|
|
И. В. Журавлева
ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
М., Издательство Института социологии РАН,
2002, 240 страниц
|
Самооценка здоровья подростками по городам и странам,
в % (стр. 49)
Состояние здоровья
|
Города России
|
Россия в целом
|
Финляндия
|
Эстония
|
Москва
|
Оренбург
|
Абакан
|
Очень хорошее
|
9,1
|
8,8
|
6,3
|
8,5
|
26,6
|
14
|
Достаточно хорошее
|
27,5
|
22,7
|
12,5
|
23,7
|
51,3
|
42,7
|
Нормальное
|
45,5
|
41,8
|
49
|
45,4
|
18,3
|
35,2
|
Удовлетворительное
|
16,2
|
25,2
|
29,1
|
20,5
|
3,1
|
7,6
|
Очень плохое
|
1,5
|
1,5
|
2,6
|
1,7
|
0,5
|
0,4
|
Нет ответа
|
0,2
|
-
|
0,5
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
N (чел.)
|
618
|
194
|
192
|
1004
|
1396
|
1268
|
Распределение ответов на вопрос: "Назови,
пожалуйста, три свои заветные желания", по странам, в
% (стр. 59)
Желания подростков
|
1-е желание
|
2-е желание
|
3-е желание
|
Всего по строке
|
%
|
Ранг
|
%
|
Ранг
|
%
|
Ранг
|
%
|
Ранг
|
Россияне
|
Получить образование, профессию
|
44,7
|
I
|
17,2
|
II
|
7,1
|
|
69
|
I
|
Хорошее материальное положение (работа, квартира, машина)
|
13,2
|
II
|
23,7
|
I
|
18,1
|
II
|
55
|
II
|
Счастье, любовь, дружба, гармоничная жизнь
|
10,4
|
III
|
15,6
|
|
21,7
|
I
|
47,7
|
III
|
Хорошая семья
|
5,7
|
|
16,1
|
III
|
14,4
|
III
|
36,2
|
|
Здоровье
|
2,7
|
|
2,8
|
|
2,1
|
|
7,6
|
|
Нет ответа
|
3,5
|
|
6
|
|
13,3
|
|
22,8
|
|
Финны
|
Получить образование, профессию
|
23,9
|
II
|
12,6
|
|
4,9
|
|
41,4
|
|
Хорошее материальное положение (работа, квартира, машина)
|
25,6
|
I
|
26,4
|
I
|
20,5
|
I
|
72,5
|
I
|
Счастье, любовь, дружба, гармоничная жизнь
|
8
|
|
10,8
|
|
12,5
|
III
|
31,3
|
|
Хорошая семья
|
10,8
|
17,1
|
II
|
13,8
|
II
|
41,7
|
II
|
|
Здоровье
|
18,8
|
III
|
12,8
|
III
|
10
|
|
41,6
|
|
Нет ответа
|
5
|
|
11,9
|
|
26,6
|
|
43,5
|
|
Коэффициенты стресса как показатели взаимоотношений
подростка с родителями, сверстниками и окружающими людьми
(стр. 79)
|
Москва*
|
Хельсинки
|
Таллин
|
Отношения с родителями
|
Взаимоотношение с родителями
|
0,22
|
0,16
|
0,25
|
Насколько хорошо подростку дома
|
0,06
|
0,09
|
0,08
|
Уважение чувств подростка родителями
|
0,13
|
0,13
|
0,63
|
Многократные желания уйти из дома
|
0,18
|
0,26
|
0,1
|
Давление на подростка со стороны родителей
|
0,39
|
0,1
|
0,49
|
Отношения со сверстниками
|
Уверенность в себе
|
0,06
|
0,05
|
0,06
|
Уверенность, что с ним (ней) весело
|
0,09
|
0,07
|
0,11
|
Уверенность в симпатии окружающих
|
0,09
|
20
|
0,51
|
Трудно говорить перед классом
|
0,56
|
0,7
|
0,56
|
Популярность среди сверстников
|
0,46
|
0,61
|
0,48
|
Восприятие жизни
|
Ощущение, что тяжело жить
|
0,15
|
0,26
|
0,25
|
В жизни все смешалось
|
0,26
|
0,08
|
0,16
|
Часто бывает стыдно
|
0,78
|
0,11
|
20
|
Всегда подсказывают, что должен делать
|
0,29
|
0,04
|
0,06
|
Учителя дают почувствовать недостатки
|
1,81
|
0,31
|
0,65
|
Итого: сумма коэффициентов по столбцу
|
5,53
|
3,17
|
4,59
|
* Анализировались только ответы москвичей, поскольку в
Финляндии и Эстонии опрос проводился в столицах, а фактор
напряженности, стресса наиболее сильно проявляется в жизни
столичных жителей
Мнения о том, кто должен осуществлять работу по
укреплению здоровья подростков, в % (стр. 128)
|
Мнения родителей
|
Мнения педагогов
|
Мнения подростков 15-17 лет
|
Родители, родственники
|
69
|
68
|
22
|
Врачи
|
36
|
60
|
32
|
Учителя
|
17
|
41
|
|
Школьники
|
65
|
58
|
87
|
Тренеры
|
|
|
21
|
|
В книге на основе анализа различных показателей здоровья
- медицинских, демографических, социологических - представлены негативные
тенденции здоровья российских подростков. Показано доминирующее
значение поведенческих факторов. Рассматривается роль основных социальных
институтов в формировании отношения к здоровью молодежи. На материалах
ряда отечественных и международных сравнительных исследований выявлены
социокультурные и гендерные особенности поведения подростков в сфере
здоровья.
Книга предназначена для социологов, специалистов в области
педагогики, здравоохранения и всех, интересующихся проблемами социологии
здоровья.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Специфика подросткового возраста и способы ее изучения
1.2. Концептуальный подход
1.3. Информационная база анализа
Глава II
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Демографическая ситуация в России
2.2. Смертность детей и подростков
2.3. Общая заболеваемость
2.4. Заболеваемость репродуктивной сферы
2.5. Физическое развитие подростков
Глава III
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Самооценка здоровья и медицинская информированность подростков
3.2. Установки и ценности в отношении здоровья
3.3. Влияние уровня образования и статуса родителей на отношение
подростков к здоровью
3.4. Девиантное поведение подростков
3.5. Отношение подростков к религии
Глава IV
СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ
4.1. Медико-социальный контекст исследований
4.2. Распространение информации о репродуктивном здоровье
4.3. Предупреждение раннего начала сексуальной жизни
4.4. Предупреждение подростковой беременности
4.5. Предупреждение заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП)
Глава V
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
5.1. Подросток в семье
5.2. Подросток в школе
5.3. Здоровье подростка и система здравоохранения
5.4. Подросток и государство
5.5. Средства массовой информации и здоровье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
ЛИТЕРАТУРА
|