|
|
Доклад о развитии человеческого потенциала в
Российской Федерации 2004
На пути к обществу, основанному на знании
Москва, Весь Мир, 2004
страниц
|
России предстоит перейти от развития, базирующегося
на эксплуатации природных ресурсов, к развитию, основанному на использовании
самого мощного воспроизводимого ресурса человечества - знаниях.
Главным на этом направлении должно стать развитие человеческого
потенциала, что подразумевает центральную роль самого человека,
его образования, культуры, благосостояния, здоровья, свободы выбора.
Этой теме посвящен только что опубликованный Доклад о развитии человеческого
потенциала в Российской Федерации за 2004 год.
В Докладе затрагиваются актуальные проблемы современного
трансформационного периода развития России, рассматриваются конструктивные
направления реформ, связанные с формированием общества знаний, пути
реализации таких преимуществ России, как высокий уровень образования,
технологический и научный потенциал, природные богатства. Как и
в прошлые годы, авторы включили в Доклад сравнительный анализ ситуации
в регионах России, а также расчет индекса развития человеческого
потенциала, который Правительство России определило как один из
основных показателей достижения целей и задач, поставленных перед
страной на ближайшие годы.
Это - девятый в серии ежегодных докладов, которые представляют
собой подробное исследование социальных, экономических и экологических
проблем, возникающих на пути к достижению устойчивого развития человеческого
потенциала и Целей тысячелетия в области развития. Доклад, являющийся
результатом совместной инициативы Правительства Российской Федерации
и ПРООН, подготовлен группой ведущих российских экспертов и является
концептуальным продолжением предыдущих национальных докладов.
Полный текст доклада в формате PDF размещен на сайте
ПРООН по адресу: http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=publications
Содержание
Предисловие
Общий обзор
Введение
Что такое экономика, основанная на знаниях?
Образование и информационные ресурсы в обществе знаний
Измерение экономики, основанной на знаниях
Глава 1. Национальная инновационная система - основа
экономики знаний России
Международные сравнения структуры создания и использования знаний
Инновационные процессы в отраслях экономики
Государственная политика в инновационной сфере
Глава 2. К экономике, основанной на знаниях
Основные факторы торможения развития экономики знаний в России
Оптимистические ожидания - возобновление движения к экономике,
базирующейся на знаниях
Стимулирование развития экономики знаний
Тематическая вставка. Экономическое развитие, основанное на знаниях:
шведский опыт
Глава 3. Экономический рост, доходы и социальная
дифференциация
Эскиз российской социальной пирамиды
Динамика доходов населения на этапе экономического роста: политические
альтернативы
Средние классы в современной России
Глава 4. Могут ли знания заменить людей?
Россиян становится все меньше
Низкая рождаемость делает невозможным рост населения
Пока знания не помогают россиянам снизить смертность
Старение насления требует новых подходов к обновлению заний
Включение в систему международных миграций - еще один вызов российской
системе воспроизводства и использования знаний
Тематическая вставка. Социальные аспекты здравоохранения
Тематическая вставка. Защита интеллектуальной собственности в
здравоохранении в России
Глава 5. Образование и рынок труда
Тенденции спроса на третичное образование
Предложение на рынке третичного образования
Третичное образование и рынок труда
Тематическая вставка. Общество и профессиональное образование:
количественные оценки
Глава 6. Человеческое развитие и интеллектуальный
потенциал регионов России
Индекс развития человеческого потенциала в регионах России в
1979-2001 гг.
Социальные и экономические факторы человеческого развития в регионах
России
Экономическое развитие, основанное на знаниях, в регионах России
Тематическая вставка. Наукограды России - точки роста или стагнации?
Глава 7. Интеллектуальный капитал
Структура интеллектуального капитала
Измерение интеллектуального капитала
Глава 8. Отношение общества к знанию
Общее отношение к образованию
Значение получения образования для россиян
Отношение к школе и среднему образованию
Образовательные и профессиональные ориентации после школы
Значение обучения в вузе для студентов
Система образования и рынок труда
Непривлекательность научной карьеры Отношение к науке в обществе
Приложения
|