Rambler's Top100

№ 169 - 170
13 - 26 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Связь образа жизни с проблемами здравоохранения

Динамика причин смерти населения в Белоруссии

Основные показатели смертности в Казахстане в 1990-е годы

Социально-экономический статус и здоровье населения

Высшие учебные заведения США: структура и классификация

Высшие учебные заведения США: структура и классификация

Э.Ю. Каверина
(Полностью опубликовано в журнале
"США - Канада. Экономика, политика, культура" №7 2004
)

Высшая школа США включает широкий диапазон учебных заведений, заметно отличающихся друг от друга как по качеству предоставляемого образования, так и по стоящим перед ними задачам. Сформировавшаяся к концу XX века система вузов эффективно обеспечивает преемственность различных уровней американского высшего образования, являющегося многоступенчатым. Высшие учебные заведения США имеют определенные характеристики, в соответствии с которыми их можно систематизировать.

Американское высшее образование состоит из двух секторов: государственного и частного. Государственные учебные заведения создаются на базе государственных финансовых средств и управляются советами попечителей или, как их еще называют, советами регентов. Советы регентов, как правило, назначаются губернаторами штатов или избираются непосредственно самим населением штата.

Частные учебные заведения создаются на базе частных финансовых средств и управляются советами попечителей, которых назначают непосредственно сами учредители учебных заведений. Частные учебные заведения делятся на некоммерческие, созданные с целью предоставления образования, и коммерческие учебные заведения, созданные учредителями с целью получения ими от образовательной деятельности еще и реальной финансовой прибыли.

Государственный сектор американской высшей школы предоставляет населению страны в основном массовое образование, тогда как частный - элитное и, следовательно, более качественное образование.

В сферу высшего образования в Соединенных Штатах входят высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения. Именно поэтому американская статистика, в соответствии с европейскими стандартами, во второй половине прошлого столетия стала выделять из общего количества вузов двухгодичные учебные заведения, которые обеспечивают население страны средним специальным образованием, и четырехгодичные учебные заведения, которые предоставляют высшее образование (к четырехгодичным учебным заведениям американская статистика относит все вузы со сроком обучения четыре года и более).

Соединенные Штаты Америки - страна многонациональная, и так исторически сложилось, что в сфере образования сформировались группы учебных заведений, где обучаются в основном представители определенных расово-этнических меньшинств. Среди учебных заведений американской высшей школы выделяются группы вузов, в которых обучаются преимущественно афроамериканцы, американские индейцы и испаноязычное население страны.

В США существует система аккредитации высших учебных заведений, которую ввели профессиональные организации. В начале XX века они уже играли серьезную роль в регулировании рынка труда США, а взяв под контроль систему аккредитации вузов, обеспечили себе влияние и на высшее образование. Правда, идея аккредитации принадлежала все-таки самим учебным заведениям, так как хаос, царивший в то время в системе высшего образования, требовал установления определенного порядка. Процесс аккредитации начался в 1913 году и завершился в 1952 году.

Общая аккредитация вузов проводится агентствами региональных ассоциаций учебных заведений (Ассоциация университетов, Ассоциация четырех- и двухгодичных колледжей), а аккредитация отдельных факультетов и школ проводится профессиональными ассоциациями (Американская медицинская ассоциация, Американская ассоциация адвокатов, Совет инженеров по вопросам профессионального развития). Большинство профессиональных ассоциаций не аккредитуют факультеты и школы, если вуз не прошел общую аккредитацию. Первой провела аккредитацию медицинских школ и факультетов Ассоциация медиков в 1906 году, в 1921 году Ассоциация адвокатов начала аккредитацию юридических школ.

Аккредитованные учебные заведения включаются в общее количество вузов, учитываемое официальной статистикой, становятся участниками Федеральной программы финансовой помощи студентам, получают право предлагать образовательные программы, соответствующие требованиям Министерства образования США, по завершении которых присуждаются определенные образовательные и научные степени. Существует четыре уровня степеней, наличие которых является показателем уровня подготовки специалиста:

  1. степень адъюнкт-бакалавра или младшего специалиста присуждается по окончании программы среднего специального учебного заведения;
  2. степень бакалавра присуждается по окончании четырехгодичной программы высшего учебного заведения;
  3. степень магистра присуждается по окончании пяти-шестилетней программы высшего учебного заведения;
  4. докторская степень присуждается по окончании шести-семилетней программы высшего учебного заведения.

В начале XXI века в сфере высшего образования США насчитывается свыше 4 тыс. аккредитованных учебных заведения (см. таблицу 1). Более половины из них (около 2,5 тысячи) составляют частные учебные заведения, коммерческих вузов среди них немного - чуть больше 600. Таким образом, по количеству учебных заведений в американском высшем образовании доминирует частный сектор.

Таблица 1. Количество аккредитованных высших учебных заведений США

Показатели

1970

1980

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Всего вузов

2556

3231

3559

3706

4009

4064

4048

4184

4182

4197

из них:

Государственные

1089

1447

1567

1655

1702

1707

1681

1682

1698

1713

Частные

1467

1784

1992

2051

2307

2357

2367

3402

2484

2484

Четырехгодичные

1665

1957

2141

2244

2267

2309

2335

2363

2450

2364

Двухгодичные

891

1274

1418

1462

1742

1755

1713

1721

1732

1833

из них:

Государственные

654

945

972

1047

1088

1092

1069

1068

1076

1101

Частные

237

379

446

415

654

663

644

653

656

732

Statistical Abstract of the U.S. 2002, p. 165; http://www.nces.ed.gov

В течение прошлого века количество частных вузов росло достаточно стабильными темпами, в отличие от государственных, резкий рост которых пришелся на 50-60-е годы. Например, за период с 1966 по 1976 год количество государственных учебных заведений выросло более чем в 1,8 раза, частных -всего лишь в 1,1 раза.

На начало нынешнего столетия средние специальные учебные заведения составляют около половины всех учебных заведений высшей школы (40%). В 50-70-х годах государственный сектор высшего образования вырос именно за счет увеличения количества двухгодичных колледжей. Например, в 1970 году государственные двухгодичные колледжи составляли более 70% среди всех двухгодичных колледжей. Правда, к концу XX века их количество снизилось и составило уже 60%.

Численность студентов аккредитованных вузов в течение XX века росла более высокими темпами, чем количество учебных заведений, и на начало нынешнего столетия составила около 15 млн. человек (см. таблицу 2).

Таблица 2. Численность студентов аккредитованных вузов в США, тысяч человек

Показатели

1970

1980

1990

1995

1996

1997

1998

1999

Численность студентов, всего

8581

12097

13819

14262

14368

14502

14507

14791

Учебные заведения:

Государственные вузы

6428

9457

10845

11092

11120

11196

11138

11309

Частные вузы

2153

2640

2974

3169

3241

3306

3369

3482

Четырехгодичные

6262

7571

8579

8769

8804

8897

9018

9199

Двухгодичные

2319

4526

5240

5493

5563

5606

5489

5593

из них:

государственные

2195

4329

4996

5278

5314

5361

5246

5339

частные

124

198

24

215

249

245

243

253

Statistical Abstract of the U.S. 2002, p. 165.

Правда, с начала 90-х годов тенденция превышения темпов роста численности студентов над темпами роста количества вузов изменилась, и количество вузов стало расти более высокими темпами, чем численность студентов. В течение этого периода наблюдался самый низкий прирост численности, составивший всего 8%, когда прирост количества вузов за тот же период составил 15%.

В связи с этим стала снижаться средняя численность студентов учебного заведения, которая постоянно росла в течение всего столетия. Если в 1990 году среднее число студентов составляло 3,9 тысячи человек, то в 2000 году их было лишь немногим более 3,5 тысячи человек. Сегодня наиболее многочисленными являются двухгодичные государственные колледжи, среднее число студентов в них составляет около 5 тысяч человек, в двухгодичных частных колледжах - всего около 400 человек. В четырехгодичных вузах обучается в среднем 4 тысячи человек, но и здесь государственные вузы являются более многочисленными.

Число студентов во второй половине прошлого века увеличивалось в основном за счет роста числа студентов государственных вузов. Если в 1950 году доля студентов государственных вузов составляла немногим более 50%, то уже в 1970 году она составила 75%, а в 1990 году - 78%. Но в начале 90-х годов тенденция изменилась, и число студентов частных учебных заведений стало расти более высокими темпами, чем студентов государственных учебных заведений, и в 2000 году доля студентов государственных вузов составляла уже 77%.

Увеличение числа студентов государственных учебных заведений происходило в основном за счет открытия государственных двухгодичных колледжей в 50-70-х годах. Например, в 1970 году численность студентов государственных двухгодичных колледжей составляла 95% всех студентов двухгодичных колледжей. Этот показатель остался без изменений и в 2000 году. Таким образом, по числу студентов в высшем образовании США сейчас доминирует государственный сектор.

В течение XX столетия произошли существенные изменения американских студентов по признаку пола. Так, в конце 70-х годов кардинально изменилась основная тенденция превышения численности студентов над численностью студенток. Если в 1970 году доля мужчин составляла около 60%, то в 1980 году - 49%, а в 2000 году - 44% (см. таблицу 3). За последние 30 лет прошлого столетия число студенток выросло в 2,3 раза, студентов - лишь в 1,3 раза.

Таблица 3. Численность студентов США (мужчин и женщин), тысяч человек

Показатели

1970

1980

1990

1995

1996

1997

1998

1999

Численность студентов, всего

8581

12097

13819

14262

14368

14502

14507

14791

Мужчины

5044

5874

6284

6343

6353

6306

6360

6491

Женщины

3537

6223

7535

7919

8015

8106

8138

8301

Statistical Abstract of the U.S. 2002, p. 165.

Среди причин таких перемен можно назвать следующие: во-первых, общую мировую тенденцию борьбы женщин за равные с мужчинами права, особенно в христианских странах, и, во-вторых, особое отношение к данной проблеме американского общества. Американские женщины полагают, что место расизма в США все чаще занимает "сексизм" - предвзятое отношение общества к женщинам, неверие в их способности работать наравне с мужчинами. Поэтому в СЩА, где проблемы дискриминации воспринимаются гораздо острее, чем где-либо, борьба за равноправие женщин достигла особых масштабов.

В XX веке произошли существенные сдвиги и в расово-этническом составе студентов: численность белых студентов стала снижаться, а численность студентов расово-этнических групп, напротив, расти. В 1999 году доля белых студентов составляла около 70% общей численности студентов, в 1990 году она составила 78%. Всего за 90-е годы численность белых студентов упала на 4%, а численность мужчин среди белых студентов - почти на 7%, при том, что общая численность студенчества за тот же период выросла на 7% (см. таблицу 4).

Таблица 4. Численность студентов США по расово-этническому признаку, %, тысяч человек

Показатели

1990

1990,%

1995

1996

1997

1998

1999

1999,%

Численность студентов, всего

13819

100

14261

14367

14502

14508

14790

100

Белые американцы

10723

77,6

10311

10264

10266

10179

10263

69,4

   Мужчины

4861

-

4594

4552

4549

4499

4540

-

   Женщины

5862

-

5717

5712

5717

5680

5723

-

Афроамериканцы

1247

9

1474

1505

1551

1583

1640

11,1

   Мужчины

485

-

556

564

580

584

603

-

   Женщины

762

-

918

941

971

999

1038

-

Латиноамериканцы

782

5,7

1094

1166

1218

1257

1317

8,9

   Мужчины

354

-

480

507

526

539

562

-

   Женщины

428

-

614

659

692

718

754

-

Американские индейцы

103

0,7

131

138

143

144

145

1

   Мужчины

43

-

55

58

59

59

58

-

   Женщины

60

-

76

80

84

85

87

-

Американцы азиатского происхождения

572

4,1

797

828

850

901

909

6,1

   Мужчины

295

-

393

405

418

434

435

-

   Женщины

277

-

404

423

441

467

474

-

Иностранцы

392

2,9

454

466

465

444

516

3,5

   Мужчины

246

-

264

267

265

255

202

-

   Женщины

146

-

190

199

200

189

224

-

Statistical Abstract of the U.S. 2002, p. 166.

В течение 90-х годов прошлого столетия численность представителей расово-этнических групп среди студенчества выросла почти в 1,5 раза. Самый высокий рост наблюдался среди латиноамериканцев, их численность выросла в 1,7 раза, а латиноамериканских студенток - почти в 1,8 раза.

Такая тенденция объясняется двумя основными причинами. Во-первых, результатами борьбы за расовое равноправие в 60-х годах, когда были приняты законы, запрещающие дискриминацию по признаку цвета кожи, установлена система квот, гарантирующих расовым меньшинствам равные шансы на трудоустройство и образование, а также введены прочие льготы. Именно по этой причине представители меньшинств предпочитают учиться в государственных вузах, так как на них распространяются все квоты и льготные условия приема и обучения.

Во-вторых, это быстрый рост численности представителей расово-этнических групп вследствие иммиграции. По предварительным оценкам, в первое десятилетие XXI века 57% прогнозируемого прироста рабочей силы будет обеспечено за счет небелых иммигрантов, а также вступающих в трудовую жизнь детей афроамериканцев, латиноамериканцев и выходцев из стран Азии.

На начало нынешнего столетия в США насчитывается примерно 500 высших учебных заведений, в которых в основном обучаются представители расово-этнических меньшинств. Общая численность студентов данных вузов составляет более 2 млн. человек, из которых половина является не белыми американцами.

Основные группы учебных заведений высшей школы, обучающие представителей расово-этнических меньшинств:

  1. Учебные заведения, обучающие в основном афроамериканцев. В 2000 году в США насчитывалось 103 таких вуза, из которых 52 - государственные, а доля афроамериканцев во всех вузах составляла 84%.
  2. Учебные заведения, обучающие в основном американских индейцев. В 2000 году в стране насчитывался 31 такой вуз; из них 23 были государственными, и доля индейского населения среди студентов составляла также 84%.
  3. Учебные заведения, где получает образование в основном испаноязычное население. В 2000 году в Соединенных Штатах насчитывалось 360 таких вузов, из которых 158 были государственными, а доля испаноязычного населения среди студентов составляла 48%.

Согласно прогнозам американской статистики, численность студентов должна вырасти за первые пять лет XXI века почти на 9% (см. таблицу 5), т.е. темпы роста должны значительно увеличиться, так как за последние десять лет XX столетия прирост составил всего лишь 8%.

Таблица 5. Рост численности студентов в США, тыс. человек

Показатели

1999

2000

2001

2002

2003*

2004*

2005*

Численность студентов, всего

14791

14979

15300

15527

15812

16074

16296

из них:

   Государственные

11309

11535

11775

11947

12161

12360

12527

   Частные

3482

3444

3525

3580

3651

3714

3769

Четырехгодичные

9199

9246

9467

9616

9809

9978

10125

Двухгодичные

5592

5733

5833

5910

6004

6096

6171

из них:

   Государственные

5339

5479

5573

5647

5735

5822

5893

   Частные

253

254

260

263

269

274

278

Мужчины

6491

6538

6644

6708

6786

6852

6922

Женщины

8301

8441

8656

8819

9026

9212

9374

Statistical Abstract of the U.S. 2002, p. 165.
* Прогноз.

Прогноз предполагает больший рост численности студентов государственных вузов, который составит 1,5% ежегодно, тогда как прирост численности студентов частных вузов уменьшится и составит 1,3% ежегодно. Таким образом, тенденция 90-х годов, когда средний ежегодный прирост численности государственных вузов составлял всего лишь 0,4%, а частных - 1,7%, в XXI веке должна резко измениться. При этом сохранится тенденция преобладающего роста числа женщин среди студенчества. Если число студентов увеличится только на 7%, то студенток - на 13%.

<…>

В США регулярно публикуются общие рейтинги аккредитованных высших учебных заведений. Интересно, что среди первых 25 вузов государственных всего три, среди следующих 25 вузов (с 26-го по 50-е место), очень мало частных - всего пять. Таким образом, хотя образование, предоставляемое частным сектором американской высшей школы, все еще является более престижным, оно уже ненамного превосходит государственное образование, так как уровни частного и государственного высшего образования в США постепенно сближаются.

В Соединенных Штатах также публикуются рейтинги вузов, предоставляющих лучшие программы в определенных профессиональных областях, т.е. специализированные рейтинги. Среди рейтинга вузов, предоставляющих бизнес-программы, выделяются вузы, где есть программы определенной специализации в области бизнеса, такие как финансы, менеджмент, маркетинг, предпринимательство и пр.

В сфере американского послешкольного образования существует и система неаккредитованных учебных заведений. В нее прежде всего входят профессиональные школы, которые готовят специалистов низшего и среднего звена на основе краткосрочных курсов и одно-двух летних программ, а также учебные заведения, предлагающие образование для взрослых, также на основе краткосрочных профессиональных курсов и курсов повышения квалификации.

Неаккредитованные учебные заведения по окончании образовательных программ выдают сертификаты, поскольку присуждать степени они не имеют право. Правда, некоторые из них имеют отдельные аккредитованные программы, но при этом они все равно не считаются аккредитованными вузами.

Число неаккредитованных учебных заведений, предлагающих послешкольное образование, в США достаточно большое - более 5 тысяч. Из них три четверти, а именно более 4 тысяч, это коммерческие учебные заведения, т.е. учебные заведения, созданные учредителями с целью получения ими реальной финансовой прибыли от образовательной деятельности. Оставшуюся часть неаккредитованных учебных заведений составляют государственные и частные некоммерческие заведения.

<…>

Типы высших учебных заведений и их структура

Высшее образование в Соединенных Штатах можно получить в различных учебных заведениях: исследовательских университетах, государственных университетах штатов, частных гуманитарных колледжах, государственных городских колледжах, религиозных учебных заведениях, военных академиях и прочих специализированных институтах. Среди такого множества учебных заведений выделяются три основных типа: университеты, колледжи и специализированные институты.

Университеты - это самые крупные единицы американской высшей школы. Первые университеты ставили перед собой задачи, состоящие не только в предоставлении студентам знаний, но прежде всего, в развитии личности благодаря классическому образованию. Университеты развивали интеллектуальные способности студента, но не давали профессионального образования, ориентированного на практические знания. По мере развития индустриального общества и, следовательно, по мере роста потребности его в специалистах университеты стали уделять большее внимание практическому, т.е. профессиональному обучению, но профессиональное университетское образование долгое время считалось не только "неклассическим", но и "неакадемическим".

К середине XIX века в университетах сформировалась система кафедр и лабораторий естественных наук, которая финансировалась за счет частных пожертвований. В то же время университетами были разработаны программы обучения естественным наукам и учреждены степени бакалавров естественных наук. Например, в Гарвардском университете степень бакалавра естественных наук была учреждена в 1850 году, в Йельском университете - в 1852 году. Таким образом, только к началу XX века профессиональному образованию в университетах стало уделяться такое же серьезное внимание, как и классическому.

Особую роль в развитии профессионального образования сыграли Массачусетский технологический институт и Корнеллский университет, который стал моделью создаваемых позже классических колледжей, особенно государственных.

Современные университеты США делятся, прежде всего, на исследовательские, где основное внимание уделяется научным исследованиям, и неисследовательские, где основное внимание уделяется учебному процессу. Исследовательские университеты занимают в американском обществе особое место. В свое время в США научные исследования не были объединены в одну организацию типа европейских академий, поэтому первые научные исследования начали осуществляться в высших учебных заведениях. К тому же вплоть до Второй мировой войны средства, выделяемые федеральным правительством на чисто научную деятельность, не связанную с подготовкой кадров, были очень незначительны, и у исследовательских школ было мало шансов выделиться из университетов в самостоятельные научные учреждения.

Первый исследовательский университет был открыт в 1876 году в Балтиморе, его завещал основать Джонс Хопкинс. Изначально университет был задуман как исключительно научный центр, где должны были осуществляться фундаментальные исследования и подготовка только научных кадров. Но очень скоро из-за недостатка финансовых средств и по некоторым другим причинам добавилась образовательная программа колледжа, и в результате сформировался первый исследовательский университет, с которого и началась история всех исследовательских университетов в США.

Федеральное правительство Соединенных Штатов с середины XX века проводило целенаправленную политику формирования группы ведущих исследовательских университетов, в которых бы сконцентрировался основной научный потенциал страны. Такие университеты получали максимальные федеральные ассигнования, имели наиболее квалифицированный научный и педагогический персонал, вводили самые сложные образовательные программы и, в результате, к концу XX века стали крупнейшим научными центрами страны. Исследовательские университеты не ограничиваются проведением только научных изысканий, они уделяют большое внимание также их разработке и способствуют внедрению результатов научных исследований в производство. Американские исследовательские университеты выполняют три основные функции:

  1. Предоставляют населению страны высшее образование;
  2. Проводят научные исследования;
  3. Внедряют в производство результаты научных исследований.

Именно во взаимодействии этих трех функций, по мнению американских ученых, и заключается сила современного университета, что делает его наиболее приемлемым высшим учебным заведением в современных условиях.

Крупнейшими исследовательскими университетами являются, как правило, частные учебные заведения; неисследовательскими - государственные университеты штатов и крупных городов. В неисследовательских университетах большее число студентов.

Все американские университеты имеют одинаковую структуру, состоящую из двух ступеней обучения:

I ступень - это колледжи гуманитарных и естественных наук, или академические колледжи, обеспечивающие будущего специалиста общетеоретическими знаниями с широкой ориентацией, по окончании которых присваивается степень бакалавра.

Международные эксперты видят в академическом колледже важнейшее преимущество американской системы образования перед западноевропейской. Преимущество самостоятельной предварительной ступени в университете состоит в том, что студенты выбирают специальность не при поступлении в вуз, а значительно позднее - после окончания второго или третьего курса колледжа.

II ступень - это исследовательские школы, обеспечивающие будущего специалиста научно-теоретическими знаниями, и профессиональные школы, предоставляющие профессиональные знания и специальные практические навыки; по окончании этих школ присваиваются степени магистра и доктора, в зависимости от завершенных программ. Американский студент позже делает выбор между научной и ненаучной карьерой. После окончания колледжа он может выбрать между исследовательской и профессиональной школами.

Современные университеты можно разделить на университеты, присваивающие докторские степени, и университеты, присваивающие степени магистра. Конечно, почти все университеты присваивают докторские степени и степени магистра, но количество присваиваемых ими степеней резко различается. Исследовательские университеты присуждают большую часть докторских степеней, а неисследовательские университеты - степеней магистра. Раньше университеты, присуждающие в основном степени магистра, назывались комплексными, или многоаспектными.

Всего в университетах к началу XXI века обучалось более 3 миллионов человек, что составляло свыше 20% общей численности студентов, из них в государственных университетах обучалось около 2,5 миллиона, а в частных - менее 1 миллиона человек. За последние три десятилетия прошлого века численность студентов университетов немного снизилась1.

Современную университетскую инфраструктуру называют кампусами, в нее входят учебные корпуса, общежития, столовые, спортивные клубы. Сегодня университеты имеют собственную охрану и даже собственные судебные органы. Университеты резко отличаются по численности студентов: от нескольких сотен (например, в Университете Пасифик на Аляске обучается всего немногим более 500 студентов) до нескольких десятков тысяч (например, в Университете Миннесоты - более 50 тысяч человек)2.

Основным типом высшего учебного заведения в Соединенных Штатах является колледж. Американцы заимствовали колледжи из Англии, где они были основными учебными и административными единицами Оксфорда и Кембриджа. Первый колледж в США - Гарвардский - был учрежден как раз выпускниками Оксфорда и Кембриджа, которых было немало среди первых поселенцев. Но американские колледжи давали образование значительно более низкого качества, чем английские, так как вначале они больше напоминали обычную школу. Только к середине XIX века по мере своего усовершенствования колледжи стали более походить на университеты.

Первоначально все колледжи были классическими, т.е. общеобразовательными, они также развивали интеллектуальные способности студента, но не давали профессионального образования, ориентированного на получение практических знаний. По мере развития индустриального общества колледжи также стали уделять большее внимание профессиональному обучению.

В конце XIX века в Соединенных Штатах появилось большое число сельскохозяйственных колледжей, которые и стали ярким примером соединения теории и практики в высшей школе. Единая система образования, научных исследований и распространения научных знаний впервые сформировалась именно в этих вузах.

Современные американские колледжи также различаются между собой, среди них можно выделить три основных вида.

Во-первых, это обычные четырехгодичные колледжи, по окончании которых присуждается степень бакалавра.

Во-вторых, это многоаспектные или комплексные колледжи, которые приравниваются к многоаспектным или комплексным университетам, со сроком обучения свыше четырех лет, по окончании которых присваиваются степени бакалавра и магистра.

Эти колледжи организованы по принципу университета, т.е. также имеют две ступени обучения: академический колледж и профессиональные школы. Но если уровень первой ступени, подготовительной, является примерно одинаковым во всех вузах, то уровень второй ступени очень различается по качеству образования. Во всех комплексных вузах, как в колледжах, так и в университетах, вторая ступень - это одно-, редко двухгодичные профессиональные школы, не располагающие ни необходимой материально-технической базой, ни квалифицированным профессорско-преподавательским составом, тогда как в исследовательских университетах это двух-, трехгодичные и даже четырехгодичные исследовательские и профессиональные школы. Поэтому, например, уровень магистров, выпускаемых исследовательскими университетами и комплексными вузами, резко различается.

В-третьих, это двухгодичные колледжи, по окончании которых присваивается степень адъюнкт-бакалавра или младшего специалиста. Растущие потребности экономики не только в специалистах высшей квалификации, но и в специалистах среднего звена, а также стремление молодежи получить образование выше, чем в средней школе, привели к тому, что в 50-70-е годы открылось большое количество государственных двухгодичных или младших колледжей. Таким образом сформировалась система средних специальных учебных заведений.

Большая часть двухгодичных колледжей - это государственные городские колледжи с большим количеством учащихся. Частных двухгодичных колледжей гораздо меньше; как правило, это элитные учебные заведения с небольшим количеством студентов.

Создание системы двухгодичных колледжей говорит о формировании не двухступенчатой, а трехступенчатой высшей школы, где первой ступенью является не четырехгодичный, а двухгодичный колледж. Преимуществом младшего американского колледжа является возможность лучшим учащимся продолжать учебу сразу или через два-три года на втором или третьем курсах старшего колледжа, т.е. он не является "тупиковым" учебным заведением, как аналогичные английские колледжи, что обеспечивает преемственность уровней высшей школы.

Кроме колледжей и университетов в Соединенных Штатах существуют специализированные институты. Это учебные заведения, предлагающие, в отличие от университетов и колледжей, обучение в одной профессиональной области, например, в области бизнеса, юриспруденции, медицины.

Аккредитованных специализированных институтов в общепринятом смысле этого слова в современной американской высшей школе осталось сравнительно мало, так как многие из них вошли в состав университетов и колледжей. Значительную часть аккредитованных специализированных институтов составляют теологические школы, а также учебные заведения типа техникумов, дающих неполное высшее образование (школы дизайна и прикладного искусства, школы медсестер и низшего медицинского персонала, школы бизнеса и юридические школы, педагогические и технические школы).

Множество же специализированных институтов являются неаккредитованными учебными заведениями типа профессиональных школ.

Таким образом, Соединенные Штаты при помощи трех типов высших учебных заведений (университетов, колледжей и специализированных институтов), а также их внутренней структуры сформировали трехступенчатое высшее образование (см. таблицу 10).

Таблица 10. Численность студентов различных ступеней высшей школы США,
тысяч человек

Показатели *

1970

1970,%

1980

1990

1995

1996

1997

1998

1999

1999,%

Численность студентов, всего:

8581

100

12097

13819

14262

14368

14502

14507

14791

100

I ступень

2319

27

4526

5240

5493

5563

5606

5489

5593

38

II ступень

5057

59

5949

6719

6739

6764

6845

6948

7088

48

III ступень

1204

14

1621

1859

2030

2040

2051

2070

2110

14

Statistical Abstract of the U.S. 2002, p.165.

Численность студентов, обучающихся в рамках I ступени высшей школы (в двухгодичных колледжах), за последние 30 лет прошлого века выросла почти в 2,5 раза и составила в 2000 году более 5,5 миллионов человек. Как уже было сказано выше, основной пик роста численности студентов этой ступени пришелся на 70-е годы, когда численность выросла почти в 2 раза; в 80-90-х годах прирост резко упал и составил уже за период с 1990 по 2000 год лишь 9%.

В учебных заведениях II ступени (в четырехгодичных колледжах и академических колледжах многоаспектных вузов и исследовательских университетов) численность студентов за последние 30 лет прошлого столетия выросла почти в 1,5 раза и составила в 2000 году более 7 миллионов человек. Прирост численности студентов, обучающихся на этой ступени, не имел такого резкого спада, но все же с каждым десятилетием он становился все меньше: если в 70-е годы он составлял почти 18%, то в 90-е - всего 5%.

В рамках III ступени высшей школы (исследовательские и профессиональные школы) численность студентов за тот же период выросла почти в 1,8 раза и составила в 2000 году более 2 миллионов человек. Прирост численности студентов высшего уровня также резко снизился за последние три десятилетия XX века: если в 70-х годах он составлял 35%, то в 90-х годах только 14%.

За период с 1970 по 1999 год изменилось долевое соотношение численности студентов по различным уровням за счет того, что в 70-е годы значительно выросла численность студентов учебных заведений I ступени и вследствие этого сократилась численность студентов вузов II ступени, а число студентов, обучающихся на высшей ступени, осталась без изменения.

<…>


1 - http://nces.ed.gov
2 - http://www.thecenter.ufl.edu

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)