|
|
Вымирают
ли народы Севера?
|
|
Над темой номера работал
Дмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ
|
Демографический и "недемографической" прирост
Если отвлечься от вышеуказанных ошибок, то, имея данные
о естественном движении (и миграции) отдельных этнических общностей,
можно рассчитывать их численность, подобно тому, как это делается
для всего населения15. А, сравнивая такие оценочные расчеты и результаты
переписи можно говорить о степени влияния ассимиляционных/этнических
процессов на численность того или иного народа. Разницу между естественным
(демографическим) приростом и изменениями по переписи можно назвать
"недемографической" убылью/приростом.
Судя по нашим исследованиям данных четырех переписей
населения СССР (1959, 1970, 1979, 1989 годов), численность населения
народов Севера определялась во многом, не только, и даже не столько
их естественным движением (рождаемостью и смертностью), сколько
ассимиляционными процессами. Народы Севера в целом ассимилировались
главным образом русскими, а в Якутии - якутами.
В 1960-е годы (1959-1969) "ассимиляционные потери"
составляли около 12% естественного прироста народов Севера, в 1970-х
годах (1970-1978), они составили около 70%, сильно уменьшившегося
естественного прироста, а в 1980-х (1979-1988) - снова около 12%16.
К тому же усиливалась и культурная, и физическая ассимиляция коренного
населения Севера. Одним из показателей культурной ассимиляции может
служить рост числа лиц народов Севера, считающих русский язык родным
(для эвенков и эвенов Якутии место русского языка занимает якутский).
В 1959 году только 15% коренных северян назвали русский язык родным,
в 1970 году - 23%, в 1979 году - 29%, а в 1989 году - уже 36%. Соответственно,
уменьшается доля аборигенов Севера, называющих родным язык своего
народа (с 76% - в 1959 году до 52% - в 1989 году). Что касается
физической ассимиляции, достаточно сказать, что среди детей, родившихся
у коренных матерей в 1984-2002 годах, почти половина была от отцов
другой национальности17; в первой половине 1970-х таких было чуть
больше трети18.
Казалось бы, если учесть и эту тенденцию и уменьшившийся
естественный прирост, численность народов Севера должна уменьшиться
или вырасти незначительно, как показала в схожей ситуации 1970-х
перепись 1979 года. Но, согласно переписи 2002 года, численность
народов Севера увеличилась довольно заметно (табл. 3).
Таблица 3. Изменение численности народов Севера в 1989-2002
годах
(народы ранжированы по величине "недемографического" прироста)
|
Численность населения по переписям населения
|
Прирост по данным переписи
|
Естественный прирост по данным текущего учета
|
Разница
|
1989
|
2002
|
1989-2002
|
Народы Севера- всего
|
181517
|
208980
|
27463
|
25938
|
1525
|
в том числе:
|
Ханты
|
22283
|
28678
|
6395
|
3620
|
2775
|
Манси
|
8279
|
11432
|
3153
|
780
|
2373
|
Эвенки
|
29901
|
35527
|
5626
|
3687
|
1939
|
Ительмены
|
2429
|
3180
|
751
|
52
|
699
|
Селькупы
|
3564
|
4249
|
685
|
98
|
587
|
Кеты
|
1084
|
1494
|
410
|
145
|
265
|
Саами
|
1835
|
1991
|
156
|
-81
|
237
|
Юкагиры
|
1112
|
1509
|
397
|
174
|
223
|
Ульта (ороки)
|
179
|
346
|
167
|
6
|
161
|
Нивхи
|
4631
|
5162
|
531
|
380
|
151
|
Тофалары
|
722
|
837
|
115
|
58
|
57
|
Энцы
|
198
|
237
|
39
|
0
|
39
|
Негидальцы
|
587
|
567
|
-20
|
15
|
-35
|
Нанайцы
|
11883
|
12160
|
277
|
354
|
-77
|
Алеуты
|
644
|
540
|
-104
|
18
|
-122
|
Эскимосы
|
1704
|
1750
|
46
|
169
|
-123
|
Орочи
|
883
|
686
|
-197
|
-19
|
-178
|
Долганы
|
6584
|
7261
|
677
|
1014
|
-337
|
Удэгейцы
|
1902
|
1657
|
-245
|
96
|
-341
|
Чуванцы
|
1384
|
1087
|
-297
|
90
|
-387
|
Ульчи
|
3173
|
2913
|
-260
|
160
|
-420
|
Нганасаны
|
1262
|
834
|
-428
|
58
|
-486
|
Коряки
|
8942
|
8743
|
-199
|
587
|
-786
|
Чукчи
|
15107
|
15767
|
660
|
1814
|
-1154
|
Ненцы
|
34190
|
41302
|
7112
|
8849
|
-1737
|
Эвены
|
17055
|
19071
|
2016
|
3814
|
-1798
|
Видно, что в целом численность народов Севера выросла
на полторы тысячи человек за счет "недемографических"
причин, что составило около 6% всего прироста. Следуя вышеизложенной
логике, можно предположить, что на сей раз ассимиляционные процессы
поменяли знак, и теперь уже народы Севера ассимилируют другие народы.
Администрация на местах называет такой процесс "восстановлением
национальности". Но, возможно, большие метисированные группы
населения не имеют жесткой этнической привязки и могут изменять
ее в зависимости от различных обстоятельств. Термин же "восстановление"
предполагает наличие какой-то "базовой", "истинной"
национальности, которая была ранее потеряна/искажена/перепутана
и только теперь, наконец, "восстановлена".
Поскольку такой прирост наблюдался далеко не у всех
народов Севера, и "недемографические" рост или убыль у
них сильно разнятся, правильно разобраться с современной этнодемографической
ситуацией у народов Севера можно, только рассматривая ее по каждому
народу и по отдельным территориям расселения с учетом многих социально-экономических
и административно-политических обстоятельств. Ведь объединив народы
Севера в одну группу и оперируя этим термином, мы нередко забываем,
что это очень разные народы, по некоторым демографическим характеристикам
различающиеся кардинально.
Попытка рассмотреть один аспект демографической ситуации,
а именно сравнить для отдельных народов Севера естественный
прирост по данным текущего учета за последний межпереписной
период с приростом их численности по итогам двух последних
переписей населения, 1989 и 2002 года предпринята в табл.
3 только по России в целом19, поскольку данные по регионам пока отсутствуют.
Среди отдельных народов по величине такого прироста
выделяются ханты и манси, суммарный недемографический прирост которых
больше, чем по всем народам Севера в целом. Поскольку у этих народов
в предыдущем тридцатилетии (от переписи 1959 до переписи 1989) была
недемографическая убыль, можно предположить наличие больших групп
метисного населения. В условиях, когда в Ханты-Мансийском округе
на фоне нефтяного бума многое делается для материальной поддержки
коренных народов, возможен рост национального самосознания и увеличение
престижности коренной этнической принадлежности. Возможно, также
и влияние простой экономической заинтересованности.
Схожая ситуация и у российских саами, для которых катализатором
подъема национального самосознания могли стать резко выросшие после
падения железного занавеса контакты с их зарубежными соплеменниками.
И в то же самое время у саами самая низкая среди народов Севера
рождаемость и самый низкий естественный прирост, точнее наблюдается
естественная убыль населения.
А вот "недемографический" рост селькупов так
легко не объяснить. Несомненно, есть многочисленные метисные группы,
но вызывает сомнение возможность роста самосознания у территориально
и этнически разрозненного народа.
Также трудно объяснить значительный численный рост ительменов;
в качестве гипотезы, можно предположить смену этнической принадлежности
у пограничных групп, ранее называвшихся коряками.
Весьма сомнительны и резкие изменения численности кетов
- для них, на мой взгляд, нет оснований. Возможно - это очередные
ошибки при самой переписи или обработке ее результатов.
Огромная "убыль" нганасанов - в большей части
прямое следствие того, что при переписи 1989 года их численность
была завышена (см. выше). Хотя, в меньшей степени, есть и реальная
"недемографическая" убыль.
Что касается эвенков, их "недемографический"
рост, по всей видимости, правдоподобно объясняется новой путаницей
их с эвенами (учитывая, что их рост почти равен такой же убыли эвенов)
или исправлением старой путаницы, а возможно и тем, и другим.
Рост таких народов, как ульта (ороки) и энцы, может
действительно быть "восстановлением национальности". И
те, и другие до переписи 1989 переписывались как другие народы.
С 1959 по 1979 всех сахалинских ороков/ульта официально
считали орочами и переписывали как орочей, хотя, как знают этнографы,
орочи на Сахалине не живут. Перепись 1989 года признала ороков отдельным
народом. Однако, наряду с двумя сотнями ороков на Сахалине, тогда
переписали и две сотни орочей. Можно думать, что в перепись 2002
они действительно "восстановили" свою этническую принадлежность,
и этим объясняется и численный рост ороков, и большая численная
убыль орочей.
Схожая ситуация у энцев. Во время всех переписей их
считали частью ненцев, и только в переписи 1989 года - как отдельный
народ. Увеличение их численности, невозможное, как и у ороков, с
демографической точки зрения, надо полагать, отражает становление
национального самосознания этого народа.
А вот "недемографический" рост численности
юкагиров - это тенденция, продолжающаяся, судя по данным переписей
населения, более сорока лет. Объяснения этому, которые я встретил
у этнографов20, можно отнести и к другим народам Севера, однако у
них такая тенденция не наблюдалась.
У остальных народов Севера, как и при предыдущих переписях,
наблюдается "недемографическая" убыль. Среди "убывающих"
почти все народы Северо-Востока - чукчи, коряки, чуванцы, эскимосы
и алеуты.
В литературе, особенно не этнографической, часто встречается
утверждение, что коренную национальность выбирают из-за государственных
льгот для народов Севера21. Отрицать этого полностью нельзя. Но,
спросим непредвзято, а какую национальность должны выбирать дети
коренных матерей, воспитанные в коренных семьях, живущие в северных
поселках, зачастую даже не помнящие своего биологического некоренного
отца? С другой стороны, несмотря на это и на то, что льготы для
коренных северян существовали, в той или иной степени, почти весь
советский период, в их численности все-таки наблюдалась "недемографическая"
убыль. Да и сейчас наблюдается почти у половины народов.
Если отвлечься от возможных ошибок, есть все основания
полагать, что мы имеем дело с новыми тенденциями этнических процессов
у некоторых коренных народов Севера. Ведь раньше никогда не наблюдалось
"недемографического" роста сразу у столь многих коренных
малочисленных народов Севера22.
Качнулся ли ассимиляционный маятник в другую сторону?
Во всяком случае, можно говорить о том, что этнические процессы
народов Севера - это не езда по "улице с односторонним движением".
Заметим, что результаты переписей населения США, показывают
сходные процессы в "расовом" самоопределении американских
индейцев. Американские ученые пришли к выводу, что 62% численного
прироста индейцев в 1970-х и 35% - в 1980-х тоже были "недемографическими"
. Также интересно, что с введением в американской переписи 2000
года возможности фиксировать множественную/смешанную расовую принадлежность,
на Аляске, кроме 98 тысяч коренных ("Alaska Native or American
Indian"; в 1990 их было около 86 тысяч), еще более 20 тысяч
человек отнесли себя к смешанной коренной/некоренной расе.
Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что этот рост
не может быть мерилом демографической ситуации, и ни в коей мере
не отражает какого-либо ее улучшения. Корреляция между демографическими
параметрами и межпереписным приростом численности у рассматриваемых
нами двадцати шести народов Севера мала - менее 0,3 с естественным
приростом, еще меньше с показателями рождаемости и смертности. Поэтому
демографическую ситуацию у народов Севера следует все же считать
кризисной - главным образом из-за необыкновенно высокой, даже на
чрезвычайно плохом общероссийском фоне, смертности.
Итак с демографической точки зрения вымирание народов
Севера в ХХ столетии можно действительно считать "мифом".
Вместе с тем, дальнейшее снижение рождаемости вполне может привести
к их настоящей депопуляции. Причем их малочисленность делает их
наиболее уязвимыми в этом отношении, а ведь перспектива исчезновения
сейчас беспокоит и более многочисленные народы.
Поэтому народы Севера нуждаются в особых мерах по защите
их образа жизни и среды обитания, по охране здоровья. Их численный
рост не может служить критерием благополучия и оправданием для непринятия
таких мер.
15 - К численности по последней переписи прибавлять
естественный (разность между числом родившихся и числом умерших)
и миграционный (разность между числом приехавших и числом уехавших)
прирост.
16 - Там же.
17 - В том числе, правда, и другой коренной национальности.
18 - О метисации подробнее В.П.Кривоногов. Русскоязычные
метисы? //Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск, 1997.
С.148-161.
19 - Поскольку мы использовали данные естественного
движения населения по районам Крайнего Севера, возможен недоучет
по тем народам, большая часть которых живет в "районах проживания",
не относящихся к районам Крайнего Севера (нанайцы, удэгейцы, тофы)
20 - Детей от смешанных браков записывают юкагирами:
1.чтобы они не отличались от большинства населения поселка, 2. матери
сознательно стараются увеличить число юкагиров, 3. Государство предоставляет
малым народностям Севера материальные льготы (Н.Б.Вахтин Языки народов
Севера в XX веке. Очерки языкового сдвига. СПб., 2001. С.140)
21 - Например: "Некоторая стабильность численности
объясняется также и существованием льгот для народов Севера, которые
способствуют сохранению у народов Севера самосознания, записи метисов
в число народов Севера". (Состояние здоровья коренных народов
Приамурья. Хабаровск, 1998. С.9). В таких высказываниях, по-моему,
незримо присутствует убежденность в обязательной (такой же неизбежной,
как "вымирание") ассимиляции малых (читай, нецивилизованных)
народов большими.
22 - Постоянный "недемографический" рост
наблюдался, как уже говорилось, у юкагиров. Были случаи такого роста
у долган. А наиболее значительным был такой рост у эвенков и эвенов
Саха (Якутии) в 1979-89 гг.
|