|
Кого и в чем подозревают россияне1
Вовк Е.
(Материал опубликован на сайте Фонда "Общественное мнение"
по адресу: http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0441/domt0441/domt0441_1/d044123)
Настороженное недоверие и неприязнь по отношению к инородцам,
которые отчетливо проявились в российском обществе в последнее десятилетие,
имели явный привкус "антикавказского" национализма. Последний,
как принято считать, подпитывался не только осознанием социокультурной
инаковости выходцев из южных территорий постсоветского пространства,
но в значительной мере также страхами, связанными с войной в Чечне
и террористической деятельностью чеченских боевиков. Ныне сложившаяся
ситуация дает возможность чуть лучше понять, в какой мере страх
перед терроризмом в действительности усиливает неприязнь к инородцам
и является ее причиной, а в какой - оправдывает ее и "дает
имя" уже существовавшему национализму.
Одно дело - необходимость уживаться с "другими"
и "чужими" в условиях более-менее мирной и спокойной повседневной
жизни, и совсем другое - та же самая необходимость выстраивать повседневное
взаимодействие, когда в памяти еще свежи воспоминания о взрыве возле
"Рижской" в Москве, о двух взорванных самолетах, о захвате
школы в Беслане. Случаи отказа экипажей и пассажиров самолетов лететь
вместе с молодыми дагестанцами или с закутанными в хиджабы египтянками
весьма красноречиво свидетельствуют о некоем произошедшем в сознаниях
людей надломе. Общество столкнулось с определенного рода двойным
"вызовом" - непосредственная "реальность" терроризма
наслоилась на давнее, постоянное присутствие "чуждых"
и "чужих". Возрастания "институционального"
страха перед терроризмом и терактами, правда, не наблюдается (См.
опрос от 4-5 сентября 2004 г. // Доминанты. Поле мнений. 2004. №
36, 9 сент.
(http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0436/domt0436/domt0436_1/d043610)),
но как сложившаяся ситуация отразится на повседневных стратегиях
межнационального взаимодействия в обществе, склонном к национализму
и националистической ксенофобии - не очевидно.
Согласно данным последнего опроса, вопреки возможным
предположениям о росте "нациофобий" в связи с последними
терактами, уровень декларируемой национальной неприязни не изменился
по сравнению с замером двухлетней давности.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, там, где Вы живете, есть
национальные группы, которые вызывают раздражение, неприязнь у большинства
населения Вашего региона, или таких групп нет?
|
20-21.04.2002
|
9-10.10.2004
|
Есть
|
40
|
38
|
Нет
|
49
|
52
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
10
|
Вопрос: А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь
по отношению к представителям той или иной национальности?
|
20-21.04.2002
|
9-10.10.2004
|
Испытываю
|
32
|
29
|
Не испытываю
|
64
|
67
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
4
|
"Набор" "нелюбимых" национальностей
и "выраженность" "нелюбви" к каждой из них также
остались прежними (См. опрос от 20-21 апреля 2002 г. // Доминанты.
Поле мнений. 2002. №16, 25 апр. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2002/405_2209/1009_2228/3322_2239/d021611):
примерно треть из отвечавших на вопрос (9% от выборки) сказали,
что раздражение и неприязнь у них вызывают "кавказцы",
реже звучало обобщающе-уничижительное обозначение "черные",
"чурки" (4% от выборки). Примерно каждый шестой из отвечавших
на вопрос (5% от выборки) "неприятными" назвал чеченцев,
но в не меньшей степени респондентов раздражают также цыгане (4%
от выборки), армяне (4%), азербайджанцы (3%), грузины (2%). Были
среди респондентов и те, кого раздражают выходцы не из Закавказья,
а из Средней Азии (казахи, туркмены, таджики - в сумме примерно
2% от выборки), а также турки (1%), китайцы (1%), "азиаты"
и восточные люди в целом (1%) и вообще все нерусские (1%). Примечательно,
что некоторые из опрошенных сказали, что раздражение и неприязнь
у них вызывают "торговцы на рынках".
Довольно очевидно, что к "раздражающим" и
"неприятным" национальностям респонденты причисляют те,
с которыми жителям их региона и лично им приходится чаще всего сталкиваться
в повседневной жизни и во взаимодействии с которыми чаще всего возникают
"бытовые" неурядицы и конфликты. Но из этого следует также,
что национальная неприязнь основывается скорее на ощущении социокультурных
различий и цивилизационной чуждости, нежели на переживании чувства
страха от необходимости жить рядом с потенциальным "террористом".
Впрочем, в сам вопрос заложены маркеры, побуждающие демонстрировать
именно "неприязнь", но не "боязнь", - эмоциональную
реакцию, свойственную именно националистическим настроениям. Отсутствие
роста подобных настроений указывает, что на данный момент страх
перед терактами не служит "питательной средой" национализму.
Впрочем, несмотря на то, что о наличии национальной
неприязни в обществе и о собственной "нелюбви" к определенным
национальностям люди говорят не чаще, чем два года назад, заметно
выросла доля тех респондентов, кто одобрил бы депортацию "представителей
некоторых национальностей" за пределы своего региона.
Вопрос: Если бы в Вашем регионе было принято решение
о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных
групп, Вы бы одобрили или не одобрили такое решение?
|
20-21.04.2002
|
9-10.10.2004
|
Одобрил(-а) бы
|
43
|
52
|
Не одобрил(-а) бы
|
40
|
34
|
Затрудняюсь ответить
|
17
|
14
|
Среди респондентов, испытывающих неприязнь по отношению
к определенным национальностям, такое выселение одобряет подавляющее
большинство. Но и среди тех, кто на словах заявляет об отсутствии
неприязни к каким-либо национальностям, две пятых одобрили бы "институциализированный"
национализм и выселение "по национальному признаку" (не
одобрили бы его только немногим больше респондентов).
|
Вопрос: "А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь
по отношению к представителям той или иной национальности?"
|
Испытываю
|
Не испытываю
|
Вопрос: "Если бы в Вашем регионе было принято решение
о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных
групп, Вы бы одобрили или не одобрили такое решение?"
|
Одобрил(-а) бы
|
84
|
39
|
Не одобрил(-а) бы
|
11
|
45
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
17
|
Приведенные цифры могут свидетельствовать о существенном
потенциале национальной неприязни и "скрытом" национализме
в обществе. Но возможна и иная трактовка подобного распределения
ответов - как свидетельства обостряющегося под воздействием терактов
стремления к социальной и национальной изоляции. Возможно, в отсутствие
механизмов, обеспечивающих общественное, в особенности межнациональное
и межкультурное, доверие (а дефицит такого доверия в нашей стране
очевиден), в обществе развивается стремление к самоизоляции и пресечению
взаимодействия с представителями "чуждых" национальностей.
Кроме того, весьма вероятна позиция "береженого Бог бережет",
связанная не столько с национализмом, сколько с опасением по поводу
возможности терактов: респонденты могут не испытывать никакой "националистической
неприязни" к "нерусским", но, на всякий случай и
во избежание плачевных случайностей, предпочитать "подстраховаться"
и потому поддерживать решения, направленные на обеспечение национальной
сегрегации: пусть лучше "их" поблизости не будет - вдруг
кто-нибудь из "них" да окажется террористом.
Действительно, участники опроса сочли целесообразным
ограничить въезд в их область, район, город не только "представителей
определенных национальностей" (63% поддержали бы подобный шаг,
27% считают, что этого делать не следует). Не менее часто они соглашались,
что следует ограничить въезд всех "иностранцев" (те же
63% против 27%), и немногим реже - въезд приезжих из других регионов
России (40% против 49%). "Националистически" настроенные
участники опроса заметно чаще остальных выступают за любые миграционные
ограничения (среди них сторонники такого запрета составляют подавляющее
большинство). Но и среди респондентов, изначально националистически
не настроенных, многие высказываются за ограничительную миграционную
политику, а различие в распределениях ответов может объясняться
тем, что у "националистов", очевидно, "изоляционистские"
настроения должны быть выражены значительно ярче, чем у других.
С учетом этих соображений альтернативная объяснительная версия -
об актуализации не столько националистических, сколько изоляционистских
настроений в обществе - представляется имеющей право на существование.
|
Вопрос: А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь
по отношению к представителям той или иной национальности?
|
Испытываю
|
Не испытываю
|
Вопрос: "На Ваш взгляд, следует или не следует ограничить
въезд представителей некоторых национальностей в нашу область,
район, город?"
|
Следует
|
89
|
51
|
Не следует
|
8
|
37
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
12
|
Вопрос: "По Вашему мнению, следует или не следует ограничить
въезд иностранцев в нашу область, район, город?"
|
Следует
|
81
|
56
|
Не следует
|
14
|
34
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
11
|
Вопрос: "Как Вы считаете, следует или не следует ограничить
въезд в нашу область, район, город приезжих из других регионов
России?"
|
Следует
|
51
|
35
|
Не следует
|
39
|
54
|
Затрудняюсь ответить
|
10
|
11
|
Есть и иной ряд данных, демонстрирующих, что на данный
момент "террористическая угроза" не стала катализатором
роста националистических настроений и не привела к формированию
атмосферы "охоты на ведьм". Из всех опрошенных только
четверть утверждают, что им случается встречать на улице и в общественных
местах людей, вызывающих подозрение, причем, по словам респондентов,
такие личности встречаются им скорее редко (17%), чем часто (12%).
Две трети опрошенных (67%) говорят, что подозрительных персонажей
на улицах они не видят. Кроме того, примерно треть из встречающих
"подозрительных людей" говорят, что таковых сейчас не
больше, чем было раньше (8% от выборки), или даже меньше (2%). Учитывая,
что подавляющая часть респондентов считают, что приезжих в их городе
или селе "много" (См. опрос от 6-7 марта 2004 г. // Доминанты.
Поле мнений. 2004. №10, 11 марта (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0410/domt0410/domt0410_3/d041015)),
можно с достаточными основаниями говорить, что большинство россиян
не стали в каждом встречном "инородце" усматривать потенциального
врага.
В то же время, около половины тех, кому случается видеть
вызывающих подозрение людей (17% от выборки), утверждают, что в
последнее время таковых стало больше, и нельзя не отметить, что
"уровень бдительности" респондента (проявляющийся в оценке
количества окружающих его "подозрительных личностей")
заметно связан с уровнем его "националистичности". "Националисты"
вдвое чаще, чем "не националисты", видят "подозрительных"
людей; к тому же среди "националистов" доля уверенных,
что таких людей стало больше, примерно в два с половиной раза превышает
долю сторонников других точек зрения, тогда как среди "не националистов"
эти доли почти равны.
Вопрос: "А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь
по отношению к представителям той или иной национальности?"
|
|
Испытываю
|
Не испытываю
|
Вопрос: "Вам лично встречаются или не встречаются на улице,
в общественных местах люди, вызывающие у Вас подозрение? И
если встречаются, то часто или редко?"
|
Не встречаются
|
50
|
74
|
Часто
|
21
|
9
|
Редко
|
24
|
14
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
3
|
Вопрос: "Как Вам кажется, в нашем городе (селе) людей,
вызывающих подозрение, за последнее время стало больше, меньше
или осталось столько, сколько было?"
|
Больше
|
32
|
11
|
Меньше
|
3
|
2
|
Столько, сколько было
|
10
|
8
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
5
|
Представляется, что было бы неверно принимать подобную
взаимосвязь национализма и склонности к подозрению за "симптоматичную
тенденцию" и делать вывод о том, что тревога по поводу террористической
угрозы стимулирует националистические настроения. Националистически
настроенные респонденты изначально могут быть более склонны видеть
в представителях других национальностей "подозрительных людей",
и их ответы могут отражать не структурные сдвиги в ситуации и сознании
людей, а присущее только "националистам" мировосприятие.
Каких-либо существенных подвижек в атмосфере межнациональных отношений
может и не быть. По крайней мере, среди тех респондентов, кому случается,
по их словам, встречать подозрительных людей, только четверть (или
8% от выборки) признают, что подозрение у них вызывают только представители
определенных национальностей, большинство же (23% от выборки) уверяют,
что подозрительным им может показаться человек любой национальности.
Обращает на себя внимание то, что только половина респондентов,
сталкивающихся с подозрительными личностями (16% от выборки), выразили
готовность сообщить о таких личностях в милицию, другая же половина
(13%) сказали, что не стали бы этого делать. Логично предположить,
что "националисты", если бы они были склонны видеть в
каждом представителе другой национальности не просто подозрительного
человека, а потенциального террориста, должны были бы чаще остальных
стремиться передать таковых в руки правоохранительных органов. Но
в данном отношении "националисты" не отличаются от "не-националистов":
распределение ответов в этих двух группах сходно. Оно подсказывает,
что даже испытывающие неприязнь к определенным национальностям респонденты
(которые, как отмечалось выше, видят вокруг больше "подозрительных
людей", чем остальные) не чаще других усматривают в действиях
таких людей нечто по-настоящему опасное, а значит, не чаще остальных
склонны приписывать "лицам иной национальности" обвинения
в причастности к террористической деятельности.
|
Вопрос: "А Вы лично испытываете раздражение или неприязнь
по отношению к представителям той или иной национальности?"
|
Испытываю
|
Не испытываю
|
Вопрос: "Если Вы заметите человека, вызывающего у Вас
подозрение, Вы сообщите или не сообщите о нем в милицию?"
|
Сообщу
|
24
|
13
|
Не сообщу
|
20
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
3
|
Высказанные соображения относительно отсутствия в обществе
явно выраженной тенденции к усилению национализма и ксенофобии,
которое было бы обусловлено боязнью терактов, подтверждается ответами
респондентов на открытый вопрос о том, какие именно люди вызывают
у них подозрение, какие особенности отличают "подозрительных
людей" (вопрос задавался только тем, кому такие люди встречаются).
Только около трети отвечавших на вопрос респондентов
(10% от выборки) в явном виде заявили, что выделяют "подозрительных
людей" в первую очередь по национальному признаку. Наиболее
часто, конечно, к "подозрительным национальностям" опрошенные
относили выходцев из Закавказья, но некоторые упоминали цыган, китайцев,
молдаван и т. д., или вообще всех "нерусских".
- "Все кавказцы"; "армяне, грузины"; "черные,
кавказцы"; "кавказкой национальности, особенно женщины";
"приезжие в кепках и с густыми усами"; "хачики,
у меня соседка - шахидка"; "не люблю кавказцев"
(7% ответов).
- "Люди другой национальности"; "в основном нерусские";
"нерусские, чувствую их своим нутром - что не с добром к
нам прибыли" (2% ответов).
- "Цыгане"; "цыгане, их много, часто лезут в карман
или сумку" (1% ответов).
- "Из ближнего зарубежья"; "…казахи"; "…иранцы";
"национальности южных народов"; "…китайцы";
"…молдавские" (1% ответов).
Из приведенного выше набора цитат неочевидно, какие
именно опасения у респондентов вызывают "подозрительные люди",
и есть некоторые основания предполагать, что речь идет не столько
о подозрениях в причастности к террористической деятельности, сколько
о выражении в форме "подозрения" общей неприязни респондента
к определенным национальностям. Так, один из респондентов говорит,
что цыгане кажутся ему подозрительными потому, что "часто лезут
в карман или сумку", а у другого кавказцы вызывают подозрение
потому, что он "не любит кавказцев". Особенно замечательно
высказывание, что чаще подозрение вызывают "хачики", после
чего респондент заявляет, что у него (нее) "соседка - шахидка".
В таком ходе мысли и восприятия видна бытовая национальная неприязнь,
рационализируемая и легитимируемая навешиванием ярлыков - которые,
впрочем, остаются только ярлыками и не ведут к какому-либо практическому
действию. Скорее всего, называя соседку "шахидкой", респондент
вовсе не имеет в виду, что она действительно причастна к террористической
деятельности, - если "бдительные" соседи еще не обратили
на упомянутую женщину внимание правоохранительных органов и спецслужб.
Еще треть респондентов, встречающих в общественных местах
"подозрительных людей" (10% от выборки), заявляют, что
выделяют последних в первую очередь по подозрительной внешности
и поведению. Что показательно - хотя часть суждений этой группы
характеризует "подозрительных людей" как возможных террористов
или, по меньшей мере, замысливших недоброе, в другой - значительной
- части ответов они описываются как просто неприятные, асоциального
вида и поведения люди. Приведем соответствующие цитаты.
"Которые озираются, боятся чего-то"; "с
настороженным поведением"; "нервозность, осмотрительность";
"глаза бегают, они неспокойны"; "внешний вид, одежда,
поведение - странное, нервное"; "у кого поведение неадекватное";
"странное поведение"; "люди с бородой, женщины с
закрытыми лицами"; "женщины в чеченском одеянии";
"в темной одежде мужчины и женщины".
"Наглость, самоуверенность, нетактичность";
"агрессивных, злобных"; "грубость"; "вызывающее
поведение"; "косой взгляд, наглость"; "не нравится
их хамское поведение, невоспитанность"; "распущенность,
разврат"; "…ведут себя недостойно"; "плохо одетые,
грязные"; "неопрятные и плохо одетые люди"; "красный
нос и нечесаная борода".
Еще треть респондентов, встречающих в повседневной жизни
"подозрительных людей", заявляют, что подозрение у них
вызывают представители определенных социальных групп - алкоголики
и наркоманы (4%), бомжи, бродяги и нищие (2%), определенные молодежные
группы (2%), представители криминального мира (2%).
Иными словами, "подозрительные люди" вовсе
не обязательно отождествляются с представителями определенной национальности,
а характеристика "подозрительный" для россиян далеко не
всегда синонимична лейблу "потенциальный террорист".
Все вышесказанное подводит к заключению, что хотя определенный
уровень национализма в российском обществе присутствует и, возможно,
имеется некоторый потенциал "скрытого" национализма, на
данный момент нет оснований говорить о подпитке, легитимации и рационализации
националистических настроений под флагом борьбы с терроризмом, и
вообще о мобилизации на почве национальной неприязни. Тенденция
к изоляции от "приезжих" и "чужих" проступает
гораздо явственнее, нежели тенденция к формированию националистической
агрессии или фобии. Впрочем, стремление "уйти" от многонациональности
и мультикультурности и тем самым избавиться от проблемы взаимодействия
с "чужаками", вместо того чтобы вырабатывать определенные
стратегии взаимодействия и общежития с ними в новой социокультурной
ситуации, само по себе небезопасно.
1 - Опрос населения в 100 населенных пунктах 44
областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства
9-10 октября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения
Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую
выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|