|
![Борис Кустодиев. П.Л. Капица и Н.Н. Семенов. Boris Kustodiev. P. Kapitsa and N. Semionov (1921)](img/koustodiev_s.jpg) |
Трудовая
эмиграция российских ученых |
![](img/zaion_s.jpg) |
Над темой номера работала
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ
|
У поездок выраженная западная ориентация
Основные регионы мира, куда устремляются на работу российские
ученые, - Западная Европа - в узком смысле слова (42,4%) и Северная
Америка (30,4%). Заметны потоки в азиатские и скандинавские страны.
А вот со странами Восточной Европы и постсоветскими странами научные
связи у России почти прервались, их придется выстраивать заново.
В Восточную Европу выехало столько же ученых, сколько в Африку,
а число выехавших в постсоветские страны было лишь немногим больше,
чем в Южную и Центральную Америку (табл. 2).
Таблица 2. Распределение исследователей, работавших
за рубежом, по регионам мира
Регионы
|
Человек
|
%
|
Постсоветские страны
|
66
|
2,3
|
Западная Европа
|
1238
|
42,4
|
Скандинавские страны
|
151
|
5,2
|
Восточная Европа
|
33
|
1,1
|
Северная Америка
|
888
|
30,4
|
Южная и Центральная Америка
|
56
|
1,9
|
Азия
|
429
|
14,7
|
Африка
|
36
|
1,2
|
Австралия, Новая Зеландия, Антарктида
|
25
|
0,8
|
Всего
|
2922
|
100
|
Переход на уровень стран выявляет лидерство США, которые
приняли 28,7% (840 человек) исследователей из России, и Германии
- 19% (556 человек). Заметна роль Франции (6,5%; 191 человек), Великобритании
(4,6%; 135 человек), Японии (4,3%; 125 человек), Швеции (3,2%; 95
человек), Индии (2,4%; 69 человек), Италии, Нидерландов, Китая (по
58-60 человек или по 2% из каждой страны). Перечисленные 10 стран
приняли три четверти рассматриваемого научного потока из России.
Но россияне довольно активно ищут свою нишу в глобальной системе
труда, где они могут быть востребованы. С этой целью они обращаются
к странам третьего мира. Общее число стран, где в 2002 году работали
российские ученые, было равно 73, включая такие экзотические, как
Антигуа и Барбуда, Бенин, Кот д'Ивуар и др.
География поездок ученых разного профиля довольно сильно
различается. Более половины физиков находят работу в Западной Европе
(57%, из них каждый второй в Германии), четверть - в США. Математики
тоже в основном тяготеют в Западной Европе, с той лишь разницей,
что по странам этого региона они распределяются более равномерно,
чем физики.
У биологов резко доминируют США (46,5%), а страны Западной
Европы отодвигаются на второй план (32,3%), причем притягательность
Германии выражена слабо (12%). Довольно значителен поток биологов
в Финляндию и Швецию (вместе - 9%). Похожая с ними география поездок
характерна и для химиков и исследователей в области медицины. Это
позволяет предположить, что выезжают именно те химики и медики,
которые связаны с биологией.
Совершенно иначе распределяются по странам "технари".
Их поездки отражают географию научно-технического сотрудничества
России: 17,7% из них работали в Индии, 23% - в Алжире, Иране, Китае,
Казахстане (примерно поровну в этих странах). Но все-таки четвертая
часть этой категории ученых выезжала в Западную Европу, а вот в
США специалисты в области технических наук находят работу редко
(9%).
Гуманитарии, наряду с Германией и США, активно выезжают
в Китай. На эти три страны приходится 60% их выездов, причем потоки
в каждую из стран примерно равноценны (табл. 3).
Таблица 3. Распределение исследователей, работавших
за рубежом, по странам следования и областям науки, %
Страны следования
|
Области науки
|
Физика
|
Биология
|
Матема-тика
|
Технические науки
|
Медицин-ские науки
|
Гуманитар-ные науки
|
Германия
|
29,2
|
12
|
14
|
9,9
|
15
|
19,7
|
Великобритания
|
5,2
|
5,9
|
7,7
|
2,7
|
3,8
|
3,9
|
Франция
|
5,7
|
6,9
|
12,9
|
2,4
|
2,9
|
6,3
|
Другие страны Западной Европы
|
17,2
|
7,5
|
13,6
|
10,5
|
10,6
|
6,3
|
Скандинавские страны
|
4
|
8,9
|
3,3
|
3
|
5,8
|
3,1
|
США
|
24,4
|
46,5
|
27,6
|
8,9
|
50
|
22,8
|
Япония
|
5,5
|
2,3
|
2,2
|
4,6
|
2,9
|
7,1
|
Алжир
|
-
|
-
|
-
|
4,6
|
-
|
-
|
Индия
|
-
|
-
|
-
|
17,7
|
-
|
-
|
Иран
|
0,7
|
0,9
|
0,4
|
6,7
|
-
|
-
|
Казахстан
|
-
|
-
|
-
|
5,9
|
-
|
-
|
Китай
|
-
|
-
|
-
|
5,9
|
2,9
|
17,3
|
Другие страны
|
8,1
|
9,1
|
18,3
|
17,2
|
6,1
|
13,5
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Академические организации сильнее всего тяготеют к США,
в то время как предпринимательские не имеют выраженных предпочтений,
избирая для выезда США, Германию и азиатские страны почти одинаково
часто. Ученые, работающие в сфере высшего образования, явно предпочитают
Западную Европу, куда они направляются в 2 раза чаще, чем в США.
В числе их приоритетных стран находится и Китай (табл. 4). В целом
же научные связи с нашим крупнейшим соседом и перспективным демографическим
донором, с которым к тому же у нас самая протяженная граница, чрезвычайно
слабы. Если так будет продолжаться, то скоро знания о Китае придется
черпать в основном у "челноков".
Таблица 4. Приоритетные страны выезда в зависимости
от сферы занятости (первые 5 стран), в % ко всем выехавшим
Страны
|
Сфера занятости
|
Академические организации
|
Предпринимательская сфера
|
Высшее образование
|
США
|
32,2
|
20,6
|
21,4
|
Германия
|
17,5
|
16,9
|
27,2
|
Франция
|
6,8
|
-
|
8,4
|
Великобритания
|
5,7
|
-
|
4,1
|
Швейцария
|
-
|
5,7
|
-
|
Япония
|
5,3
|
-
|
-
|
Индия
|
-
|
13,1
|
-
|
Китай
|
-
|
-
|
5,3
|
Иран
|
-
|
5
|
-
|
Итого 5 стран
|
67,5
|
61,3
|
66,4
|
Германия и США лидируют во всех видах выездной деятельности,
будь то совместная работа, или работа в зарубежной организации,
или учеба (табл. 5).
Таблица 5. Распределение исследователей, работавших
за рубежом, по странам и целям выезда (первые 5 стран), в % ко всем
выехавшим
Страна
|
Цель выезда
|
Лекции, консультации
|
Совместное исследо-вание
|
Работа в зарубежной организации
|
По контракту
|
Учеба, стажировка
|
Германия
|
12,2
|
21,6
|
18,1
|
15,5
|
25,4
|
США
|
19,1
|
25,6
|
36,7
|
29,2
|
24,9
|
Китай
|
9,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Франция
|
8
|
6,8
|
7
|
4,3
|
7,6
|
Великобритания
|
5,3
|
3,7
|
5,8
|
-
|
5,9
|
Бразилия
|
5,3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Швейцария
|
-
|
6
|
-
|
-
|
-
|
Япония
|
-
|
-
|
5,4
|
5,7
|
7,6
|
Индия
|
-
|
-
|
-
|
10,3
|
-
|
Итого страны-лидеры
|
59,5
|
63,7
|
73
|
65
|
71,4
|
Наиболее диверсифицированы по странам чтение лекций
и консультирование. Здесь на США и Германию приходится только третья
часть выехавших, тогда как в других видах деятельности около половины,
а иногда и больше. Это, однако, не повод для обольщения, если мы
вспомним, что с чтением лекций выехало всего 188 человек. В то же
время, этот вид деятельности находит спрос не только в западных
странах, но и в странах третьего мира, куда выехал каждый третий
лектор. Хотя попытки освоить третий мир пока робки, они указывают
на потенциальные возможности, равно как и на необходимость форсирования
контактов.
|