|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
Под ред. В.И. Мукомеля
Центр этнополитических и региональных исследований
М., 2003, 294 страницы
|
Некоторые параметры реализации политики в отношении
национальных меньшинств в регионах (стр. 28)
|
Астра-ханская
|
Волго-градская
|
Саратовская
|
Самарская
|
Оренбургская
|
Численность НКА, НКЦ
|
20
|
44
|
Более 30
|
Более 50
|
46
|
Межнациональ-ные центры (Дома Дружбы)
|
|
|
2000
|
2001
|
1995
|
Поддержка на-циональных культур, праздников, фестивалей
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
Поддержка национальных СМИ
|
Газеты татарская, казахская, немецкая; радио, ТВ -
казахский, татарский языки
|
Татарская газета
|
Украинская газета
|
9 национальных газет, «Радио –7» (11 языков, 1992)
|
7 национальных газет, радио – постоянно 4 языка, армянс-кая
и еврейская программы на русском языке, ТВ - программа
«Земляки», 11 языков
|
Национальное образование
|
114 националь-ных школ (5 языков), 30 дошкольных, 9000
учащихся
|
Татарские школы
|
Татарские, башкирские, казахские, чувашские, немецкие
школы
|
224 националь-ные школы (7 языков), 36 вос-кресных
школ для взрослых, православная гимназия, 2 ме-дресе,
полиэт-нический лицей
|
144 школы (5 языков), 36 дошкольных, 172 факультатива
(7 языков), 176 кружков (5 языков)
|
Финансирование политики в отношении национальных
меньшинств (стр. 54)
|
Астра-ханская
|
Волго-градская
|
Саратовская
|
Самарская
|
Оренбургская
|
Проработанность финансового блока программ национальной
политики
|
Средняя
|
Максимальная
|
Отсутствует
|
Максимальная
|
Минимальная
|
Соответствие бюд-жетного финансирования программ национальной
политики
|
Минимальное
|
Неизвестно
|
Неизвестно
|
Максимальное
|
Неизвестно
|
Финансовая дисциплина: исполнение бюджета в части финансирования
национальной политики
|
Неизвестно
|
Неизвестно
|
Низкая (2000)
|
Максимальная
|
Неизвестно
|
Транспарентность утверждаемого бюджета
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
Транспарентность отчета об исполне-нии бюджета
|
Неизвестно
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Нет
|
"Многочисленные нарушения прав представителей
национальных меньшинств в сфере использования языка меньшинств,
найма на работу, найма жилья и другие не находят отражения
в судебной практике. (В регионах юга России нам не удалось
зафиксировать подобные прецеденты.) Отсутствие судебной практики
по делам о нарушении прав национальных меньшинств является
не только следствием декларативности и неэффективности законодательства,
должного препятствовать дискриминации по признаку национальности,
расы, вероисповедания и т.д., но и тем, что дискриминация
осуществляется (формально не нарушая Закона) по иным основаниям,
расхождением между формальным и "телефонным" правом,
слабостью судебной власти" (стр. 294)
|
В книге представлен результат исследований, проведенных
Центром этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ) в 2002-2002
годах в рамках проекта по мониторингу правового регулирования и
практики реализации прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам,
ситуации с дискриминацией по национальному признаку в ряде южных
приграничных регионов России. Сравниваются модели проведения политики
по отношению к национальным меньшинствам в Астраханской, Волгоградской,
Саратовской, Самарской и Оренбургской областях, анализируется ситуация
в каждой из этих областей.
Особое внимание уделено позитивному опыту проведения
политики по отношению к национальным меньшинствам, взаимодействия
органов государственной власти, местного самоуправления и организаций
меньшинств в регионах юга России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Национальные меньшинства в контексте национальной политики в
регионах юга России: сравнительный анализ
Приоритеты и политика региональных властей
Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных
меньшинств. Культура национальных меньшинств, образование и СМИ
на языках меньшинств.
Правовое обеспечение политики в отношении национальных меньшинств
Институциональные основы политики в отношении национальных меньшинств
Финансовые аспекты политики в отношении национальных меньшинств
Проблемы и потенциальные конфликты
Дискриминация национальных меньшинств в социально-экономической
сфере
Дискриминация представителей национальных меньшинств в сфере
занятости. Дискриминация представителей национальных меньшинств
в сфере найма жилья.
Правовое положение и практика регулирования прав национальных
меньшинств в регионах
- Астраханская область
- Волгоградская область
- Саратовская область
- Самарская область
- Оренбургская область
Заключение
|