Rambler's Top100

№ 145 - 146
9 - 22 февраля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Демография и социально-экономические проблемы народонаселения

Здоровье подростков: социологический анализ

Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации

Женщины с детьми: положение и социальные проблемы в трансформирующемся обществе

Территориальная организация высшей школы России

Влияние изменений в положении женщины на рождаемость в сельском Китае

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации», и «Обозреватель – Observer»

Содержание журнала «Population»

А.П.Катровский

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

Смоленск, Ойкумена, 2003, 200 страниц

Издательство "Ойкумена": 214030, г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, 6.
Тел./факс: (0812) 64-27-58
oecumene@sci.smolensk.ru
www.oecumene.smolensk.ru

Число студентов в университетах России в XIX в.

 

1836

1847

1855

1880

1885

1890

Московский

441

1198

1203

1881

3179

3492

Петербургский

299

733

399

1675

2340

1815

Казанский

191

368

340

794

969

755

Дерптский

536

568

н./д

1073

1485

1694

Харьковский

332

523

483

655

1372

1042

Киевский

203

608

616

1050

1589

1982

Нороссийский

-

-

-

352

610

441

Варшавский

-

-

-

803

1395

1274

Страница 94

Динамика отраслевой структуры высшей школы РСФСР и России в 80-е-90-е гг. XX в., в %

Структура

Год

1980

1990

1999

Естественно-научные

8,8

8,9

6,1

Гуманитарные

10,7

10,9

19,3

Медицинские

4,8

6,1

3,4

Экономические

10,6

11,4

25,6

Инженерно-технические

49,2

42,7

30,5

Сельскохозяйственные

7,8

7,3

4,4

Просвещение

5,6

10,3

7,9

Прочие

2,4

2,5

2,7

Страницы 132, 138

В настоящее время по масштабам развития государственного высшего образования в субъектах Российской Федерации можно выделить следующие группы: суперсистемы высшего образования (число студентов более 2000 тыс. чел.); крупнейшие региональные системы высшего образования (число студентов от 100 до 200 тыс. чел.); высокоразвитые региональные системы (число студентов от 70 до 100 тыс. чел.); региональные системы высшего образования среднего развития (число студентов от 20 до 50 тыс. чел); небольшие системы высшего образования (число студентов от 10 до 20 тыс. чел.); наименее развитые региональные системы (число студентов менее 5 тыс. чел.).

Страница 143

Теория территориальной организации высшей школы сформировалась в результате взаимодействия различных наук: географии, экономики, педагогики, социологии, истории и др. На ее развитие значительное влияние оказали труды ученых в области общей теории размещения, теории поляризованного развития, жизненных циклов, экономико-географического каркаса территории и др. Современное учение о территориальной организации высшей школы - результат трехвекового развития. Впервые принципы размещения высших учебных заведений были сформулированы в начале XVIII в.
....
С начала XIX в. после образования Министерства народного просвещения в стране стала проводиться определенная региональная политика в сфере высшей школы. В конце XIX -начале XX вв. в России были заложены основы учения о размещении высших учебных заведений, разработаны первые концепции и стратегии территориального развития высшей школы. В XX в. учение о размещении трансформировалось в учение о территориальной организации высшей школы.

Страницы 174-175

Данная монография - первый отечественный опыт комплексного географического изучения высшей школы. В книге рассмотрены основные вопросы теории, методики исследования, истории, практики географии высшей школы, показано воздействие системы высшего образования на региональное развитие, обобщен отечественный и зарубежный опыт изучения территориальной структуры высшей школы. Особое внимание уделено проблемам и тенденциям развития территориальной структуры высшей школы в разные периоды отечественной истории.

Для географов, педагогов, специалистов в области региональной экономики и всех интересующихся вопросами развития высшей школы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы географического изучения высшего образования

1.1 Территориальная организация высшей школы: многообразие подходов к изучению
1.2. Методика исследования территориальной структуры высшей школы
1.3. Изучение миграции на учебу
1.4. География высшего образования как направление в отечественной экономической и социальной географии

Глава II. Территориальная организация общества и территориальная организация высшего образования

2.1. Принципы и факторы территориальной организации высшей школы
2.1.1. Территориальная организация хозяйства и территориальная организация высшей школы
2.1.2. Территориальная организация населения и территориальная организация высшей школы
2.2. Миграция на учебу как социально-географический процесс
2.3. Регион и высшая школа: взаимовлияние, проблемы отношений и развития
2.4. Взаимодействие центра и периферии в сфере высшего образования
2.5. Высшая школа в системе регионального развития
2.6. Высшая школа и города

Глава III. Развитие территориальной структуры высшей школы России

3.1. Развитие территориальной структуры высшей школы России в дореформенный период
3.2. Территориальная структура высшей школы России в послереформенный период
3.3. Развитие территориальной структуры высшей школы России в советский период

Глава IV. Развитие территориальной структуры и региональная политика в сфере высшего образования России в постсоветский период

4.1. Распад СССР. Последствия для образовательного пространства России
4.2. Территориальная дифференциация в развитии высшего образования России
4.3. Территориальная структура негосударственного образования России
4.4. Структурная и региональная политика в сфере высшего образования России

Заключение

Библиографический список

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most