… об особенностях российского рынка труда
|
Рынка труда у нас нет
|
Открытый рынок предполагает возможность выбирать из
множества предложений и добиваться лучшей цены. На российском кадровом
рынке ничего подобного нет. Да и само понятие "рынок труда"
в нашей стране носит условный характер, считает социолог Валерий
Якубович, профессор бизнес-школы Чикагского университета.
В конце 90-х - начале 2000-х годов Якубович проанализировал
1143 случая найма в 93 организациях в Самаре. Выборка, в которую
вошли организации различных форм собственности, отраслей и размеров,
а также работники различного уровня, в целом отражает структуру
российского рынка труда.
31% работодателей, попавших в выборку, представляют
сферу производства, 33% - услуги, 13% - транспорт, 23% - образование,
здравоохранение, культуру, часто являющиеся некоммерческими организациями.
42% работодателей - приватизированные предприятия, 12% - частные
компании, созданные в последнее время, 46% - государственные и бюджетные
предприятия. Две отрасли не попали в исследование: госаппарат (главным
образом в связи с трудностью сбора данных в этой области) и финансовые
компании (отказались принять участие в исследовании, сославшись
на коммерческую тайну).
Опросив работодателей и их наемных сотрудников, Якубович
выяснил, что в общей массе и те и другие очень пассивны в вопросах
поиска лучшей работы (или работника). Среди вопросов работникам
был такой - рассматривали ли они в принципе какие-либо альтернативные
варианты, когда нанимались на нынешнюю позицию. 70,7% ответили отрицательно.
Как правило, они не прибегали к таким рыночным инструментам поиска,
как объявления в прессе и рекрутинговые агентства. Функцию агентства
по трудоустройству для среднего россиянина успешно выполняют его
знакомые, друзья и родственники: они знают, что ему нужна работа,
имеют это в виду и при появлении информации, что где-то есть подходящая
вакансия, сводят заинтересованные стороны. Нередко пристроить человека
стараются даже против его желания.
Социальные связи - важный канал поиска работы во всех
странах, говорит Якубович, но в России они распространены более
чем где бы то ни было. Россияне еще не привыкли искать работу иначе,
чем через друзей и родственников.
Во многом это затрудняет работу появляющихся на рынке
рекрутинговых агентств. Многие из них признают, что им приходится
применять методы прямого поиска (обычно используемые хедхантерами
для переманивания топ-менеджеров) для подбора среднего персонала.
Роза Римеева, гендиректор агентства "Карт-Бланш-Стафф"
в Уфе, говорит, что ее агентству приходится действовать таким способом
в 60% случаев. "Если у человека сегодня есть хорошая работа,
то, скорее всего, он думает, что это навсегда. У людей нет страха
потерять место. Нет такого беспокойства, которое побуждает держаться
за настоящую и при этом искать следующую работу, - говорит Римеева.
- Те, кто реагирует на все объявления и постоянно посещает кадровые
агентства, как правило, не самые интересные для нас люди".
Работодатели тоже не очень активно пользуются возможностями
свободного рынка труда. Почти в половине проанализированных Якубовичем
случаев найма (47%) поиск кандидатов шел через те же социальные
сети. Руководитель даже не давал, скажем, задания своим подчиненным
поспрашивать знакомых, нет ли желающих на это место: информация
о вакансии распространялась потихоньку сама собой. Такая практика
имеет место и в других странах и даже характерна для некоторых отраслей
(например, в академической сфере), но в значительно меньшей степени.
В частности, американский социолог Марсден подсчитал, что в Соединенных
Штатах таким образом ищут сотрудников всего 15-20% работодателей.
Метод закрытого поиска позволяет, в частности, контролировать те
вопросы, которые при использовании более рыночных механизмов контролировать
было бы сложнее. Скажем, возраст, пол или внешнюю привлекательность,
на которые обращается внимание соответственно в 50% , 40% и 11,6%
случаев (для сравнения: на профессиональные навыки и опыт работодатели
смотрят в 60% случаев, на образование - в 40%).
Такой пассивно-выжидательный поиск сотрудников возможен
благодаря тесным связям, которые, как правило, поддерживаются между
начальниками и их подчиненными, даже бывшими. Менеджеры среднего
уровня хорошо осведомлены о том, где находятся в настоящий момент
их экс-сотрудники и чем занимаются. У менеджера формируется "лист
ожидания" потенциальных кандидатов из числа бывших работников,
родственников, друзей и др. Как только возникает необходимость,
руководитель обращается к этому списку и таким образом избегает
активных поисков.
Чем крупнее организация, тем более широкой сетью подобных
контактов она обрастает, но вероятность совпадения запросов работодателя
и качеств кандидатов при этом снижается.
Любопытно, что таким образом распределяются более высокооплачиваемые
вакансии, нежели те, что поступают к рекрутерам или в объявления
в СМИ. "На рынок" выставляются не самые привлекательные
вакансии или же очень специфичные, на которые трудно найти кандидатов
традиционным способом.
Неразвитость рынка признают и рекрутеры. Нижегородская
кадровая компания "Мегаполис" в прошлом году провела опрос
более 100 компаний своего города. Оказалось, что лишь 50% когда-либо
прибегали к услугам рекрутеров, а из других 50% лишь половина намерена
делать это в будущем. Впрочем, эти результаты оказались даже более
оптимистичными, чем ожидали в "Мегаполисе". При этом 80%
нижегородских работодателей сообщили, что в качестве одного из каналов
поиска используют знакомых и рекомендации. "По-моему, любой
человек наверняка прибегнет к своим собственным связям в таких случаях",
- говорит Ольга Каныгина, менеджер по развитию "Мегаполиса".
Закрытость рынка не может не влиять на оплату труда.
О "рыночной цене специалиста" в России говорить проблематично,
считает профессор. "Зарплата устанавливается по аналогии. Это
не внутренний рынок, который посредством какой-то конкуренции позволяет
установить, сколько людям платить за эту работу. Закрытость рынка
приводит к тому, что рыночные инструменты регулирования зарплаты
здесь не работают", - говорит Якубович. А предметом торговли
зарплата становится вообще крайне редко - лишь в 5% случаев.
Однако постепенно рынок труда в России будет становиться
все более открытым, уверен Валерий Якубович. У работодателей все
чаще возникает потребность искать сотрудников на открытом рынке,
о чем свидетельствует появление все новых рекрутинговых агентств,
в том числе в регионах (только в Самаре их более 30), говорит Андрей
Захаров, руководитель группы поиска московского агентства "Контакт".
Открытости рынка труда способствует и приход на региональные
рынки компаний национального масштаба. Три года назад, когда уфимское
"Карт-Бланш-Стафф" начинало с подбора финдиректора на
завод, попавший под контроль большого холдинга, оно столкнулось
с тем, что с местными финансистами нелегко договариваться о зарплате
просто потому, что они не знают свою цену. С тех пор ситуация изменилась.
"Приходящие сюда российские компании проводят исследования
рынка и предлагают среднюю по рынку зарплату или чуть выше",
- говорит Роза Римеева.
Ольга ПРОМПТОВА. "Ведомости", 2 октября
2003 года
|