|
|
А.П.Катровский
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ
Смоленск, Ойкумена, 2003, 200 страниц
|
Издательство "Ойкумена": 214030,
г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, 6.
Тел./факс: (0812) 64-27-58
oecumene@sci.smolensk.ru
www.oecumene.smolensk.ru
Число студентов в университетах России в XIX в.
|
1836
|
1847
|
1855
|
1880
|
1885
|
1890
|
Московский
|
441
|
1198
|
1203
|
1881
|
3179
|
3492
|
Петербургский
|
299
|
733
|
399
|
1675
|
2340
|
1815
|
Казанский
|
191
|
368
|
340
|
794
|
969
|
755
|
Дерптский
|
536
|
568
|
н./д
|
1073
|
1485
|
1694
|
Харьковский
|
332
|
523
|
483
|
655
|
1372
|
1042
|
Киевский
|
203
|
608
|
616
|
1050
|
1589
|
1982
|
Нороссийский
|
-
|
-
|
-
|
352
|
610
|
441
|
Варшавский
|
-
|
-
|
-
|
803
|
1395
|
1274
|
Страница 94
Динамика отраслевой структуры высшей школы РСФСР
и России в 80-е-90-е гг. XX в., в %
Структура
|
Год
|
1980
|
1990
|
1999
|
Естественно-научные
|
8,8
|
8,9
|
6,1
|
Гуманитарные
|
10,7
|
10,9
|
19,3
|
Медицинские
|
4,8
|
6,1
|
3,4
|
Экономические
|
10,6
|
11,4
|
25,6
|
Инженерно-технические
|
49,2
|
42,7
|
30,5
|
Сельскохозяйственные
|
7,8
|
7,3
|
4,4
|
Просвещение
|
5,6
|
10,3
|
7,9
|
Прочие
|
2,4
|
2,5
|
2,7
|
Страницы 132, 138
В настоящее время по масштабам развития государственного
высшего образования в субъектах Российской Федерации можно
выделить следующие группы: суперсистемы высшего образования
(число студентов более 2000 тыс. чел.); крупнейшие региональные
системы высшего образования (число студентов от 100 до 200
тыс. чел.); высокоразвитые региональные системы (число студентов
от 70 до 100 тыс. чел.); региональные системы высшего образования
среднего развития (число студентов от 20 до 50 тыс. чел);
небольшие системы высшего образования (число студентов от
10 до 20 тыс. чел.); наименее развитые региональные системы
(число студентов менее 5 тыс. чел.).
Страница 143
Теория территориальной организации высшей школы
сформировалась в результате взаимодействия различных наук:
географии, экономики, педагогики, социологии, истории и др.
На ее развитие значительное влияние оказали труды ученых в
области общей теории размещения, теории поляризованного развития,
жизненных циклов, экономико-географического каркаса территории
и др. Современное учение о территориальной организации высшей
школы - результат трехвекового развития. Впервые принципы
размещения высших учебных заведений были сформулированы в
начале XVIII в.
....
С начала XIX в. после образования Министерства народного просвещения
в стране стала проводиться определенная региональная политика
в сфере высшей школы. В конце XIX -начале XX вв. в России
были заложены основы учения о размещении высших учебных заведений,
разработаны первые концепции и стратегии территориального
развития высшей школы. В XX в. учение о размещении трансформировалось
в учение о территориальной организации высшей школы.
Страницы 174-175
|
Данная монография - первый отечественный опыт комплексного
географического изучения высшей школы. В книге рассмотрены основные
вопросы теории, методики исследования, истории, практики географии
высшей школы, показано воздействие системы высшего образования на
региональное развитие, обобщен отечественный и зарубежный опыт изучения
территориальной структуры высшей школы. Особое внимание уделено
проблемам и тенденциям развития территориальной структуры высшей
школы в разные периоды отечественной истории.
Для географов, педагогов, специалистов в области региональной
экономики и всех интересующихся вопросами развития высшей школы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы географического изучения высшего
образования
1.1 Территориальная организация высшей школы: многообразие подходов
к изучению
1.2. Методика исследования территориальной структуры высшей школы
1.3. Изучение миграции на учебу
1.4. География высшего образования как направление в отечественной
экономической и социальной географии
Глава II. Территориальная организация общества и территориальная
организация высшего образования
2.1. Принципы и факторы территориальной организации высшей школы
2.1.1. Территориальная организация хозяйства и территориальная
организация высшей школы
2.1.2. Территориальная организация населения и территориальная
организация высшей школы
2.2. Миграция на учебу как социально-географический процесс
2.3. Регион и высшая школа: взаимовлияние, проблемы отношений
и развития
2.4. Взаимодействие центра и периферии в сфере высшего образования
2.5. Высшая школа в системе регионального развития
2.6. Высшая школа и города
Глава III. Развитие территориальной структуры высшей школы России
3.1. Развитие территориальной структуры высшей школы России в
дореформенный период
3.2. Территориальная структура высшей школы России в послереформенный
период
3.3. Развитие территориальной структуры высшей школы России в
советский период
Глава IV. Развитие территориальной структуры и региональная
политика в сфере высшего образования России в постсоветский период
4.1. Распад СССР. Последствия для образовательного пространства
России
4.2. Территориальная дифференциация в развитии высшего образования
России
4.3. Территориальная структура негосударственного образования
России
4.4. Структурная и региональная политика в сфере высшего образования
России
Заключение
Библиографический список
|