… о среднем классе в
США
|
Средний класс в Америке стал жить ниже среднего
|
Американские семьи с ежегодным доходом от 40 до 95 тысяч
долларов, которые относят себя к среднему классу, живут совершенно
не так, как им хотелось бы. То есть от зарплаты до зарплаты, от
кредита до кредита, экономя на зубной пасте, на мороженом для детей,
на походах в кино, на междугородных звонках... В классическом понимании
среднего класса в США не существует, это миф. К такому безрадостному
для сверхдержавы выводу пришли эксперты Национального центра по
изучению общественного мнения при университете Чикаго. И не только
они.
Социологи разделяют население США на пять групп примерно равной
численности (по 20 процентов). В первую занесены семьи (два взрослых
и один ребенок) с ежегодным доходом до 24 тысяч долларов. Во вторую
- с доходом от 24 до 40 тысяч. В третью - от 40 до 95 тысяч. В четвертую
- от 95 до 165 тысяч. В пятую - с доходом свыше 165 тысяч долларов.
Есть, впрочем, еще одна подкатегория - "богатейшие американцы"
с доходом около 900 тысяч долларов, но сюда относится лишь один
процент граждан.
Средний класс часто называют каркасом общества. Считается, что это
основной производитель материальных благ. В идеале это экономически
свободные люди, которые позволяют себе и большие накопления, и большие
траты. Кто же в таком случае подпадает под понятие "средний
класс" в Соединенных Штатах? По сути никто. Потому что американцы
из первых трех групп и даже отчасти из четвертой, как свидетельствуют
опросы, являются рабами семейного бюджета, а их доходы едва-едва
превышают расходы. У них просто нет средств, которые они могли бы
вложить в новое дело, в недвижимость, оставлять на банковских счетах.
Около 40 процентов их трат уходит на жилье, включая его покупку,
аренду и страховку. 5 процентов - на отопление, снабжение газом
и электроэнергией, водопровод, канализацию и уборку мусора. Еще
4,8 процента - на мебель, занавески, домашний инструмент. Еще 17,6
- на аренду, страховку и ремонт автомашин, покупку запчастей и бензина,
17 - на еду и напитки, включая алкогольные, 5 - на медицинские услуги,
6 - на отдых и домашних животных, столько же - на образование и
связь, в том числе сотовую. Чуть менее 5 процентов "съедают"
одежда, обувь и украшения. В итоге "на прочие расходы"
остается лишь около 4 процентов.
На практике средний класс в Америке - это скорее состояние умов,
самоидентификация, нежели социальный статус. Подсчитано, что на
долю четырех групп граждан с уровнем заработков до 165 тысяч долларов
приходится 45 процентов доходов, получаемых населением США. Богачам
и сверхбогачам достается остальное, но они обеспечивают 90 процентов
налоговых поступлений в федеральный бюджет.
"Я всегда буду считать себя представителем среднего класса,
хотя, быть может, я и выпала из него, - говорит Ники Фальдемолаи,
проживающая в городе Бетесда, в штате Мэриленд. - Но сейчас я не
могу позволить себе даже элементарного отпуска, я часто опаздываю
с оплатой счетов и поэтому меня регулярно штрафуют".
Раньше она, будучи сотрудником издательской фирмы, зарабатывала
115 тысяч долларов, но в июле прошлого года попала под сокращение
штата. Открыла свой бизнес, который прежних денег не приносит.
Показательно, что в 2001 году (более свежих данных нет) средний
годовой доход на семью составил в США 42,228 тысячи долларов, тогда
как в 2000-м он был равен 43,162 тысячам долларов. "Среднестатистическая"
Америка медленно, но неумолимо беднеет - таков "диагноз"
социологов. Ее граждане вынуждены искать новые места проживания,
где с их доходами им легче оплачивать "потребительскую корзину".
К примеру, из Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско
и Сан-Диего люди перебираются в центральные районы страны, в штаты
Юта, Колорадо, Нью-Мексико, Арканзас, Оклахома, Небраска. В "глубинке"
стоимость жизни совсем не та, что в мегаполисах. Скажем, расходы
на жилье здесь ниже почти в два раза, на медицинские услуги - на
27 процентов, транспорт - на 20, бытовую электронику - на 14, продукты
питания - 7,5 процента.
Как раз в этой новой для себя среде обитания многие американцы и
могут ощутить себя тем самым средним классом, в принадлежности к
которому они не были уверены в больших городах. "Если в Вашингтоне
вы обратитесь к человеку, который зарабатывает сто тысяч в год,
со словами: "Приятель, да ты богач", вы его точно приведете
в бешенство", - предупреждает Рик Эдельман, финансовый консультант
в корпорации Fairfax, автор книги "Обычные люди, необычные
капиталы". - В столице такой доход не позволяет ни оплачивать
обучение детей в колледже, ни даже откладывать на собственную старость".
В "глубинке" же все иначе.
4 миллиона миллионеров и 222 миллиардера
В США свыше 4 миллионов семей считают себя миллионерами. Кроме того,
в этой стране сконцентрировано наибольшее количество миллиардеров
- 222 (всего в мире - 476). В числе 11 богатейших людей планеты,
чье состояние превышает 20 миллиардов долларов, лишь два неамериканца.
Свои деньги эти граждане заработали главным образом на рынке нефти,
алюминия, средств массовой информации, электроники, фармацевтики,
индустрии развлечений, косметики, страхования, а также в системе
сетевого маркетинга. За последние десять лет доходы финансовой элиты
США выросли на 160 процентов, в то время как доходы остального населения
- лишь на 10 процентов. Американские богачи предпочитают покупать
обувь стоимостью в среднем 140 долларов, костюм - за 400 долларов,
автомобиль - за 25 тысяч долларов.
Георгий СТЕПАНОВ. «Известия», 16 декабря 2003
года.
|