|
|
СРЕДНИЕ КЛАССЫ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
СТРАТЕГИИ
Под ред. Т. Малевой
Моск. Центр Карнеги. М.
Гендальф, 2003. - 506 страниц
|
Электронная версия: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books
"...Мы предполагаем, что среднего класса
как единого целого попросту не существует - ни с точки зрения
сходства социально-экономических позиций (профессии или стиля
жизни), ни с точки зрения общего мировоззрения, ни с точки
зрения единообразного поведения (например, голосования за
определенный политический блок). Вдобавок все эти точки зрения
уводят нас в разные стороны. Отдельные параметры средних слоев,
конечно, могут и должны пересекаться, но надежды на получение
единой стройной картины в принципе нет. Во всяком случае,
еще никому не удавалось обосновать ее в достаточной мере -
эмпирически, с цифрами в руках. Увы, средний класс не вписывается
в одну универсальную схему и со строго стратификационных позиций
оказывается фикцией, некой сверхклассовой конструкцией..."
Стр. 15-16.
Возрастная структура среднего класса, выделенного
по параметрам материальной обеспеченности (стр. 69)
Возрастная группа
|
Вся опрошенные респонденты, %
|
Респонденты, отнесенные к среднему классу по интегральному
критерию материальной обеспеченности, %
|
До 18
|
21,6
|
21,8
|
19-20
|
4,3
|
5,3
|
21-30
|
14,3
|
16,3
|
31-40
|
13,9
|
14,9
|
41-50
|
17,3
|
22,4
|
51-60
|
10,5
|
11,3
|
61-70
|
10,4
|
5
|
Свыше 70
|
7,7
|
3
|
Итого
|
100
|
100
|
Социальный состав опрошенного населения и шансы
попадания в средний класс по критерию материальной обеспеченности
(стр. 73)
Социальная группа
|
Доля группы в общей численности опрошенных, %
|
Вероятность попадания в группу с материальными признаками
среднего класса, %
|
Работают по найму
|
38,6
|
27,6
|
Владельцы предприятия, фирмы
|
1
|
81,9
|
Самозанятые
|
2,2
|
37,2
|
Находящиеся в длительном отпуске
|
1,6
|
22,9
|
Не работают, не ищут работу
|
2,4
|
11,7
|
Не работают, ищут работу
|
4,9
|
16,4
|
Пенсионеры
|
22,6
|
11,1
|
Работающие пенсионеры
|
2,7
|
28,2
|
Работающие студенты
|
0,8
|
43,2
|
Дошкольники, школьники и неработающие учащиеся и студенты
(включая аспирантов
|
23,2
|
25,3
|
В целом по выборке
|
100
|
23,3
|
Распределение субъективных оценок здоровья, %
(стр. 79)
Оценка здоровья
|
Все случайно отобранные взрослые респонденты
|
Из них те, кто имеет статус среднего класса по материальным
признакам
|
Отличное
|
3,8
|
6,6
|
Хорошее
|
25,9
|
38,8
|
Удовлетворительное
|
47,5
|
46,2
|
Плохое
|
19,5
|
7,5
|
Очень плохое
|
3,3
|
0,9
|
Итого
|
100
|
100
|
"Средние классы еще недавно казались неуловимым
объектом в хитросплетениях российской экономики. Палитра мнений
по поводу его существования начиналась от тезиса "в России
средних классов нет" до признания его массового характера
(70% населения). Наше исследование опровергает оба утверждения.
Эмпирически размер средних классов составляет около 20% российских
домохозяйств.
Между тем сами средние классы отличаются крайней неоднородностью.
Лишь около 7% российских семей - ядро средних классов - демонстрируют
достаточно высокую концентрацию материальных и социальных
активов, позволяющих говорить об этой социальной группе как
об устойчивом и бесспорном среднем классе".
Стр. 432
|
Коллективная монография основана на оригинальном социологическом
обследовании, охватывающем 5 тысяч домохозяйств в 12 регионах России,
и посвящена эмпирическому описанию масштабов, границ и структуры
российского среднего класса. В ней рассматриваются методологические
и методические подходы к определению среднего класса, обобщены результаты
анализа экономической и социальной деятельности средних классов,
их поведения на рынках труда, стратегии в сфере получения доходов,
финансовых практик, поведения в сфере образования, политической
активности, стиля жизни и прочих практик, отличающих средние классы
от других социальных групп. Кроме того, описана общая стратификационная
конфигурация общества, выделяющая помимо средних классов низший
класс и класс "ниже среднего"
Книга адресована представителям исполнительной и законодательной
власти, экономистам, социологам, преподавателям, студентам и аспирантам,
а также всем, кто интересуется проблемами социальной стратификации
в экономиках трансформационного типа.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторах
Предисловие
О социологическом и идеологическом пониманиях среднего класса
(вместо введения)
Раздел 1
Средние классы в России: формулы определения и эмпирические измерения
1.1. В поисках среднего класса: общие методологические подходы
1.2. Средний класс по признакам материальной обеспеченности
1.3. Социально-профессиональный средний класс
1.5. Средние классы в географическом пространстве России: поселенческий
и территориальный аспекты
Раздел 2
Средний класс: на пересечении признаков
2.1. Что такое "обобщенный средний класс"?
2.2. Средние классы и другие
2.3. Обобщенный средний класс в зеркале доходно-имущественных
характеристик
2.4. Обобщенный средний класс и социально-профессиональный средний
класс
2.5. Обобщенный средний класс в терминах самоидентификации
2.6. Пересечение средних классов в контексте поселенческой типологии
Раздел 3
Средний класс: модели поведения
3.1. Образование как ресурс социальной мобильности
3.2. Активность на рынке труда
3.3. Финансовое поведение
3.4. Стиль жизни
3.5. Политическая и правовая активность
3.6. Обычные и инновационные практики
Заключение
Литература
Приложение 1. Эмпирическая база исследования
Приложение 2. Анкета "Социально-экономическое положение
населения России"
Приложение 3. Абсолютные и относительные размеры различных
социальных групп в зависимости от комбинации критериальных признаков
среднего класса
Summary
О Фонде Карнеги
|