Чем выше уровень образования, тем ниже риск безработицы
Более высокий уровень образования снижает, хотя и в
разной степени, риск безработицы во всех странах-членах Европейского
Союза.
В ЕС-15 уровень безработицы среди людей с высшим образованием
(уровни 5-6) составлял в 2001 году 4%, среди получивших среднее
образование (уровень 3) - 6%, а среди не завершивших среднее образование
(уровни 0-2) - 9%, а в предшествующем 2000 году соотношением было
еще более контрастным: 4%, 7% и 11%.
Эта зависимость характерна практически для всех европейских
стран и особенно выражена в тех из них, которые недавно присоединились
к Европейскому Союзу (рис. 7). Наиболее высок уровень безработицы
среди людей с образованием ниже среднего: в Словакии он достигает
37% (на рисунке не отмечено), в странах Балтии, Польше и Чехии -
20-24%%. Безработица среди людей со средним и, особенно, высшим
образованием заметно ниже.
Некоторые отклонения от общей тенденции наблюдаются
в странах с более низкими уровнями безработицы (Греции, Португалии),
где удельный вес безработных среди людей со средним образованием
выше, чем среди людей с более низким образованием. Это, по всей
видимости, связано со значительными межпоколенными различиями в
образовательном цензе и преобладающей занятостью старших поколений
в сельском хозяйстве.
Рисунок 7. Уровень безработицы в зависимости от уровня
образования. Возрастная группа 25-59 лет, 2000, %
Как правило, безработица среди женщин заметно выше,
чем среди мужчин. Эта закономерность более выражена в группах населения
с более низкими уровнями образования. В целом по Европейскому Союзу
в 2000 году среди населения с высшим образованием (уровни 5-6) доля
безработных у мужчин составляла 4%, у женщин - 5%, а среди населения
с образованием ниже среднего (уровни 0-2), соответственно, 9% и
14%.
Однако эта закономерность прослеживается не по всем
странам. Среди населения с низким уровнем образования более высокая
безработица среди женщин в большей степени характерна для стран
Европы-15, а для ряда недавно присоединившихся стран, напротив,
характерен заметный перевес безработицы среди мужчин (рис. 8). Так,
в Словакии доля безработных среди населения с уровнем образования
ниже среднего у мужчин составляет 44%, у женщин - 32%, в Литве,
соответственно, 27% и 17%.
Рисунок 8. Уровень безработицы мужчин и женщин 25-59
лет с уровнем образования ниже среднего, 2000, %
Среди населения с высшим образованием уровень безработицы
в целом ниже (рис. 9) и значительный перевес безработицы среди женщин
характерен, прежде всего, для стран, отличающихся особенно быстрым
ростом уровня образования молодых женщин - Испании (13% среди женщин
против 6% среди мужчин), Греции (10% против 5%) и Италии (8% против
4%). В остальных же странах этот перевес незначителен или, напротив,
отмечается превышение уровня безработицы среди мужчин, характерное
для Литвы, Эстонии, Словакии и Швеции.
Рисунок 9. Уровень безработицы мужчин и женщин 25-59
лет с высшим образованием, 2000, %
Поскольку с ростом уровня образования снижается риск
безработицы, вполне логичной выглядит и другая тенденция, прослеживаемая
по статистическим данным: население с более высоким уровнем образования
располагает и более высокими доходами. В среднем эквивалентный доход
(см. Демоскоп Weekly № 113-114)
индивида с уровнем образования ниже среднего (уровни 0-2) составляет
лишь около 90% национального медианного дохода, а с высшим образованием
(уровни 5-6) - 147%.
Наибольшие различия в доходах между группами населения
с низкими и высокими уровнями образования зафиксированы в Португалии
(92% против 287%) и Ирландии (82% против 185%), а наименьшие - в
Дании (88% против 117%) и Германии (95% против 124%).
Среди членов домохозяйств с высоким уровнем образования
(по крайней мере один член домохозяйства имеет высшее образование
- уровни 5-6) только 3% постоянно имеют низкий доход, а среди членов
домохозяйств с низким уровнем образования (все члены домохозяйства
имеют уровень образования ниже среднего - уровни 0-2) - 12%.
Во всех странах Европейского Союза отмечается и такая
закономерность: чем выше уровень образования взрослого человека,
тем больше у него возможностей дальнейшего профессионального обучения.
|