|
Социально-политический и культурный смысл антимиграционизма
Валерий Тишков
Чем меньше культурная дистанция, тем благоприятнее проходит
процесс миграции и интеграции в новое общество
(Краткое содержание доклада на семинаре "Трудовая миграция
в Россию и проблемы толерантности", 5 ноября 2003 года. Источник:
"Открытый форум МОМ", выпуск 6, декабрь 2003 года)
…Основательные демографо-статистические и социологические
исследования, данные которых, например, были представлены в
предыдущем докладе, составляют основу наших представлений, базу
для нашего анализа. Тем не менее, мы порой недооцениваем и взгляд
с точки зрения социально-культурной антропологии или с точки зрения
метода этнографического наблюдения, которые порой говорят не меньше.
Например, мне сегодня нужно быть на Казанском вокзале и выполнить
просьбу няни моего внука, кореянки из Узбекистана, встретить ее
мужа-узбека, которого сама она встретить не может, потому что не
имеет регистрации, и если она, кореянка, придет на Казанский вокзал,
ей придется заплатить штраф как минимум 500 рублей, неофициальный
штраф - по крайней мере такой неделю назад заплатила ее дочь, чтобы
избежать осложнений с милицейским патрулем. Она такую сумму зарабатывала,
наверное, две недели.
Соединение различных подходов, включая культурно-антропологический
взгляд, может усилить наше понимание, наши экспертные оценки и рекомендации
и поможет нам избежать неправильных решений.
Прежде чем перейти к основной теме, я бы хотел привести
два суждения ментально-теоретического характера, которые, однако,
имеют большое практическое значение.
Базовые мифологические представления. Первое
- о том, почему вообще люди переезжают. В этом вопросе существует
много мифотворчества, в чем в значительной мере виновато само экспертное
сообщество, распространяющее такие устойчивые представления, как,
например, наличие исторической родины, воссоединение разделенных
народов и др. Люди путешествуют прежде всего за работой, как мы
услышали сегодня от главы представительства M0M в России. Именно
интересы частной стратегии людей должны служить отправной точкой
при анализе. И тогда станут понятны истоки некоторых больших ошибок,
допускаемых, кстати, и международными организациями, таких, как
поддержка абсолютно утопических, разрушительных проектов, например,
по дальнейшему переселению крымских татар из Узбекистана в Крым.
Это стопроцентно политический проект, порожденный украинским национализмом
и призванный принизить опасность (реальную или мифическую, это уже
другой вопрос) русского ирредентизма в Крыму более мощным татарским
присутствием. Другой подобный проект - разработка закона о репатриации
в Грузию месхетинских турок, которые уже по существу стали российскими
гражданами, так как в течение половины жизни поколения живут в южных
районах России, переехав из Узбекистана. Идеи о том, что кого-то
надо с кем-то воссоединить или куда-то репатриировать, присутствуют
сегодня и в новом проекте закона о репатриации, который достаточно
прогрессивные люди вроде Владимира Лукина (один из лидеров партии
"Яблоко". - Ред.) пытаются разработать и принять. Такого
рода утопические проекты базируются на недопонимании того, что прежде
всего частные, личные интересы человека управляют его решением мигрировать,
если, конечно, речь не идет о его физической безопасности. Какие
именно частные интересы? Прежде всего, желание улучшить условия
своего существования, не только социальные, но порой и климатические
и др. Родина человека там, где он вырос, даже не обязательно родился.
Люди должны иметь право как оставаться там, где прошло их детство,
где они росли и социализировались, так и переезжать в другие места.
Право на территорию путешествует вместе с гражданином, а уж в рамках
одного государства это аксиома.
Другой миф, который присутствует в нашем обществоведческом
языке, политическом жаргоне и общественном менталитете, отражен
в понятиях "своей" и "не своей" территории,
"своей" и "не своей" государственности (этнической
либо не этнической), безгосударственных народов, не представленных
наций и т.п. Эти понятия провоцируют миграции, напряженность, не
говоря уже о ксенофобии и насилии, особенно о спорадическом насилии.
Именно такие представления легли в основу осетинского национализма
и ингушского экстремизма и привели в 1992 году к одному из первых
кровавых конфликтов на территории нашей страны и к очень крупной
этнической чистке, последствия которой не преодолены до сих пор.
Представление о том, что в рамках одной страны надо
развесить над сельсоветами правильного цвета флаги республиканского
значения, забыв о флаге российском, который объединяет всех, выводит
на другую очень сложную проблему, которую мы недооцениваем. Речь
идет о наличии определенного, хотя нигде и не зафиксированного права
граждан единого исторического государства (это не Франция и Алжир),
которое распалось по согласию элит. Население этого бывшего государства
имеет право в рамках общего пространства, по крайней мере, на гуманитарные
и профессиональные связи, обмен и перемещение. А такое фундаментальное
право, как нулевое гражданство при распаде, не было соблюдено в
двух государствах из пятнадцати при политизированной поддержке со
стороны европейского (особенно северноевропейского) сообщества.
Люди в рамках этого пространства во многих аспектах ведут себя более
десяти лет и будут себя вести еще лет десять-двадцать так, как люди
ведут себя в одном государстве. Потому что одни из них приезжали
в Москву учиться и потом вернулись в Узбекистан, другие уехали из
Москвы или Рязани в Узбекистан строить Нурекскую ГЭС и остались
там и т. д. В представлении этих людей о своих естественных правах
есть большие несоответствия с нормами и правилами, которые установили
новые государства и новые политики для нового пространства, очень
часто - ссылаясь на международные нормы. На Женевской конференции
по миграциям в постсоветских государствах 1996 года фигурировала
и потом долго везде печаталась карта советских депортаций народов,
на которой стрелками были показаны направления выселения миллионов
людей. Имелось в виду, что одна из задач экспертного миграционного
сообщества - прочертить эти стрелки в обратную сторону и восстановить
историческую справедливость. Причем не было указано ни в этой карте,
ни в сопровождающих документах, что, например, 95% чеченцев вернулись
еще в 1957-1958 гг., а те 70 тысяч, которые остались в Казахстане
или Киргизии, - уже второе-третье поколение, они прижились, и трогать
их не надо, они в абсолютно нормальной ситуации, как и крымские
татары. И сегодня спонсировать переселения - это совершать вторую
депортацию по отношению к новому поколению людей.
Третья неадекватность наших представлений связана с
излишним приданием значения культурному фактору - тем культурным
характеристикам, по которым различаются люди. И это специфика постсоветского
пространства. Пожалуй, нигде в мире этому обстоятельству не придается
такое большое значение, нигде оно в такой мере не институционализировано
и не служит основой для мобилизации. Я имею в виду прежде всего
этнические, расовые (включая расовый фенотип) или религиозные признаки.
Все они относятся к категории культурных различий, потому что восприятие
расовых различий - это чисто культурная конструкция. В одном государстве,
в одном обществе капля "черной" крови делает человека
черным, а в другом - одна капля "белой" крови делает человека
белым. Одержимость культурными различиями - ты чеченец, а я ингуш,
ты осетин, а я ингуш и т.д. - приводит к тому, что мы начинаем думать,
будто люди имеют в связи с их этнической и культурной принадлежностью
какие-то особые, исключительные права, в том числе на переезд из
одного государства в другое. В России этот подход (у русских, родившихся
или выросших в Крыму, в Молдавии, в Узбекистане и т. д., прав на
переселение больше, чем у кого-либо другого) породил не просто представления,
а законы, как уже принятые, так и обсуждаемые. Из него же рождаются
наивные проекты еще со времен правительства Гайдара, например, с
помощью 25 млн. русских из ближнего зарубежья поднять Нечерноземье,
российское село и т.д. Ясно, что чем меньше культурная дистанция,
тем благоприятнее проходит процесс миграции и интеграции в новое
общество. Тем не менее это прежде всего феномен социальный и даже
экономический.
Миграционные фобии представляют собой довольно
сложный в социально-культурном смысле феномен современного российского
общества. Существует миф, что в Россию после распада СССР хлынул
поток мигрантов из других новых государств. На самом же деле прирост
увеличился не потому, что в Россию въезжало больше мигрантов, а
потому, что из нее меньше выезжало. Собственно же миграция сокращается.
Если за 1981-1990 годы в Россию из бывших союзных республик прибыло
9 млн. человек, то за 1991-2000 годы - 7 млн. Таким образом, произошло
сокращение, а не рост притока мигрантов в Россию. Объявленный по
итогам переписи 2002 года новый образ России как страны привлекательной
для миграции и занявшей третье место в мире среди стран, принимающих
мигрантов, является только отчасти корректным, ибо таковой она была
и в предшествовавший период. Более того, со второй половины 90-х
годов иммиграция неуклонно уменьшается, что говорит о неэффективной
миграционной политике в ее должном предназначении не сдерживать,
а обеспечивать иммиграцию. Установленная российским правительством
на 2004 год квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на
въезд в страну трудовых мигрантов в размере 213 тысяч приглашений
подтверждает этот вывод.
Однако не все так просто, и реальность разительно отличается
от деклараций и верхушечных установок. Достаточно сказать, что только
на стройках Москвы трудятся не менее 200 тысяч рабочих-мигрантов,
и в 2004 году их будет не меньше. Как объяснить этот феномен разительной
раздвоенности установок и действий в данной сфере со стороны политиков
и тех, кто обеспечивает принятие политических решений? С одной стороны,
усилиями части экспертов, бизнес-сообщества и политиков удалось
хотя бы декларативно утвердить представление о желательности и даже
жизненной необходимости достаточно массовой иммиграции в Россию,
с другой - повседневные установки и конкретная деятельность носят
противоположный характер: чем меньше мигрантов, тем лучше.
Чем вызваны антимиграционистские фобии среди значительной
части населения и антимиграционизм со стороны федеральных и многих
региональных властей? На мой взгляд, здесь имеются как декларируемые
причины (угроза безопасности, распространение болезней, разрушение
"традиционного образа жизни"), так и причины скрытые и
даже плохо осознаваемые, которые требуют анализа и открытого обсуждения.
К числу скрытых причин я бы отнес набор экономических
мотиваций и сугубо материального интереса со стороны использующих
труд и услуги временных мигрантов и новожителей. Недооплаченный
труд, прямой обман и поборы приносят огромные дивиденды работодателям
- как частным и государственным структурам, так и отдельным гражданам,
которые используют дешевый труд мигрантов при строительстве и ремонте
жилья, в сфере частных семейных услуг (няни, уборщики квартир).
Держать мигрантов в страхе и бесправном положении означает обеспечить
более низкие расценки их труда или же совсем лишить платы, сдав
милиции на предмет уплаты штрафа или депортации.
К социальным причинам антимиграционизма и фобий относятся
озабоченность и интерес тех, кто пребывает в конкурентных отношениях
с мигрантами, особенно это мелкие торговцы и предприниматели из
числа местных жителей. В целом работающее по найму население и мелкие
предприниматели относятся спокойно к работе мигрантов на стройках,
дорожных работах, предприятиях, а также в сфере услуг, ибо конкуренция
за рабочие места между этими двумя категориями населения слаба.
В сфере предпринимательства также скорее преобладают отношения партнерства
(многие мигранты ведут бизнес совместно с местными жителями). Однако
наблюдается достаточно много случаев, когда в отношениях последних
присутствуют элементы разрушения или ослабления конкуренции, которые
становятся публичными в случае выражения в открыто конфликтных формах
или в случае использования насилия. На среднем (региональном) и
местном уровнях многие антимиграционистские настроения конструируются
и действия организуются именно с целью не допустить, ослабить или
разорить деловых конкурентов из числа "не местных", "приезжих",
"чужих" и т.п.
Существует политический аспект антимиграционизма на
всех уровнях, начиная с общенационального. Он выражается в том,
что мобилизация основного населения, т.е. избирательного большинства,
а также "консолидация нации" обеспечиваются не через конструктивные
установки, а через "угрозы и вызовы". Современная волна
антимиграционизма пришла из администрации президента России и близкого
Кремлю экспертного сообщества, которые "угадали настроения
масс" и среагировали на миграцию как на одну из угроз России.
Сделано это было в ситуации спада массовой поддержки президента
по вопросу политики в Чечне, и президентский ответ на "вызов
миграции" должен был поправить это положение. Политическая
установка против мигрантов и образ миграции как угрозы нации почти
всегда приносят краткосрочный позитивный результат для политики
консолидации, ибо мигранты - это всегда меньшинство, к тому же не
голосующее.
Примерно такие же политические мотивы существуют в антимиграционизме
региональных и местных властей. В регионах эта политика даже еще
более эффективна, ибо можно сослаться на "местный уклад жизни",
который якобы разрушают мигранты, а также создавать мифологию угроз
через конкретные местные примеры и ситуации, которые почти всегда
случайны, атипичны и даже сфальсифицированы. Пример - угроза месхетинских
турок и армян Краснодарскому краю. Как только мигрантское меньшинство
обретает минимальный политический вес, так сразу антимиграционизм
в отношении их ослабевает или даже исчезает, но усиливается в отношении
самых слабых. Это достаточно циничная установка, как и цинизм со
стороны рядовых граждан, использующих недооплачиваемый труд мигрантов.
Наконец, есть социально-психологический аспект, связанный
с завистью к преуспевающей или просто непьющей и усердно работающей
части мигрантов. "Чего им здесь у нас надо? Даже по воскресеньям
работают как одержимые", - сказал в сердцах один из моих соседей
по деревне Алтухово в адрес группы строителей, нанятых одним местным
дачником. Антимигранионизм как оправдательная стратегия собственной
несостоятельности или установок на патернализм и социальное иждивенчество,
свойственные значительной части российских граждан, нами пока осознается
не в полной мере.
Одно можно сказать определенно: так называемый феномен
"народофобий" или представление о некой врожденной враждебности
человека одной культуры к человеку другой культуры или одного народа
к другому являются ненаучными и достаточно злостными вымыслами,
но своей упрощенностью объяснения сложных ситуаций они привлекают
тех, кто управляет. К таким упрощенным представлениям часто более
восприимчиво и бытовое сознание. Но из этого совсем не следует,
что профессиональный анализ и позиция экспертного сообщества должны
следовать влиятельным установкам антимиграционизма, а не пытаться
силой интеллектуального воздействия их изменить. Чем раньше это
будет сделано, тем меньше вероятность реванша со стороны детей мигрантов
и новожителей, которые, будучи полноправными россиянами и "коренными"
москвичами, краснодарцами, ростовчанами и т. п., обязательно отомстят
за обиды и унижения своих родителей, а объектами мести выберут детей
и внуков нынешних борцов против мигрантов.
|