Чем больше знают, тем больше учатся
По данным обследования рабочей силы за 2001 год, 8%
населения в возрасте 25-64 года участвовало в каких-либо образовательных
или обучающих программах в течение месяца, предшествовавшего моменту
обследования. Более высокая образовательная активность характерна
в большей мере для населения скандинавских стран, Нидерландов и
Великобритании (16-22%). В других странах доля обучающихся соответствует
средней по Европейскому Союзу или ниже ее.
Больше всего обучающихся среди людей с высшим образованием
(уровни 5-6) - 16%, среди людей со средним образованием (уровень
3) таких только10%, а среди не имеющих полного среднего образования
(уровни 0-2) - всего лишь 2%.
Эта общая закономерность прослеживается по всем странам
Европейского Союза (рис. 10), но особенно она выражена в Великобритании,
Дании, Швеции и Финляндии, где учится каждый третий имеющий высшее
образование, и каждый пятый с полным средним образованием. Среди
стран, в которых программы дополнительного образования и повышения
квалификации менее распространены, наблюдаются и некоторые отклонения
от общей закономерности. Так, в Португалии наибольшая доля обучающихся
в возрасте 25-64 года зафиксирована среди населения со средним образованием,
а среди людей, уже имеющих высшее образование, она несколько ниже
- 11%. В Италии доля обучающихся в данном возрасте одинакова среди
лиц как с высшим, так и со средним образованием - по 10%.
Рисунок 10. Участие населения в возрасте 25-64 лет в
образовательных программах и программах повышения квалификации в
зависимости от уровня образования, 2000, %
В целом по Европейскому Союзу женщины активного трудоспособного
возраста в большей степени, чем мужчины включены в различные обучающие
программы -9% против 8%, а среди лиц с высшим образованием - 18%
против 14%. Наибольшие различия между мужчинами и женщинами по этому
показателю отмечаются в Дании (19% против 16%), Финляндии (21% против
17%), Швеции (20% против 15%) и особенно в Великобритании (26% против
18%). В Бельгии, Греции, Германии, Люксембурге, Нидерландах и Австрии
мужчины, напротив, более активно участвуют в обучающих программах
(рис 11).
Рисунок 11. Участие мужчин и женщин 25-64 лет в образовательных
программах и программах повышения квалификации в зависимости от
уровня образования, 2000, %
Вполне естественно, что в образовательные программы
молодые поколения вовлечены в большей степени, по сравнению со старшими.
Охват населения трудоспособного возраста Европейского Союза обучающими
программами снижается с 14% среди населения в возрасте 25-34 года
до 3% среди населения 55-64 лет. Тем не менее, в некоторых странах
доля обучающихся в старших возрастах остается высокой - от 7 до
13% населения 55-64 лет в Дании, Нидерландах, Финляндии, Швеции
и Великобритании (рис. 12).
Рисунок 12. Участие представителей разных возрастов
в образовательных программах и программах повышения квалификации,
2000, %
Доля предприятий, обеспечивающих обучение своего персонала,
в 1999 году варьировала от 18% в Греции до 96% в Дании. Доля предприятий,
обеспечивающих обучение профессиональное (CVT - continuing vocational
training) без отрыва от производства гораздо выше среди средних
(с числом занятых от 50 до 249 человек), чем среди малых (10-49
занятых) предприятий. Еще выше она только на крупных предприятиях,
однако практически во всех странах Европейского Союза существенные
различия наблюдаются только между средними и малыми предприятиями.
Что касается обучения работающих на вечерних курсах,
то в большинстве стран Северной Европы их доля среди занятых превышает
среднее значение по Европейскому Союзу, а наиболее низкие значения
характерны для Португалии (17%) и Греции (15%).
Интенсивность обучения взрослых не связана с широтой
охвата обучением или долей предприятий и организации, обеспечивающих
обучение без отрыва от производства. В Испании, Греции и Португалии,
где доля предприятий, предоставляющих возможности профессионального
обучения, низка, продолжительность обучения на подобных курсах наиболее
высокая.
Оценить вовлеченность населения в "пожизненное
обучение" можно и другим способом - по доле обучающихся по
программам высшего профессионального и послевузовского образования
в возрасте 30 лет и старше. В 1999/2000 учебном году численность
таких учащихся по ЕС в целом составляла 1,3 миллиона человек, или
12% от общего числа обучающихся по этим программам. Значительно
выше средней эта доля была в Финляндии (28%), Австрии (25%), Германии,
Дании и Швеции (по 22%).
Охват населения европейских стран образовательными программами
всех уровней в зависимости от возраста и пола характеризуют диаграммы
на рис. 13 и 14.
Рисунок 13. Участие представителей разных поколений
в образовательных программах (уровни 1-6), 2000/01, %
Рисунок 14. Доля учащихся 30 лет и старше от общей численности
учащихся
(уровни 1-6), 2000/01, %
|