|
Дискретность и неравномерность процесса глобализации
Э.А. Араб-Оглы
(опубликовано в: «Мир и Россия на пороге XXI века». Материалы
Вторых Горчаковских чтений (23-24 мая 2000 года). МГИМО МИД Российской
Федерации М.: Россмэн, 2001)
Глобализация - сложный, рассчитанный на длительный исторический
срок процесс, который не только охватит XXI век, но и, несомненно,
выйдет за его пределы. Здесь необходимо отметить два аспекта. Первый
- произойдет сближение существующих сейчас цивилизаций, причем это
сближение будет не абсолютным во всех отношениях, так как сохранит
в той или иной мере традиционные, специфические черты этих цивилизаций,
особенно в области культуры и образе жизни. Это в первую очередь
относится к Китаю, Индии, многим исламским странам. Для этих стран
главным в сближении будет интенсивное вовлечение их в международные
экономические отношения, международное разделение труда, обмен различными
видами деятельности, заимствование передовой технологии, современных
форм менеджмента и т.д. Таким образом, экономический процесс глобализации
очевиден: об этом свидетельствует уже тот факт, что объем мировой
торговли постоянно растет более быстрыми темпами, чем совокупный
валовой продукт отдельных стран. Согласно закону Рикардо об относительном
преимуществе во внешней торговле, в мировой обмен экономической
деятельностью втягиваются даже самые отсталые страны с низкой производительностью
труда.
Второй аспект - процесс становления общепланетарной
цивилизации, подразумевающий вовлечение в него самых широких слоев
населения, находящихся на различных ступенях социально-экономического,
научно-технического и культурного развития. В этом отношении каждое
общество весьма многогранно и своеобразно. Различие же заключается
в пропорциональном соотношении этих слоев в населении разных стран.
В 80-х годах XX века известный американский социолог О. Тоффлер
условно разделил население мира на три категории: люди будущего,
люди настоящего и люди прошлого. Первые, по его мнению, составили
менее 15% населения, а третьи - 75%. За тридцать лет после выхода
книги О. Тоффлера "Шок от столкновения с будущим" ситуация
претерпела дальнейшие изменения.
Мировое население оказывается гораздо более расчлененным
и фрагментированным во всех отношениях. В середине XIX века для
обозначения отрицательных последствий индустриализации общества
стало употребляться выражение "частичный работник", т.е.
такой, лишь часть которого, в отличие от ремесленника, включается
в общественно необходимую производительную деятельность. Сейчас
в масштабе мира речь скорее идет уже о фрагментарно расчлененном
человеке. Разделительная черта проходит здесь не только между отдельными
странами (развитыми, передовыми, отсталыми, развивающимися); она
рассекает отдельные группы населения и даже отдельных людей во всех
странах, хотя и в разных соотношениях.
Если говорить о развивающихся странах, то там эта расчлененность
достигает огромного масштаба. Ибо в основной массе население этих
стран по своим запросам, а тем более в стремлении к какому-либо
идеалу или образцу для подражания (в основном западному), хочет
обладать всем тем, чем обладают обеспеченные люди в развитых странах
конца XX века, благосостояние которых основано на веками создававшихся
богатствах, благодаря высокой производительности труда и преемственности
культурных и трудовых традиций. В то же время значительная часть
населения слаборазвитых стран по своей производительности труда
находится по существу на разных уровнях XIX столетия. По состоянию
здравоохранения и медицины (во многом благодаря помощи экономически
развитых стран и международных организаций), а также по средней
продолжительности жизни населения они уже достигли уровня развитых
стран первой трети XX века, но в то же время по рождаемости находятся
на рубеже ХVIII - начала XIX века. Что же касается уровня образования
- их мужское население в основном грамотно, но по складу сознания
и традициям многие жители этих стран еще не вышли целиком из Средневековья.
То же относится и к семейным отношениям, положению женщин и ко многим
другим показателям.
Становление планетарного общества, как и аналогичный
процесс культурной ассимиляции в прошлом (например, эллинизация),
будет исходить из городов, прежде всего центральных, столичных,
мегаполисов. То есть получит место своеобразная "культурная
иррадиация" на все более широкие пространства. Уже сейчас столицы
и крупные города мира по скорости сообщения между ними, во многом
по образу жизни и ее уровню находятся ближе друг к другу, даже если
они расположены на разных континентах, чем столица и провинциальная
периферия одной и той же страны. Сегодня столицы и крупные города
земного шара связаны между собой такими средствами сообщения, что
практически из одних в другие можно попасть всего за несколько часов,
тогда как в большинстве отсталых стран добраться из отдаленного
периферийного места до столицы представляет часто целую проблему
как по времени, так и технически. В этом также проявляется фрагментарность
расчлененного мира и отдельных стран.
Такие факты создают иллюзию, что мы уже вступили в век
мгновенной информации, но в действительности между этими центрами
и столицами отдельных государств и их периферией "культурное
расстояние" в несколько раз превышает "культурное расстояние"
между столицами и центрами мировой культуры. Ярким примером может
служить Мексика, недавно вошедшая в Североамериканскую ассоциацию
свободной торговли (NAFTA). Ее столица, город Мехико, является экономическим
и культурным центром, мало чем уступающим мегаполисам других развитых
стран. Однако уже в ста-двухстах километрах к югу и юго-востоку
от Мехико находится как бы "другой мир", населенный индейцами,
образ жизни которых напоминает конец XIX - начало XX века. Такова
ситуация во многих латиноамериканских странах.
Жители мегаполисов потребляют продукцию всего мира,
и духовную и материальную. Слово "универсам" в разных
странах понятно всем и имеет приблизительно одинаковое значение.
Тем самым более разителен контраст между потреблением товаров в
центре и в большинстве провинций.
Процесс урбанизации, глобализации жизни в мировых центрах
и его последующее распространение на периферию, вопреки мнению таких
романтиков всемирной либерализации, как Френсис Фукуяма, не является
прочным и гарантированным. Ибо ему противостоит обратный процесс
- влияние отсталой периферии и перенаселенных беднотой пригородов
на социальное положение самого мегаполиса. Движущей силой этого
процесса становится охватывающее широкие массы населения разочарование
в возможности быстрого перехода через границу, отделяющую два образа
жизни, обеспеченность от обездоленности. Это обстоятельство питает
многие ретроградные, в том числе религиозно-фундаменталистские,
настроения, направленные против "богатых стран", против
вовлечения "третьего мира" в процесс глобализации. Пример
этому - исламская революция в Иране, которая задушила шахскую модернизацию
и надолго отбросила страну в духовное средневековье. Аналогичные
тенденции имеют место в Алжире, Египте и других странах. Нет сомнения,
что и в будущем подобные ретроградные процессы будут апеллировать
к националистическим традициям и "культурному и религиозному
наследию" прошлого.
По мере социально-экономического развития и культурного
прогресса в начале Нового времени произошло резкое нарастание иерархии
развитых и развивающихся стран. Если прежде между наиболее развитыми
и отставшими странами существовало лишь несколько контрастных уровней
развития, поскольку все последние находились на уровне традиционного
общества (за исключением отдельных племен и народностей Америки
и Африки, пребывавших на архаичной ступени), то теперь, к началу
XXI столетия, иерархия уровней развития значительно усложнилась.
Так, одни человеческие сообщества находятся на уровне развитого
постиндустриального общества, другие - на разных ступенях индустриального
общества; значительная часть мирового населения все еще не вышла
из традиционного общества, и часть, хотя и сократившаяся, по-прежнему
задержалась на архаической ступени развития. Иначе говоря, социально-экономическое
и культурное разнообразие населения мира возросло в несколько раз.
Разумеется, все эти границы между различными обществами
не являются строгими, ибо человечество развивается неравномерно
и во взаимодействии регионов и цивилизаций друг с другом. Поэтому
черты разного типа обществ мы можем встретить почти повсюду. Различные
современные научно-технические достижения усваиваются всеми "избирательно",
идет ли речь о вооружении, средствах информации и отчасти средствах
передвижения, технических способах развлечения (кино, телевизор
и т.д.) и др. Эта фрагментарность одновременно и облегчает процесс
глобализации, и затрудняет его.
Все перечисленное подтверждает, что становление планетарной
цивилизации - крайне противоречивый и дискретный процесс, подверженный
противодействующим тенденциям. Тем не менее, все это не должно порождать
пессимизма, потому что общее направление развития человечества,
пусть и с неравномерной скоростью, устремлено в общепланетарное
будущее.
Возникает вопрос: с какой скоростью этот процесс может идти? Вторая
половина XX века свидетельствует, что в плане научного и технологического
развития он движется с ускорением. Компьютеризация производства,
Интернет, вовлечение разных стран в обмен экономической деятельностью,
рост внешней торговли, международных связей, тенденций к эйкуменизму
- все эти факторы способствуют вовлечению все большего числа стран
в процессы глобализации. Ассимиляция отдельно взятых людей - процесс
относительно несложный, быстрее всего он протекает вне связи со
своими соплеменниками. Ассимиляция же даже одной африканской деревни
или сообщества людей представляет собой несравненно более сложную
задачу.
Важнейшим средством создания и устойчивого укрепления
общепланетарного сообщества будет служить дальнейшее возрастание
мирового человеческого потенциала во все трех его измерениях:
- рост образованности, профессиональной компетентности населения,
в особенности среди женщин;
- дальнейшее увеличение средней продолжительности жизни и повышение
роли женщин в семье;
- рост среднедушевого национального дохода всех слоев населения,
включая беднейшие.
|