Rambler's Top100

№ 129 - 130
6 - 19 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

Радио "Маяк" об итогах переписи
"Труд", "Газета" и "RBC daily" о демографической ситуации и демографической политике в России
"Известия" о визите в Москву исполнительного директора ЮНФПА
"МиК" о "сбережении народа" в России
"Независимая газета", "Известия" и "RBC daily" о поправках к закону "О гражданстве"
"Газета.Ru" о новых паспортах
"Время новостей" о миграционных картах
"RBC daily" о грядущей дезурбанизации
"Ведомости" об особенностях российского рынка труда
"Ведомости" о зарплатах
"Gazeta.kz" о планировании семьи среди вынужденных мигрантов в Казахстане
"Московский Комсомолец" и "Corriere della Sera"о новом законе о браке в Китае

"Газета" о госгранице и визовой политике
"Известия" о введении Польшей виз
"Независимая газета" о чеченских беженцах
"Tageszeitung" о беженцах в Германии
"Известия" об образовании в Китае
"Литературная газета" о будущем языков
"RBC daily" о русском языке с СНГ и Балтии
"Время Новостей" и "Газета.ru" об армянах
"Газета.ru" о поправках к закону о наркотиках
"Новая газета" о средствах борьбы с наркоманией
"Washington Profile" об алкоголизме в США и его последствиях
"Газета", "Время Новостей" и "Независимая газета" о Киотском протоколе и глобальных климатических изменениях
"Yomiuri" о новых репродукционных технологиях
"День" о клонировании глазами ЮНЕСКО
"RBC daily" об идеальном мужчине и семье глазами женщин

… о "сбережении народа" в России

Сбережение народа, сбережение России

Неудачный закон о гражданстве РФ, создавший препятствия иммиграции населения в страну, причем самой ценной для России его части - русского и русскоязычного - из бывших республик Советского Союза, плюс предвыборная одержимость политической элиты любовью к народу породили новую волну интереса к демографическим проблемам. Прежняя волна была связана с публикацией эпатирующих прогнозов по поводу того, что станет в этом смысле с Россией к середине столетия. Поволновались, поопровергали самые неутешительные прогнозы и успокоились. "И тишина". А ведь ничего не изменилось в политике государства, ничего существенного не предпринято, чтобы можно было успокоиться.

Что именно, если сделать выжимки из результатов исследований специалистов в области демографии, вызывает озабоченность?

По данным Госкомстата, население страны с 1992 года по 2000 год сократилось почти на 6,6 миллиона человек (По данным Госкомстата, население России с начала 1992 до начала 2000 г. сократилось на 2,8, до начала 2003 - на 5,2 миллиона человек. Эти данные пока не учитывают результатов переписи населения. - Демоскоп). Процесс продолжался и в последующем: по оценке той же организации, только за январь-июль 2003 года численность населения России уменьшилась на 506,2 тысячи человек, к 1 августа нынешнего года она, уже с учетом результатов последней переписи, составила 144,5 миллиона человек. Полмиллиона уже потеряли! Главная причина - "естественная убыль", которая в нынешнем году в условиях уменьшения миграционного прироста компенсирована лишь на 4,7 процента. Прогнозы же более чем тревожны: общая численность постоянного населения уменьшится к 2020 году до 131,0 миллиона человек, к 2030 - до 121,5 миллиона, к 2040 - до 111,6 миллиона, к 2050 - до 101,9 миллиона. Но некоторые ученые называют куда менее оптимистичные цифры - 70 и даже 50 миллионов к середине века. Страшновато становится после того, как совсем ещё кажется недавно, правда, в несколько большей по территории стране, в которой жили, мы оперировали данными в сотни миллионов.

Ну, даже не поверим мы пессимистам, сославшись на Марка Твена, говорившего, что прогнозов нужно остерегаться, особенно тех, которые касаются будущего. Поверим в 100 млн., на чем, примерно, сходятся многие, в том числе и специалисты ООН. Станет спокойнее? Скажем, в Московской области население сокращается с темпом 1 процент в год. Попробуем отгадать, как говорят, с трех раз, сколько останется через сто лет, если тенденция сохранится, если ничего не делать.

Те, кто исследуют эти проблемы, отмечают немаловажную "деталь": рождаемость в России "как у всех", то есть находится на приличном уровне, сравнимом с благополучными в этом смысле странами, а вот смертность - на неприличном. Продолжительность жизни в целом - тоже. В истории не было прецедентов, чтобы на протяжении трех-четырех десятилетий уменьшалась ожидаемая продолжительность жизни. Ключ к раскрытию этой проблемы лежит не в последних годах, а в 60-70-х. Именно тогда пошел процесс. Почему? У нашей науки нет пока однозначного и надежного ответа на этот вопрос. Но, так или иначе, ответ должен быть найден в наше время. Потому что даже принятые в ближайшие годы меры могут дать отдачу только через многие десятилетия, может быть, через смену не одного поколения. Известный демограф А.Г. Вишневский говорит, что если бы смертность не мгновенно, а плавно уже теперь начала бы снижаться, то мы лишь через 50 лет сравнялись бы со странами, где она сейчас низка.

Особенно тревожит то, что смертность очень высока среди граждан дееспособного возраста и связана даже не столько с болезнями, сколько с внешними причинами, воздействующими на человека: войны, конфликты, производственный травматизм и т.п. Это само по себе может породить проблемы и даже социальные конфликты.

Сейчас каждый четвертый житель страны - пенсионер. Примерно за 15 лет эта цифра возрастет до 30 и более процентов. Чисто экономическое последствие - колоссальный рост налогового бремени на работающих. Причем, отмечает исследователь этих проблем С.В. Захаров, наши люди до конца еще не осознали, насколько это серьезно. Речь идет о том, что работающий человек вынужден будет сокращать текущее потребление, причем существенным образом, чтобы содержать самого себя на пенсии. То есть, помимо того, что надо отчислять высокий процент в поддержку уже существующих пенсионеров, работник должен будет отчислять еще больший процент, чтобы потом, на пенсии, содержать самого себя. Не возникнет ли на этой основе некий новый, неведомый нам прежде вариант конфликта поколений?

Другие цифры: территория России составляет, примерно, 1/8 мировой территории, население же - менее 2,4 процента, а наша доля в мировом производстве, по разным подсчетам, - от 0,6 до 1,4 процента. При таких соотношениях, считают специалисты, страна не может выдержать естественного давления соседей. Экономическая плотность населения, особенно восточных территорий страны, такова, что этот вакуум сам по себе втягивает теснящиеся рядом народы. Территорию Дальнего Востока и Сибири уже усиленно заселяют китайцы, у которых плотность населения выше в 200 раз, чем на этих наших землях, а также корейцы, вьетнамцы, люди других национальностей. Если со временем они получат гражданство, образуют свои анклавы за Уралом, то не заимеем ли мы своё Косово?

Едва ли нас может успокоить то, что проблемы России лишь часть общей демографической проблемы евроатлантической цивилизации - Европы и США. Некоторые исследователи характеризуют наше время как эпоху нового Великого переселения народов. Мощные миграционные процессы, без которых стареющая Европа уже и существовать не может, ведут к тому, что к концу нашего века этнические европейцы станут, возможно, меньшинством у себя дома. Все это уже теперь болезненно проявляется в общественной жизни и политике. С этим, а конкретнее - с проявлениями на этой почве национализма и расизма связаны и сравнительно недавние французские выборные парадоксы (успехи Ле Пена), и острые этнические конфликты в Германии, Голландии и других странах, такое нелепое и опасное явление, как наши скинхеды. Более того, хорошо известно, что замена этноса внутри страны раньше или позже, в той или иной степени ведет к видоизменению и общества, и государства. Нам ли, пережившим трехсотлетнее нашествие восточных племен, которое во многом изменило и предопределило последующее развитие российского государства, не знать и не понимать это?

Так вот, если даже быть большим оптимистом, то придется признать, что мы столкнулись с опасными тенденциями, ведущими к исчезновению России, по крайней мере, как значительной в мировом масштабе державы, что перед нами со всей остротой и по-новому встает проблема, задача, цель, сформулированная применительно к иным условиям графом Шуваловым: СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА. Добавим от себя - и сохранение России.

Специалисты и общественность время от времени вспоминали про Шувалова и его "народосбережение". Говорят, что это проблема, решаемая только в рамках общего развития страны, вот есть уже, например, экономический рост, он тому на пользу… И не решаются такие вопросы каким-то одним ответом, одним односторонним наскоком, постановлениями о разного рода запретах на въезды или отъезды. Да, это так. Но, думается, как минимум, нужна общественная и государственная программа продления жизни людей, только не ради более длительного прозябания в болезнях и старости, а продления периода здоровья и активности, чтобы человек не просто существовал, а мог трудиться и жить полнокровно. Иначе продление как раз и приведет к тому, что каждому работающему придется кормить уже не одного, к чему мы практически подошли, а пару или даже больше нетрудоспособных. В странах Запада над этим всерьез задумались. Для россиян это тем более необходимо.

Другой вывод, который мы должны непременно сделать, - такой же, какой уже тоже сделали европейцы: нужно не только пересмотреть законы, касающиеся гражданства, но и продумать миграционную политику, систему мер, которая не препятствовала бы, а способствовала миграции населения и, не ущемляя прав граждан, ориентировала миграционные потоки наиболее благоприятно для общества. И информационно-пропагандистская кампания, если хотите, нужна, чтобы дошло до людей: без пополнения населения страны за счет иммигрантов, без мобильности населения вообще страна уже не может развиваться нормально.

Возможно даже, что нам нужна целостная программа комплексных исследований проблемы и комплексных мер - демография во всех ее аспектах, здоровье нации, экология, предотвращение гибели людей при стихийных бедствиях, техногенных и прочих катастрофах, в военных конфликтах, от наркомании и алкоголизма, нужны ассигнования на исследования по этим направлениям, то есть все, от чего зависит динамика в количестве и качестве населения.

Задумываешься: почему после упомянутой вспышки беспокойства по поводу демографических прогнозов ничего или почти ничего не было предпринято, а напротив, родили вот даже неудачный закон. Не очень верится и в то, что дело и теперь не ограничится лишь частными поправками к нему. Наверное, потому, что мы привыкли не доверять пророчествам о вселенских апокалипсисах. Вот локальные катастрофы - с самолетами, атомными электростанциями, разнопричинными взрывами - да, они нас пугают. А, скажем, возможность вселенской экологической катастрофы, хотя она уже громко стучится в дверь, всё же именно в России не вызывает таких дискуссий и акций, как в Европе. Тем более трудно представить, что с карты Земли исчезнет такая страна - Россия, и распадется, растворится в массе других народов русский народ. Не верится, и всё! И хорошо было бы, что не верится, если бы для предотвращения этой вполне реальной угрозы мы что-то делали…

Александр ВОЛКОВ. "МиК", 3 октября 2003 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most