|
|
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
Результаты исследовательского проекта
В. В. Елизаров,
Е. Н. Феоктистова,
Г. И. Климантова и др.
М., Просвещение, 2003, 544 страницы
|
Доля бедных в семьях разного демографического
типа в зависимости от метода оценки бедности, в % (стр. 59-60)
Демографический тип семьи
|
Бедность по распо-лагаемым ресурсам
|
Бедность по лише-ниям
|
Субъектив-ная бед-ность
|
Бедность по трем оценкам
|
Супруги с 1 ребенком
|
28,2
|
32,0
|
34,0
|
12,6
|
Супруги с 2 детьми
|
42,5
|
39,0
|
30,3
|
15,8
|
Супруги с 3 и более детьми
|
50,7
|
58,0
|
55,1
|
31,9
|
Супруги с детьми только до 18 лет
|
40,2
|
39,3
|
33,8
|
18,0
|
Супруги с детьми до 18 лет и взрослыми детьми
|
39,3
|
44,6
|
46,4
|
19,6
|
Супруги с детьми до 18 лет и другими родственниками*
|
27,0
|
31,5
|
33,7
|
9,0
|
Разведенная мать с детьми
|
56,3
|
65,2
|
61,5
|
33,3
|
Вдовая мать с детьми
|
46,4
|
60,7
|
55,4
|
28,6
|
Мать-одиночка
|
62,0
|
54,3
|
57,6
|
33,7
|
Матери с детьми только до 18 лет
|
56,3
|
61,4
|
60,8
|
31,0
|
Матери с детьми до 18 лет и взрослыми детьми
|
47,4
|
68,4
|
73,7
|
31,6
|
Матери с детьми до 18 лет и другими родственниками*
|
57,0
|
59,3
|
54,5
|
37,2
|
Прочие
|
52,6
|
52,6
|
52,6
|
42,1
|
Все семьи
|
44,6
|
46,8
|
44,0
|
22,9
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Простые (нуклеарные) только с детьми до 18 лет
|
45,0
|
46,2
|
41,9
|
21,9
|
Простые (нуклеарные) с детьми до 18 лет и взрослыми
детьми
|
41,4
|
50,7
|
53,3
|
2,7
|
Сложные
|
44,5
|
47,4
|
45,9
|
25,4
|
* Наряду с другими родственниками возможно присутствие
и взрослых детей.
Структура услуг, оказанных в учреждениях социального
обслуживания семьи и детей в Российской Федерации в 2002 году,
в % (стр. 98-99)
Вид учреждения
|
Социально-экономические
|
Социально-медицинские
|
Социально-психологические
|
Социально-педагогические
|
Социально-правовые
|
Социально-бытовые
|
Центр социальной помощи семье и детям
|
21,6
|
18,2
|
17,1
|
25,5
|
6,1
|
11,4
|
Центр психолого-педагогической помощи
населению
|
0,6
|
4,3
|
54,9
|
30,4
|
2,2
|
7,7
|
Центр экстренной психологической помощи
по телефону
|
15,3
|
1,6
|
69,4
|
1,8
|
8,9
|
3,1
|
Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних
|
17,9
|
15,1
|
10,6
|
26,1
|
5,5
|
24,8
|
Социальный приют для детей и подростков
|
14,1
|
14,8
|
10,1
|
29,3
|
4,4
|
27,2
|
Центр помощи детям, оставшимся без
попечения родителей
|
8,8
|
18,2
|
10,8
|
28,1
|
12,4
|
21,7
|
Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями
|
11,3
|
44,8
|
7,6
|
26,7
|
0,5
|
9,0
|
Центр социального обслуживания населения
(отделения)
|
36,8
|
12,3
|
14,3
|
22,0
|
5,2
|
9,3
|
Комплексный центр социального обслуживания
населения (отделения)
|
22,4
|
14,5
|
7,6
|
12,3
|
2,9
|
40,2
|
Кризисный центр для мужчин
|
0,8
|
1,2
|
54,9
|
42,6
|
0,5
|
0,0
|
Кризисный центр для женщин
|
36,2
|
10,8
|
26,9
|
8,7
|
3,7
|
13,7
|
Другие учреждения социального обслуживания
семьи и детей
|
9,7
|
46,8
|
3,8
|
17,7
|
0,9
|
21,1
|
Всего
|
16,8
|
23,3
|
10,7
|
24,3
|
4,3
|
20,6
|
Удовлетворенность семей полученной социальной
помощью в зависимости от формы уязвимости семей с детьми,
в % (стр. 211)
|
Удовлетворена ли семья оказанной ей социальной помощью
|
Формы нуждаемости
|
да
|
нет
|
Крайняя бедность
|
65,9
|
34,1
|
Безработные в семье
|
56,8
|
43,2
|
Маленькие дети (до 3 лет) или беременные женщины
|
64,2
|
35,8
|
Многодетные семьи
|
55,6
|
44,4
|
Матери-одиночки
|
55,1
|
44,9
|
Инвалидность детей
|
67,3
|
32,7
|
Инвалидность взрослых
|
66,7
|
33,3
|
Переселенцы, беженцы или жертвы экологических катастроф
|
54,5
|
45,5
|
Неблагополучные семьи (трудные дети или родители, асоциальность)
|
61,5
|
38,5
|
Изменение уровня бедности* домохозяйств-получателей
материальной поддержки (ежемесячные пособия на детей + адресная
помощь) дои после введения их в текущие денежные доходя, в
% (стр. 212)
|
Доля бедных до по-лучения материальной поддержки
|
Доля бедных после получения материальной поддержки
|
Степень концентрации разных форм нуждаемости
в одной семье:
|
0
|
39,2
|
36,5
|
1
|
61,5
|
59,3
|
2
|
73,1
|
73,1
|
3 и более
|
94,9
|
90,9
|
Формы нуждаемости:
|
Крайняя бедность
|
78,6
|
76,9
|
Безработные в семье
|
88,1
|
88,1
|
Маленькие дети (до 3 лет) или беременные женщины
|
73,5
|
72,1
|
Многодетные семьи
|
69,6
|
63,3
|
Матери-одиночки
|
69,7
|
66,7
|
Инвалидность детей
|
61,5
|
57,7
|
Инвалидность взрослых
|
81,7
|
77,5
|
Переселенцы, беженцы или жертвы экологических катастроф
|
83,3
|
79,6
|
Неблагополучные семьи (трудные дети или родители, асоциальность)
|
76,5
|
76,5
|
Всего
|
63,3
|
61,2
|
* Текущие денежные доходы домохозяйства ниже регионального
прожиточного минимума.
Концентрация льгот в зависимости от демографического
типа семьи, в % (стр. 246)
|
Концентрация льгот
|
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6 и более
|
Все семьи
|
100
|
35,2
|
19,1
|
16,8
|
10,4
|
6,6
|
5,2
|
6,7
|
В том числе по типам семей
|
Супруги с 1 ребенком
|
100
|
45,6
|
22,8
|
15,5
|
6,8
|
4,4
|
2
|
2,9
|
Супруги с 2 детьми
|
100
|
42,1
|
19,3
|
15,8
|
8,3
|
4,8
|
5,3
|
4,4
|
Супруги с 3 и более детьми
|
100
|
18,8
|
13
|
14,5
|
11,6
|
8,7
|
5,9
|
27,5
|
Разведенная мать с детьми
|
100
|
28,9
|
17,8
|
20,7
|
15,6
|
5,9
|
6,7
|
4,4
|
Вдовая мать с детьми
|
100
|
25
|
25
|
14,3
|
8,9
|
8,9
|
5,4
|
12,5
|
Мать-одиночка
|
100
|
23,9
|
14,2
|
21,7
|
14,1
|
12
|
9,8
|
4,3
|
Прочие
|
100
|
26,3
|
15,8
|
5,3
|
21
|
15,8
|
5,3
|
10,5
|
|
Сборник содержит материалы аналитического исследования,
обзор и оценку федерального и регионального законодательств, программ
и отдельных мер государственной социальной поддержки различным типам
семей, включая социальную помощь и услуги, а также предложения по
совершенствованию организации системы социальной поддержки семей
с детьми. Анализ и оценка проведены на основе изучения действующего
законодательства и программ социальной помощи, практики работы органов
социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
семьи и детей, данных государственной статистической отчетности,
результатов социологических опросов получателей помощи и специалистов-экспертов.
Издание осуществляется в рамках Проекта содействия структурной
перестройке системы социальной защиты населения (СПИЛ).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1
Обзор и оценка нормативно-правовой базы и программ государственной
социальной поддержки семей с детьми
1.1. Федеральная нормативно-правовая база государственной социальной
поддержки семей с детьми
1.2. Региональное законодательство и местная нормативная база
1.3. Характеристика процедуры и выборки социологического исследования
1.4. Виды программ, а также реально оказываемых услуг семьям с детьми
1.5. Менеджмент программ социального обслуживания семьи и детей
(структура учреждений, кадровое обеспечение, организации-координаторы,
финансирование)
1.6. Типы семей с детьми, реально получающих социальную поддержку
Глава 2
Структура, качество и доступность услуг, их роль в поддержке благосостояния
семьи.
2.1. Основные проблемы семей с детьми и задачи системы социальной
защиты (по результатам социологического обследования)
2.2. Оценка услуг, доступность социальной помощи и информированность
о ней семей с детьми
2.3. Роль программ в поддержке благосостояния семьи
Глава 3
Основные направления совершенствования системы государственной социальной
поддержки семей с детьми.
3.1. Выводы и предложения по совершенствованию нормативной правовой
базы государственной социальной поддержки (социальной помощи и услуг)
различным типам семей с детьми
3.2. Выводы и предложения по повышению качества функционирования
системы социальной поддержки семей с детьми
3.3. Рекомендации в отношении путей совершенствования системы государственной
социальной поддержки семьи и детей, особо нуждающихся в социальной
защите
Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Перечень актов законодательства Российской
Федерации по вопросам социальной поддержки семей с детьми
Приложение 2. Виды помощи семьям с детьми, предусмотренные
федеральным и региональным законодательством и местной нормативной
базой
Приложение 3. Программа и инструментарий социологического
исследования .
|