|
|
Эмиграция
из стран c переходной экономикой
|
|
Над темой номера работала
Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
Миграционный обмен между странами с переходной экономикой
прошел свой пик в середине 1990-х
Переход от централизованной плановой экономики к рыночной
привел к нарастанию различий между странами в регионе. Хотя на ранних
стадиях переходного периода большинство стран пережили экономический
кризис, преодоление этого этапа в разных странах происходило по-разному.
Некоторые из них пережили переходный период с относительно стабильными
политическими и постоянно улучшавшимися экономическими условиями.
Чешская Республика, Венгрия и, в меньшей степени, Польша, Словакия
и страны Балтии смогли поддерживать свой экономический рост на протяжении
1990-х годов. Другие испытывали значительную политическую нестабильность
и экономический спад. Это относится к большинству стран СНГ и всем
государствам, возникшим в результате распада Югославии, за исключением
Словении, в которой темп экономического роста был на уровне развитой
рыночной экономики. И даже в странах, которые не пострадали от вооруженных
конфликтов, переход к рыночной экономике привел к экономическому
спаду или стагнации и значительному структурному дисбалансу (неравновесию)9.
Такая неоднородность отразилась на демографическом развитии
и, в частности, на интенсивности и направлениях миграционных потоков.
В то время как одни страны отдавали население в результате миграционного
обмена как по политическим, так и по экономическим причинам, другие
стали к концу 1990-х годов принимать значительное число мигрантов.
Некоторые страны одновременно являются странами иммиграции, эмиграции
и транзитной миграции, другие, благодаря серьезным административным
и экономическим барьерам, сдерживают мобильность населения.
Политические и экономические процессы 1990-х годов сильно
сказались на миграции между самими странами с переходной экономикой
- она охватывала от 1,5 до 1,9 миллиона человек в среднем за год.
Распад федеративных государств (СССР, ЧССР и СФРЮ) способствовал
росту международной миграции не только тем, что бывшие ранее внутренними
потоки стали международными. Трансформация коммунистических федераций
(кроме Чехословакии) сопровождалась усилением напряженности в межнациональных
отношениях, нередко приводящим к вооруженным конфликтам, что имело
своим следствием многочисленные перемещения больших людских масс.
Но они не были устойчивыми.
Возврат к более устойчивым долговременным тенденциям
миграции произошел во второй половине 90-х годов, когда утихли основные
вооруженные конфликты, а принимающие страны ужесточили свою миграционную
политику и практику предоставления убежища.
Миграционные потоки внутри региона стран с переходной
экономикой также сократились - почти наполовину по сравнению с началом
1990-х годов. Однако, по мнению ряда исследователей, оборот миграции,
напротив, вырос, хотя это и не отражается в статистике. Основными
формами миграции стали различные кратковременные перемещения внутри
региона между соседними странами, включая трудовую миграцию сезонных
рабочих, работающих по контракту и "челноков"10.
Таблица 2. Итоги миграции между странами с переходной
экономикой, 1990-1998
|
Прибыло
|
Выбыло
|
Сальдо миграции
|
Оборот миграции
|
1990-1994
|
1995-1998
|
1990-1994
|
1995-1998
|
1990-1994
|
1995-1998
|
1990-1994
|
1995-1998
|
Азербайджан
|
7,8
|
10,3
|
55,5
|
93,6
|
-47,7
|
-83,3
|
63,3
|
103,9
|
Белоруссия
|
447
|
125,3
|
313,5
|
58,1
|
133,5
|
67,2
|
760,5
|
183,4
|
Венгрия
|
85,1
|
36,1
|
13,3
|
4,3
|
71,8
|
31,8
|
98,4
|
40,4
|
Казахстан
|
674,7
|
193,9
|
1256,1
|
795,1
|
-581,4
|
-601,2
|
1930,8
|
989
|
Киргизия
|
145,8
|
46,7
|
427,7
|
76,3
|
-281,9
|
-29,6
|
573,5
|
123
|
Латвия
|
55,7
|
31,6
|
151,6
|
31,9
|
-95,9
|
-0,3
|
207,3
|
63,5
|
Литва
|
35
|
9,5
|
84,7
|
9,1
|
-49,7
|
0,4
|
119,7
|
18,6
|
Македония
|
1,6
|
3,2
|
0,4
|
0,8
|
1,2
|
2,4
|
2
|
4
|
Польша
|
6,2
|
8
|
1
|
0,8
|
5,2
|
7,2
|
7,2
|
8,8
|
Молдавия
|
148,7
|
11,9
|
174,1
|
22,6
|
-25,4
|
-10,7
|
322,8
|
34,5
|
Россия
|
4600,4
|
2550,6
|
2387,6
|
706
|
2212,8
|
1844,6
|
6988
|
3256,6
|
Румыния
|
6,2
|
29,7
|
26
|
8,3
|
-19,8
|
21,4
|
32,2
|
38
|
Словакия
|
37,4
|
8
|
37,8
|
0,9
|
-0,4
|
7,1
|
75,2
|
8,9
|
Словения
|
19,4
|
4,2
|
18,3
|
1,6
|
1,1
|
2,6
|
37,7
|
5,8
|
Таджикистан
|
74,5
|
5,4
|
338,4
|
43,6
|
-263,9
|
-38,2
|
412,9
|
49
|
Узбекистан
|
109,2
|
51,3
|
351,3
|
196,3
|
-242,1
|
-145
|
460,5
|
247,6
|
Украина
|
1934,2
|
451,6
|
1351,5
|
638,8
|
582,7
|
-187,2
|
3285,7
|
1090,4
|
Хорватия
|
221,3
|
342,3
|
10,9
|
9,5
|
210,4
|
332,8
|
232,2
|
351,8
|
Чехия
|
48
|
27,9
|
0,2
|
0,2
|
47,8
|
27,7
|
48,2
|
28,1
|
Эстония
|
19,9
|
5
|
81
|
17,5
|
-61,1
|
-12,5
|
100,9
|
22,5
|
9 - Organization for Economic Cooperation
and Development. Migration policies and EU Enlargement: The Case
of Central and Eastern Europe. Paris: OECD, 2001; World Bank. Country
Profiles. At http://wbln0018.worldbank.org/eca/eca.nsf.
10 - Okolski, Marek. Poland. In: International
Migration in Central and Eastern Europe and the Commonwealth of
Independent States. UNECE Economic Studies no. 8. Geneva and New
York: UNECE and UNFPA. Chapter 9, pp. 95-110. Sales No. GV.E.96.0.22;
Organization for Economic Cooperation and Development. Migration
policies and EU Enlargement: The Case of Central and Eastern Europe.
Paris: OECD, 2001.
|