|
|
Эмиграция
из стран c переходной экономикой
|
|
Над темой номера работала
Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
Основные потоки эмиграции из стран с переходной экономикой
Большая часть миграционных потоков из стран с переходной
экономикой была обусловлена политическими и этническими факторами.
Согласно данным статистики стран, принимавших мигрантов, только
из государств, образовавших из бывших республик Югославии, в 1990-1998
годах выехало более 2 миллионов эмигрантов. Почти 800 тысяч человек
выехало в 1993-1994 годах после восстания боснийских сербов против
независимости Боснии и Герцеговины. Число эмигрантов из Азербайджана
и Армении удвоилось во время нагорно-карабахского конфликта (1988-1990),
примерно такой же рост миграции наблюдался в Грузии в наиболее тяжелые
годы вооруженного конфликта в Южной Осетии и Абхазии (1990-1993).
Во время гражданской войны в Таджикистане (1990-1993) объем миграции
утроился.
Помимо эмигрантов необходимо иметь в виду и большое
количество внутренних мигрантов, снявшихся со своих мест, но оставшихся
в пределах своих государств. К началу 2000 года число внутренних
мигрантов в государствах - бывших республиках СССР составило 1,6
миллиона человек, бывших республиках Югославии - более 250 тысяч
человек.
Прошение о предоставлении убежища было не единственным
способом бегства из страны. По данным Верховного Комиссара по делам
беженцев ООН, за 1990-2000 годы в странах с развитой рыночной экономикой
было подано примерно 2,2 миллиона прошений об убежище от граждан
стран с переходной экономикой, в том числе 1,2 миллиона от граждан
бывшей Югославии. Но число эмигрантов во время вооруженных конфликтов
было значительно большим, чем число просящих убежища в странах с
развитой рыночной экономикой. Многие беженцы из Боснии и Герцеговины,
а позже, из Косово не фигурируют в статистике ходатайств об убежище,
хотя им было предоставлен временный статус в странах, принявших
их. Второй по численности группой просивших об убежище были граждане
Румынии, которые подали, начиная с 1989 года, 400 тысяч прошений.
Примерно половина всех прошений об убежище была подана
в Германии, значительным было также число прошений об убежище в
Австрии, Швейцарии и США. Достигнув пика в 1992 году, число ищущих
убежища за рубежом значительно снизилось к 1997 году, поскольку
большинство стран с переходной экономикой стали рассматриваться
как вполне безопасные (рис. 3 и табл. П-8 Приложения). Доля удовлетворенных
прошений о предоставлении статуса беженца стала быстро снижаться
как из-за роста необоснованных прошений, так и из-за ужесточения
миграционной политики принимающих стран. В большинстве из них в
1993-1998 годах были приняты новые законодательные нормы и введены
новые административные процедуры, направленные на ускорение рассмотрения
прошений и отклонение откровенно необоснованных запросов. Во многих
странах были введены визы, а, кроме того, было решено ограничить
предоставление статуса беженца для стран, не подписавших Конвенцию
ООН 1951 года о статусе беженцев.
Тем не менее, статистические данные говорят о явном
росте числа прошений об убежище после 1997 года. Его причинами были
не только вооруженные конфликты в Косово и Чечне. Число граждан
Албании, Чехии, Венгрии, Словакии и большинства государств - бывших
республик СССР, просивших об убежище, было самым высоким именно
в конце 1990-х годов. Из-за ужесточения условий предоставления убежища
в странах, традиционно его предоставлявших, они направлялись в другие
страны Западной и Восточной Европы. Так, в Бельгии, Великобритании,
Ирландии, Нидерландах, Франции и Швейцарии увеличение числа прошений
было зарегистрировано после 1995 года. И хотя данные о предоставлении
убежища странами с переходной экономикой явно не полные, очевидно,
что Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия сами стали странами,
в которых искали убежища граждане других стран с переходной экономикой,
а также, в большей степени, из развивающихся стран (Афганистана,
Ирака, Шри-Ланки). Лучшее знакомство с процедурами предоставления
убежища в этих странах, лучшая социальная поддержка и более благоприятная
ситуация на рынке труда в них на фоне финансово-экономического кризиса
1998 года в России - все это способствовало росту числа желающих
получить убежище в этих странах. Определенную роль также могло сыграть
улучшение практики регистрации подачи ходатайств об убежище.
Рисунок 3. Число подавших прошение о предоставлении
убежища из стран с переходной экономикой, 1989-2000, в тысячах человек
Кроме того, подача прошения об убежища не обязательно
отражает время въезда в страну. В Великобритании, например, половина
прошений в 1998-1999 годах была подана лицами, уже как-то въехавшими
в страну до этого. Ужесточение визового режима и введение ограничений
на выдачу пособий беженцам привело к снижению числа обратившихся
за получением убежища в 1995-1996 годах. Канада, Норвегия, Швеция
и Финляндия временно вводили подобные меры, чтобы предотвратить
въезд беженцев-цыган. Лишь несколько тысяч цыган, ходатайствовавших
о предоставлении убежища в странах Западной Европы с конца 1990-х
годов, получили статус беженцев. Остальные были признаны экономическими
мигрантами.
Другим важным компонентом долговременных тенденций миграции
в регионе стран с переходной экономикой была добровольная репатриации
титульных национальностей и депортированных ранее народов, прежде
всего в государствах - бывших республиках СССР. В частности, за
1990-е годы значительно сократилась русская и украинская диаспоры.
Около 3 миллионов этнических русских и примерно миллион этнических
украинцев вернулись на свою родину в 1989-1998 годы. Кроме того,
начиная с 1980 года, по крайней мере, 3,5 миллиона этнических немцев
переехали в Германию. Почти миллион человек переехали в конце 1980-х
годов из ГДР в ФРГ (Ubersiedler). Значительное число немцев (Aussiedler)
выехало из Польши (700 тысяч), Казахстана (600 тысяч человек начиная
с 1992 года) и России (400 тысяч с 1992 года). Этническая иммиграция
в Германию - основная причина резкого подъема и последующего снижения
миграции из стран с переходной экономикой в 1990-е годы. Число немцев,
прибывших из этого региона, сократилось с 2,2 миллиона человек в
1990-1994 годах до 600 тысяч человек в 1995-1998 годах. Если до
1990 года этнические немцы могли въезжать в Германию и уже там доказывать,
что их происхождение позволяет им остаться в стране, то после 1990
года в связи с изменениями в законодательстве они должны были делать
это до въезда в страну. Была также установлена квота - 220 тысяч
прибывших в год, хотя в первые годы переходного периода она значительно
превышалась. Израиль также получил почти 1,5 миллиона мигрантов,
в основном евреев, из региона с переходной экономикой, начиная с
1990 года. В Финляндии примерно треть иммигрантов из этого региона
составляли представители финно-угорских народов, в основном из стран
Балтии и России. В числе других относительно значительных этнических
потоков можно упомянуть венгров из Румынии и Словакии, греков из
Албании и государств - бывших республик СССР, а также цыган из Болгарии,
Венгрии, Румынии и Словакии, выезжавших за пределы региона.
Важной характеристикой миграционной ситуации в странах
с переходной экономикой является значительная нерегистрируемая международная
миграция. Она порождает значительное число нелегальных мигрантов
и превращает сам регион не только в пункт приема, но и в перевалочный
пункт для транзитных мигрантов. Отсутствие сплошных границ обусловливает
привлекательность стран с переходной экономикой как трамплина для
продвижения на Запад. Из-за экономических трудностей переезда многие
из транзитных мигрантов надолго оседают в регионе. Оценки нерегистрируемой
миграции варьируют в широких пределах. Так, для Российской Федерации
они составляют от 700 тысяч до более чем 4 миллионов человек, для
Украины - от 70 до 500 тысяч человек.
Основной компонент этих нерегистрируемых потоков - краткосрочные
перемещения людей с целью работы или торговли (при наличии законных
туристических виз или временных документов или без них). Эти краткосрочные
перемещения на небольшие расстояния обычно никак не фиксируются,
но они являются важным источником доходов для значительной части
населения в ряде стран с переходной экономикой.
|