой основы миграционной деятельности
РФ
|
3,8
|
5. Благоприятная миграционная ситуация
|
4,5
|
5. Состояние имущественного обеспечения системы
|
4,3
|
3. Состояние руководства миграционной деятельностью
в РФ
|
3,6
|
3. Учет концептуальных установок федеральных органов
власти
|
3,7
|
3. Автоматизация основных функциональных процессов
в МС
|
4***
|
2. Состояние научного обеспечения системы
|
3,5
|
2. Государст-венное регу-лирование миграционной политики
|
2,2
|
2. Высокая профессиональная готовность и правовая компетентность
персонала
|
3,2
|
1. Понимание и принятие персоналом решений руководящих
органов
|
3,8
|
6. состояние муниципального обеспечения системы
|
4,8
|
5. Стиль, методы работы руководства миграционным процессов
РФ
|
4,8
|
8. Установление единых категорий, понятий, терминов
|
7,4
|
2. Эффектив-ность работы по предупреждению правонарушений
|
3,8
|
3. Состояние трудового обеспечения системы
|
3,7
|
4. Наличие упорядоченной структуры миграционной деятельности
РФ
|
4,3
|
6. Возможность расширения миграционной деятельности
|
5,2
|
6. Психологическое состояние участников миграционного
процесса
|
4,5
|
8. Состояние таможенного обеспечения системы
|
6,2
|
8. Взаимодей-ствие с феде-ральными органами власти
|
5,7
|
7. Стремления, интересы, ценност-ные ориентации мигрантов,
групп
|
5,2
|
7. Информа-ционное сопровождение миграционного процесса
|
4,4
|
4. Состояние материального обеспечения сис-темы
|
4
|
6. Готовность и профессиональная пригодность персонала
МС
|
5,1
|
4. Качество правовых аспектов миграционных мер
|
4
|
4. Качество исследования миграционных моделей и технологий
|
4,7
|
1. Состояние финансового обеспечения системы
|
3
|
7. Сбаланси-рованность подсистем миграционной системы
|
5,8
|
5. Социальная инфраструктура, этнический состав населения
|
4,8
|
8. Возможности внедрения перспективных моделей и технологий
|
4,7
|
7. Состояние гражданского обеспечения системы
|
6,1
|
1,7
|
|
2,3
|
|
3,2
|
|
3
|
|
* Количество корреляционных связей с другими факторами.
** Ранговое место в группе.
*** Результаты дисперсионного анализа значимости факторов
в своей группе.
|
Представлены результаты историко-правового анализа состояния
и тенденций развития отечественной и высокоразвитых зарубежных миграционных
систем, опыт функционирования которых в наибольшей степени может
быть адаптирован для оптимизации концептуально-правовой парадигмы
с целью совершенствования миграционной системы в Российской Федерации.
На основе разработанного методического подхода исследованы факторы,
оказывающие наибольшее влияние на функционирование миграционной
системы России; выявлены закономерности, противоречия, сформулированы
актуальные проблемы современного этапа ее развития.
Предназначена для руководящего состава и персонала в
сфере регулирования государственной миграционной политики РФ, а
также для научно-педагогического состава вузов в системе МВД России.
Может быть полезной для научных работников, исследующих состояние
и тенденции развития миграционных систем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Исторический анализ развития отечественной миграционной
системы
1.1. Дореволюционный этап (60-е годы XVIII в. -1917г.)
1.2. Советский этап (1917- 1991 г.)
1.3. Современный этап (с 1992 г.)
Глава II. Сравнительный анализ развития миграционных систем
США, Франции и ФРГ
2.1. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы
США
2.2. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы
ФРГ
2.3. Состояние и основные тенденции развития миграционной системы
Франции
Глава III. Состояние и основные тенденции развития миграционной
системы России
3.1. Анализ факторов, влияющих на миграционную систему России
3.2. Выявление закономерных связей в миграционной системе России
3.3. Противоречия современного этапа развития миграционной системы
России и формулирование актуальных проблем
Заключение
Литература
|