|
Масштабы и характер миграций из южнокавказских стран
в Россию
Галина Витковская
(полный текст под названием "Миграция народов Южного Кавказа
в Россию: масштабы, тенденции, реакция принимающего общества"
опубликована в издании КИСМИ на сайте www.caucasusmedia.org)
Официальная статистика
Приступая к рассмотрению миграции кавказцев из южнокавказских
государств в Россию, взглянем прежде всего, как эти миграционные
потоки отражаются в российской государственной статистике.
Из данных официального статистического учета можно видеть,
что прибывает в Россию из Азербайджана, Армении и Грузии гораздо
больше мигрантов, чем выбывает из нее в эти страны. В целом по всем
трем государствам в 2000 году эта разница составила 8 раз, в том
числе по Азербайджану - около 5 раз, по Армении - почти 11 раз,
по Грузии - более 11 раз (таблица 1)
Таблица 1. Миграции между Россией и Южным Кавказом по
странам и этническим группам в 2000 году, человек
Этнические группы
|
Прибыло в РФ и выбыло из РФ в 2000 году
|
всего из/в страны Южного Кавказа
|
в том числе:
|
Азербайджан
|
Армения
|
Грузия
|
прибыло
|
выбыло
|
прибыло
|
выбыло
|
при-было
|
вы-было
|
при-было
|
вы-было
|
Всего
|
56423
|
7060
|
17054
|
3605
|
15960
|
1522
|
24483
|
1933
|
в том числе:
|
Азербайджанцы
|
10037
|
1971
|
8957
|
1900
|
147
|
19
|
933
|
52
|
Армяне
|
18146
|
1560
|
1171
|
127
|
13049
|
1186
|
3926
|
247
|
Грузины
|
4236
|
647
|
30
|
6
|
30
|
1
|
4176
|
640
|
Народы Дагестана
|
1051
|
429
|
1034
|
417
|
2
|
1
|
15
|
11
|
Осетины
|
4281
|
113
|
20
|
-
|
6
|
2
|
4255
|
111
|
Чеченцы
|
21
|
10
|
20
|
1
|
1
|
-
|
-
|
9
|
Источник: Численность и миграция населения Российской
Федерации в 2000 году (Статистический бюллетень), Госкомстат РФ,
2001, сс. 96-99.
В этническом составе механического прироста населения
России в 2000 году за счет миграционного обмена с государствами
Южного Кавказа доля кавказцев достигала 74%, в том числе армян -
более 37%, азербайджанцев - 18%, осетин - более 9%, грузин - 8%
и народов Дагестана - более 1% (таблица 2). Русские составили в
этом приросте третью по численности группу - 12%.
Масштабы миграционного обмена Российской Федерации со
странами Южного Кавказа, согласно официальной государственной статистике,
довольно небольшие. Общий годовой приток из этих стран в Россию
достигал в 2000 году 56,4 тысяч человек, в том числе кавказцев 37,8
тысяч, что составляет соответственно 16% и 11% от общего притока
мигрантов из бывших союзных республик. Миграционный прирост населения
России за счет этого притока составил в 2000 году - 44,6 тысяч,
в том числе за счет кавказцев - 33,0 тысяч, или соответственно 17%
и 11% от общего прироста российского населения в миграционном обмене
со странами СНГ и Балтии. Но это только за один год.
Таблица 2. Прирост населения России в 2000 году за счет
миграционного обмена с южнокавказскими странами и его этнический
состав
Этнические группы
|
Миграционный прирост в РФ в 2000 году
|
всего за счет стран Южного Кавказа
|
в том числе за счет:
|
Азербайджана
|
Армении
|
Грузии
|
чел
|
%
|
чел
|
%
|
Чел
|
%
|
чел
|
%
|
Всего
|
44562
|
100
|
11719
|
100
|
14432
|
100
|
18411
|
100
|
в том числе:
|
Представители народов Кавказа, из них:
|
33042
|
74,1
|
8781
|
74,9
|
12026
|
83,3
|
12235
|
66,5
|
Азербайджанцы
|
8066
|
18,1
|
7057
|
60,2
|
128
|
0,9
|
881
|
4,8
|
Армяне
|
16586
|
37,2
|
1044
|
8,9
|
11863
|
82,2
|
3679
|
20
|
Грузины
|
3589
|
8,1
|
24
|
0,2
|
29
|
0,2
|
3536
|
19,2
|
Народы Дагестана
|
622
|
1,3
|
617
|
5,3
|
1
|
0
|
4
|
0
|
Осетины
|
4168
|
9,4
|
20
|
0,2
|
4
|
0
|
4144
|
22,5
|
Чеченцы
|
11
|
0
|
19
|
0,2
|
1
|
0
|
-9
|
0
|
Русские
|
5374
|
12,1
|
1814
|
15,5
|
620
|
4,3
|
2940
|
16
|
Другие
|
6146
|
13,7
|
1124
|
9,5
|
1786
|
12,4
|
3236
|
17,6
|
Рассчитано по: Численность и миграция населения Российской
Федерации в 2000 году (Статистический бюллетень), Госкомстат РФ,
2001, сс. 100-101.
Масштабы предыдущих миграций в Россию из Азербайджана,
Армении и Грузии были значительно больше, однако с середины 1990-х
годов прирост российского населения за счет этих миграций начал
заметно уменьшаться и составил в 2001 году всего 16,2 тысячи человек,
что в 9,3 раза меньше, чем в 1994 году (таблица 3). Суммарный прирост
населения России за счет миграционного обмена с этими странами после
распада СССР (в 1992-2001 годы) составил более 820 тысяч человек.
Причем сюда не вошли миграции конца 80-х - начала 90-х годов в результате
нагорно-карабахского конфликта, событий в Сумгаите и Баку. В последние
годы (1999-2001) среди трех южнокавказских государств первое место
в качестве миграционного донора для России занимала Грузия.
Таблица 3. Динамика прироста населения России после
распада СССР за счет миграционного обмена со странами Южного Кавказа,
тысяч человек
Страны
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Всего
|
Азербайджан
|
50,7
|
43,1
|
43,4
|
37,8
|
35,4
|
25,6
|
18,3
|
12,1
|
11,7
|
3,4
|
281,5
|
Армения
|
12
|
27,9
|
44,6
|
31,3
|
22,4
|
16,5
|
14,4
|
12,4
|
14,4
|
4,5
|
200,4
|
Грузия
|
46,2
|
65
|
62,2
|
47,3
|
34,5
|
21,2
|
18,1
|
17
|
18,4
|
8,3
|
338,2
|
Всего
|
108,9
|
136
|
150,2
|
116,4
|
92,3
|
63,3
|
50,8
|
41,5
|
44,6
|
16,2
|
820,1
|
Источник: Численность и миграция населения Российской
Федерации (Статистический бюллетень), Госкомстат РФ (за соответствующие
годы).
Общий прирост населения России за счет притока азербайджанцев,
армян и грузин из всех бывших союзных республик в 1992-2001 составил
чуть более 435 тысяч человек (таблица 4) или в среднем более 10%
всего миграционного прироста российского населения в обмене с новыми
независимыми государствами после распада СССР (таблица 5), что составляет
примерно 0.3% населения России. Наибольший вклад в этот прирост
внесли армяне - более 291 тысяч, на втором месте азербайджанцы -
более 90 тысяч, и на третьем - грузины - более 53 тысяч человек.
Миграционный прирост населения России за счет притока из всех бывших
союзных республик армян и грузин достиг максимума в 1994 году, азербайджанцев
- в 1996 году, после чего этот прирост постоянно сокращался и достиг
в 2001 году очень небольших значений, а для армян - минимума с момента
распада СССР (таблица 4). Заметно уменьшилась и доля этих этнических
групп в приросте населения России за счет миграционного обмена с
новыми независимыми государствами - до 7,2%, достигнув минимума
с 1993 году, т.е. за период после распада СССР (таблица 5).
Таблица 4. Динамика прироста населения России за счет
миграционного притока представителей титульных народов стран Южного
Кавказа из бывших союзных республик, тысяч человек
Этнические группы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Всего
|
Азербайджанцы
|
-2,9
|
4,7
|
13,1
|
15
|
17,1
|
14,3
|
10,8
|
8,2
|
8,7
|
1,7
|
90,7
|
Армяне
|
23,6
|
42,7
|
60,7
|
45,9
|
34,4
|
23,7
|
19,8
|
16,6
|
18
|
5,7
|
291,1
|
Грузины
|
0,4
|
6,1
|
12,5
|
9,9
|
7,1
|
5,3
|
3,6
|
3,1
|
3,8
|
1,5
|
53,3
|
Всего
|
21,1
|
53,5
|
86,3
|
70,8
|
58,6
|
43,3
|
34,2
|
27,9
|
30,5
|
8,9
|
435,1
|
Источник: Численность и миграция населения Российской
Федерации (Статистический бюллетень), Госкомстат РФ (за соответствующие
годы).
Таблица 5. Доля представителей титульных народов стран
Южного Кавказа в миграционном приросте населения России за счет
миграций из бывших союзных республик, %
Этнические группы
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Азербайджанцы
|
-0,8
|
0,8
|
1,4
|
2,5
|
3,9
|
3,2
|
3
|
3,5
|
3,3
|
1,4
|
Армяне
|
6,6
|
7,7
|
6,6
|
7,5
|
7,8
|
5,3
|
5,5
|
7
|
6,7
|
4,6
|
Грузины
|
0,1
|
1,1
|
1,4
|
1,6
|
1,6
|
1,2
|
1
|
1,3
|
1,4
|
1,2
|
Всего
|
5,9
|
9,6
|
9,4
|
11,6
|
13,3
|
9,7
|
9,5
|
11,8
|
11,4
|
7,2
|
Наибольшим приростом населения за счет представителей
кавказских народов отличаются регионы российского Предкавказья,
но особенно - Московский регион. Среди москвичей за последние пять
лет стало в десять раз больше кавказцев1.
В целом, отражаемые статистикой масштабы миграции кавказцев
в Россию не столь уж велики, а в последние годы - очень незначительны.
Откуда же в российском обществе возникают сегодня алармистские представления
о "кавказском нашествии"?
Реальное присутствие
Прежде всего, размеры реального присутствия представителей
народов Южного Кавказа в России значительно больше, чем статистически
зафиксированные. Приведенная выше российская государственная статистика
охватывает только тех мигрантов, которые имеют регистрацию по месту
жительства (в терминах нового законодательства - разрешение на временное
проживание либо вид на жительство) сроком не менее 6 месяцев. Однако
получение такой регистрации для мигрантов - дело не простое, особенно
в крупных городах, наиболее для них привлекательных, в первую очередь
- в Москве. Поэтому многие мигранты проживают без регистрации. Очень
трудно оценить - сколько именно. Большое число мигрантов имеют временную
регистрацию по месту пребывания на срок меньше шести месяцев (в
терминах нового законодательства - временное пребывание). Эти мигранты
вообще не попадают в государственную миграционную статистику, хотя
временное пребывание может вполне легально продляться.
Согласно данным Федеральной пограничной службы РФ, в
которых отражены все перемещения через российскую границу - служебные,
туристические, частные, транзитные и т.д., в 1999-2001 годах из
южнокавказских стран приезжали в Россию с различными целями и выезжали
из нее ежегодно в среднем более 2 миллионов граждан этих государств
(таблица 6). На самом деле, это - не число людей, а число поездок.
Многие люди могли приезжать в Россию по нескольку раз. Тем не менее,
эти данные, если и не позволяют точно оценить, то все же, дополняя
данные статистического учета, характеризуют масштабы присутствия
мигрантов-кавказцев в России, на улицах ее населенных пунктов, независимо
от целей и сроков этого присутствия.
Нередко из уст чиновников, в том числе, достаточно высокопоставленных
приходится слышать оценки незаконной миграции в Россию, основанные
на разнице между числом прибывших и выбывших иностранных граждан
по данным пограничного учета. При этом предполагается, что если
прибыло больше, чем выбыло, то остальные остались в стране нелегально.
Эту логику воспроизводят и СМИ. По этой логике, если в 1999 году
всего в страну прибыло 18,9 миллиона иностранцев, а выбыло 14,3
миллиона, то "нелегальный осадок" составил 4,6 миллиона;
в 2000 году прибыло 21,2 миллиона, выбыло 17,9 миллиона, соответственно,
число "нелегалов" - 3,3 миллиона. Может быть поэтому в
последнее время государственными служащими чаще всего приводится
оценка 3-5 миллионов нелегалов в год.
Таблица 6. Поездки граждан государств Южного Кавказа
в/из Россию
|
Прибыло
|
Выбыло
|
1999
|
2000
|
2001
|
1999
|
2000
|
2001
|
Азербайджан
|
954,1
|
1076,8
|
842,8
|
761,6
|
1042
|
703,7
|
Армения
|
194,7
|
236,1
|
316,5
|
171,1
|
213,2
|
264,5
|
Грузия
|
1058,7
|
948,9
|
974,6
|
926,7
|
991,7
|
850,5
|
Всего
|
2207,5
|
2261,8
|
2133,9
|
1859,4
|
2246,8
|
1818,6
|
Было бы очень хорошо, если бы все было так просто. К
сожалению, это не так. В частности, такая логика оценок предполагает,
что прибывают и выбывают в течение года одни и те же люди. На самом
деле, мигранты приезжают с разными целями на разные сроки, и в течение
года могут уезжать приехавшие в предыдущие годы, а те, кто приехал
в этом году, могут покинуть страну в последующие годы. Причем, мигранты,
вполне легально остающиеся в стране даже 6 и более месяцев, далеко
не всегда попадают в официальную статистику из-за имеющихся недостатков
учета временного пребывания. Возможна и незапланированная транзитная
миграция, когда люди приезжают в Россию, например, с частными или
служебными целями, а из России едут не домой, а в другие страны,
причем совершенно не обязательно нелегально. Да и незаконные мигранты,
выпадая из этой логики, вполне могут "обернуться" туда
и обратно в течение одного года, так как многие из них приезжают
на сезонные и временные работы.
Применительно к странам Южного Кавказа изложенная логика
оценки незаконной миграции приводит к довольно странным результатам,
и даже - в частности, применительно к Грузии в 2000 году - к абсурдным.
В 1999 году из граждан трех южнокавказских государств, приехавших
в Россию, "остались в ней нелегально" 348 тысяч человек,
в 2000 году - почему-то всего 15 тысяч, а в 2001 году - снова более
300 тысяч (таблица 6). Из Грузии же в 2000 году прибыло ее граждан
в Россию на 43 тысячи меньше, чем выбыло.
В качестве информации о нелегальной миграции данные
Федеральной пограничной службы РФ о распределении мигрантов - иностранных
граждан по целям поездок могут лишь косвенно указывать на основные
каналы такой миграции. Среди всех видов поездок граждан южнокавказских
государств в Россию подавляющее большинство - с частными целями
(таблица 7). Причем доля таких поездок в течение 1999-2001 годов
постоянно повышалась и составила в указанные годы 73%, 77% и 86%,
соответственно. Это - канал, наиболее удобный для поисков временной
работы или попыток обустройства в России, особенно для представителей
народов Южного Кавказа, диаспоры которых в России весьма многочисленны.
Более реалистичные оценки незаконной миграции основываются, обычно,
на данных МВД РФ об административных наказаниях за нарушение правил
пребывания в стране, особенно по результатам специальных рейдов,
которые локальны и нерегулярны, а также на данных социологических
обследований, которых проводится, к сожалению, явно недостаточно.
Таким образом, дать точные численные характеристики
масштабов реального присутствия кавказцев в России чрезвычайно сложно.
Тем не менее, кое-какие оценки все же имеются. Например, газета
"Аргументы и Факты" (АиФ) писала в 1998 году, что "по
данным МВД России, сегодня в Москве пребывает как прописанных, так
и без прописки около 500 тысяч азербайджанцев, а по данным посольства
Азербайджана - около 1 миллиона человек"2. Азербайджанские
эксперты полагают, что только за 1991-1997 годы из Азербайджана
в Россию выехало более 1,5 миллиона человек3. Большинство экспертов
в России и странах Южного Кавказа сходятся в том, что в настоящее
время примерно каждая третья семья в Армении и Азербайджане имеет
своего "представителя" -работника в России4. По оценке
этнолога Сергея Новохатского, "общая этногруппа так называемых
кавказцев превысила критический 10-процентный барьер" в численности
населения России5.
Трудно определить степень достоверности этих оценок.
Как правило, методология их получения не известна. Однако как приведенные
здесь, так и все другие существующие оценки значительно выше данных
официального статистического учета. Это может означать только одно
- большинство представителей автохтонных этносов стран Южного Кавказа
пребывают в России в качестве незаконных мигрантов.
Незаконные мигранты
Дефиниция "незаконный мигрант" определяется
национальным законодательством, регулирующим миграцию, и правоприменительной
практикой. Поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать
разные группы мигрантов. В этой связи незаконная миграция отражает
в определенной мере отношение государства и общества к иммиграции
и иммигрантам. В России содержание понятия "незаконный мигрант"
трактуется достаточно широко, особенно в правоприменительной практике.
Таблица 7. Распределение граждан южнокавказских государств,
прибывших в Россию, по целям поездок, тысяч человек
Цели поездок
|
Азербайджан
|
Армения
|
Грузия
|
Всего
|
1999
|
2000
|
2001
|
1999
|
2000
|
2001
|
1999
|
2000
|
2001
|
1999
|
2000
|
2001
|
Служебная
|
288
|
193,6
|
55,4
|
11,9
|
14,2
|
48,3
|
62,9
|
35
|
29,1
|
362,8
|
242,8
|
132,9
|
Туризм
|
20,5
|
90,4
|
5,1
|
1,4
|
6,3
|
2,5
|
6,7
|
33,3
|
18,9
|
28,6
|
130
|
26,6
|
Частная
|
572,9
|
719,1
|
715,4
|
146,4
|
186,5
|
236,8
|
897
|
843,4
|
878,1
|
1616,4
|
1749
|
1830,3
|
ПМЖ*
|
0,05
|
2,8
|
1,6
|
0,1
|
1,1
|
0,8
|
0
|
0,9
|
3,2
|
0,06
|
4,8
|
5,6
|
Транзит
|
23,5
|
32
|
27,9
|
8,9
|
5,3
|
4,3
|
14,2
|
9,9
|
10,6
|
46,6
|
47,1
|
42,8
|
Обслуживающий персонал
|
49
|
39
|
37,3
|
26,1
|
22,7
|
23,8
|
77,9
|
26,4
|
34,6
|
153
|
88,1
|
95,8
|
Всего
|
954,1
|
1076,8
|
842,8
|
194,7
|
236,1
|
316,,5
|
1058,7
|
948,9
|
974,6
|
2207,5
|
2261,8
|
2133,9
|
К незаконным мигрантам в России относятся лица, въехавшие
на ее территорию из других стран и при этом нарушившие правила въезда
(незаконный/нелегальный въезд) либо правила пребывания (незаконное/нелегальное
пребывание) в стране.
Под незаконным/нелегальным въездом в Российскую Федерацию
понимается проникновение на ее территорию иностранных граждан минуя
пункты пропуска на границах, т.е. через так называемый "зеленый
кордон", либо с поддельными и неисправными документами.
Наиболее распространенными из разновидностей нарушения
мигрантами правил пребывания в России являются проживание без регистрации
и незаконная/нелегальная занятость. Чаще всего первое влечет за
собой второе. Ограничительная регистрация по месту жительства и
пребывания, фактически сохраняющаяся в ряде регионов и городов России,
особенно в наиболее привлекательных для мигрантов, в значительной
мере порождает большой слой "нелегалов", отсекая им пути
в легальные сферы занятости. В опросе около 900 мигрантов, проведенном
московской миссией Международной Организации по Миграции (МОМ) в
1998 году в пяти областях России, среди ответов на вопрос о том,
какие проблемы возникают из-за отсутствия регистрации (прописки),
на первое место вышел ответ "проблемы с устройством на работу"
(60% респондентов).
Данные социологического обследования, проведенного иссследовательской
программой МОМ в 2001-2002 годах в 12 регионах России, показали,
что подавляющее большинство незаконных трудовых мигрантов в России
- около 90% - это граждане новых независимых государств, бывших
союзных республик. Кавказцы занимают в этой группе одно из первых
мест.
Незаконная занятость включает, во-первых, разумеется,
деятельность в теневой экономике и в сфере криминального бизнеса,
т.е. занятие запрещенными законом (криминальными) видами деятельности
- (организация проституции, торговля оружием и людьми, распространение
наркотиков, порнографии и т.п.).
Во-вторых, незаконная занятость охватывает неформальную
занятость на легальных рынках труда, т.е. трудовую деятельность
иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующими
в Российской Федерации правилами использования труда иностранных
работников. Сюда относится прежде всего работа по найму без оформления
надлежащих разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности
кроме законодательно установленных случаев, когда такие разрешения
и подтверждения не требуются, как, например, для граждан Республики
Беларусь. Кроме того, это - осуществление трудовой деятельности
не в соответствии с полученным разрешением и подтверждением либо
по просроченным и поддельным разрешениям и подтверждениям. Это также
занятие предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностью
без соответствующего оформления разрешений, лицензий и надлежащей
регистрации в государственных органах (налоговых, социального обеспечения
и т.п.), а также по поддельным и просроченным документам.
Неформальное трудоустройство на легальных рынках труда
- наиболее распространенный вид нарушения мигрантами правил пребывания
в стране и, соответственно, источник нелегальной миграции. В 2001
году в России были официально выданы разрешения для осуществления
трудовой деятельности 283 тысячам человек, тогда как, по экспертным
оценкам, в Российской Федерации осуществляют трудовую деятельность
более 1,5 миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства6, и
это, на наш взгляд, - по самым осторожным оценкам.
Такой феномен объясняется не только большим предложением
рабочих рук мигрантов, не сумевших легализовать свое проживание
или пребывание в стране. Огромную роль в формировании этого вида
незаконной миграции играет большой спрос на работников-нелегалов
со стороны российских работодателей. Последние нередко заинтересованы
в дешевой, бесправной, безответной рабочей силе, не претендующей
на какие-либо социальные гарантии. Но и это не главное. В значительной
мере, указанный спрос определяется экономическими и бюрократическими
условиями, в которые поставлены работодатели. Они стоят перед лицом
высоких ставок налогообложения фонда заработной платы, а также весьма
сложной и чрезмерно зацентрализованной процедуры получения разрешений
на привлечение иностранных работников, с одной стороны, и растущим
дефититом рабочей силы, - с другой. Экономическая статистика свидетельствует,
что в 2000 году 6% предприятий России испытывали дефицит труда,
а в 2001 году - уже 27%7. В течение 1999-2000 годов число свободных
рабочих мест на крупных и средних предприятиях и в организациях
возросло более чем в 1,5 раза и достигло 1,2% их среднесписочной
численности, что стало самым высоким показателем за все 1990-е годы.
Таким образом, трудовые мигранты, востребованные экономикой
России, объективно являются для нее благом. Однако, будучи незаконными
мигрантами, они представляют для нее несомненную угрозу. В таком
своем качестве они заметно стимулируют внутрироссийскую преступность
- рэкет, коррупцию, - являясь для нее заманчивым объектом. Они способствуют
поддержанию и развитию теневых, неконтролируемых государством секторов
занятости. Они, в силу "искусственной" дешевизны их рабочей
силы, могут влиять в сторону понижения на средний уровень оплаты
труда и способствовать тем самым росту недовольства местного населения
и социальной напряженности. Они могут представлять угрозу как для
собственного здоровья, так и для здоровья принимающего населения,
поскольку не проходят осмотров и обследований, их доступ к медицинским
услугам минимален.
Таким образом, в лице незаконных трудовых мигрантов
мы имеем дело с неким двуликим Янусом, который одновременно и благо,
и угроза для России. Как трудовые, они - благо, как незаконные,
они - угроза.
1 - АиФ - архивы. 19 ноября 2002. http://www.aif.ru/aif/old/show.php./991/art030.html
2 - "Аргументы и Факты", № 20, май, 1998
год
3 - Юнусов А.С. Указ. соч. С.85
4 - Труд. 3 августа 2002
5 - Infonews. Новости подробно. 19 ноября 2002.
http://www.i-news.org/articles/2029
6 - Российская Газета. 24 сентября 2002 года
7 - Открытый Форум МОМ. Информационная серия. Выпуск
5. Август 2002 г. С.17
|