|
Кризис свободы: государство взамен семьи?
А.И. Антонов
Я должен в самом начале сказать, что надо учиться разбираться
в том, как анализируется сложившаяся демографическая и социальная
ситуация. Вы сегодня прослушали представителей разных научных парадигм,
которые выдвигают совершенно разные объяснения одним и тем же фактам
или просто представляют совсем другие факты, не те которые, так
сказать, являются общепринятыми. Первый оратор у нас был самым нейтральным
- он просто дал описание ситуации. Второй оратор - это модернизационная
парадигма, когда вся история - это развитие: человечество развивается
от дикости к высшим стадиям, это однолинейная прогрессистская концепция.
Все раньше было плохо и реакционно, а все, что сейчас - хорошо,
расцвет всего прогрессивного. Третья концепция - феминизма, раз
семья в кризисе, надо заменить её госучреждениями, женщины должны
работать, а не "сидеть дома". Швеция - пример такой политики,
которая, в конечном счете, привела к определённой деградации и всей
экономики, и всего социума в Швеции. Задача состояла в том, чтобы
ради увеличения рождаемости и роста населения передать многие функции
семьи государству. Это было явное вмешательство в частный мир семьи,
грубыми солдатскими сапогами, но с милой улыбкой социальной политики.
Это попытка заставить мужчин и женщин делать то, что необходимо
людям, которые пришли к власти. И поэтому политика социальная, семейная
- а это суть, стержень политики шведской, которую потом в разной
степени заимствовали те или иные страны - это политика вмешательства
и насилия над семьей. Никакой свободы, никакой демократии тут нет,
это - тоталитаризм в самом мощном всеоружии, но под флагом освобождения
женщины от "кабалы" семьи. Самая страшная зависимость
личности, оказывается не от государства, а от семейного "деспотизма".
Передо мной выступавший оратор обиделся, что его доклад
назвали "кризисом рождаемости". Потому что он никакого
кризиса в рождаемости не видит, а всегда говорил о том, что рождаемость
чем ниже, тем лучше, и будет понижаться и это чудесно. Вообще, в
низкой рождаемости и депопуляции нет никакой проблемы, а есть только
одна проблема - перенаселенность. Это четкая позиция. И поэтому
хорошо, что рождаемость сокращается - надо во избежание перенаселенности
мира, чтобы депопуляция продолжалась и в России и в Европе.
Рождаемость сокращается везде в мире уже более 100 лет.
Когда мы говорим о кризисе рождаемости, мы не говорим о том, что
высокая рождаемость (10-15 детей) понизилась до 7 детей или до 5.
Это - не кризис. Мы говорим, что сокращение многодетности до уровня
3 - 4 детей в семье - это нормально и то, что необходимо по демографическим
критериям для воспроизводства населения. Не для отдельного человека,
а для общества. Но если начинают рожать 1-2 детей, то рано или поздно
государству придется с этим что-то делать. Проблема в том, как оно
будет повышать рождаемость до уровня. Я за то, чтобы не было политики
запретов и штрафов, чтобы была наоборот, политика поощрения семьи
с 3 детьми. Но добиться этого сразу нельзя.
У нас на кафедре только что издана монография и в ней
приводится самый благоприятный прогноз численности России в XXI
в. Любопытно, что если с завтрашнего дня наше правительство станет
осуществлять просемейную политику в полном объеме и по нашим рекомендациям,
тогда действительно падение рождаемости остановится. Но - есть очень
важное обстоятельство - социологического свойства. Социальные нормы
малодетности, возникшие в 60-е годы и сильно укоренившиеся в массовой
психологии, будут продолжать по инерции побуждать людей к 1-2 рождениям.
И лишь в 2051 году число рождений на 1 женщину превысит 2,15, убыль
населения прекратится и к 2080 году численность страны вернется
на сегодняшний уровень 145 млн. Напомню, что это самый благоприятный
прогноз, замедляющий депопуляцию за счет медленно повышающегося
коэффициента суммарной рождаемости с 1,2 в 2050 и до 2,5 в 2080
году. Во всех остальных вариантах, связанных с увеличением пособий
на детей или с введением запретов на контрацепцию и аборты, штрафов
на холостяков и малодетных, рождаемость продолжает сокращаться,
к большой убыли населения - до 80 млн. в 2050 году.
Вот перспектива демографической катастрофы - если ничего
не делать, или делать кое-что и кое-как, либо все запрещать и всех
штрафовать. Вопрос в том, как заставить правительство проводить
демографическими средствами политику укрепления семьи с детьми.
Как сделать так, чтобы у семей появился реальный выбор любого числа
детей, но чтобы половина семей выбрала рождение троих? Государство
всегда будет заинтересовано в том, чтобы воспроизводство населения
имело место быть. Но, если в результате многих решений на протяжении
последних 300 лет, в рамках рыночного капитализма с помощью законов
и постановлений осуществлялись действия, которые уничтожали семью,
то надо к этому относиться не как к проявлению божьей воли, а как
к тому, что сделано людьми и людьми же может быть изменено. Но не
сразу, а постепенно. Попробуйте сейчас бывших советских женщин,
95% которых с утра до вечера "вкалывали" ради зарплаты
на государство, попробуйте их сейчас переориентировать на что-то
другое. Они уже этого не захотят, хотя советская индустриализация
их вынудила к этому. По теории когнитивного диссонанса Фестинджера,
если человека к чему-то принуждают и это принуждение остается, то
он рано или поздно начинает эту "обязаловку" из-за денег
считать своим выбором - будто сам этого хотел. Люди, когда у них
нет никакой альтернативы и их принуждают к чему-то, для того, чтобы
остаться людьми, свободно принимающими решения, должны обязательно
сказать: нет, это не меня кто-то заставил, а это я сама хотела -
идти на работу, к своему начальнику, разливать чай-кофе, и когда
ему захочется ещё чего-нибудь, я всегда готова, пожалуйста, я его
обслужу. А потом прийти домой и написать статью о сексуальном насилии
начальства над подчиненными.
Человечество, наши предки на протяжении нескольких тысяч
лет создавали и укрепляли социальные нормы высокой рождаемости и
многодетности, а рыночный капитализм во всех странах всего за 300
лет это всё съел. Рыночная экономика не сфокусирована на семью,
она противостоит ей, т.к. зарплата одна и та же дается работникам
с разным числом детей. И вот, началось мощное рабочее движение во
всех странах мира, которое добилось того, что ввели семейную зарплату,
когда мужчина получал зарплату на себя, на жену и на детей.
Первая страна в мире - Австралия, которая добилась этого.
Жена, если она также шла работать из-за зарплаты, получала 50% от
зарплаты мужа. И феминистские движения в Америке, кстати, до сих
пор воюют с этим, чтобы не было этой семейной зарплаты, а платили
всем поровну. Любопытно, что в 1992 г. наши реформаторы, когда задумывали
строить капитализм "американский" забыли о том, что американский
капитализм - это когда 50% семей - с домашними хозяйками. Средний
класс американский, что это такое? Это муж, который содержит жену,
домашнюю хозяйку. Давайте, поставим задачу, чтобы в России было
50% домашних хозяек. А у нас их нет вовсе - Советский Союз их давно
ликвидировал. Если вы очень многое советское отменяете, а пользуетесь
благами советского государства, например, не отменили воинскую повинность,
которая отчасти была оправдана советскими льготами по уходу за детьми,
то сейчас, когда все бесплатные детсады, санатории и т.п. отменены,
когда бремя содержания сыновей целиком лежит на семье, какое моральное
и экономическое право позволяет государству призывать юношей в армию?
Никакого абсолютно, это - крепостная зависимость. Это - насилие
над семьей. Никакого суверенитета семьи. Никакой автономии семейной.
Но - всем все равно. Народ дремлет - у нас, по Пушкину народ безмолвствует.
В России, я думаю, народ всегда будет безмолвствовать, поэтому здесь
можно делать все, что угодно. Можно объявить капитализм без домашних
хозяек, или социализм со звериным оскалом - и всем будет все равно.
Поэтому, дорогие мои друзья, молодые, рано или поздно
надо читать книжки и понимать, что все теории придумываются людьми,
и, если теория классическая от Адама Смита до Хайека, до Шумпетера
против семьи, то не надейтесь, что сама собой появится экономика,
ориентированная на рост населения, и все захотят рожать. Современная
экономика исходит из того, что люди всегда будут хотеть обзаводиться
детьми и поэтому чисто экономически не надо подпитывать это хотение.
Кризис экономики по демографической причине (депопуляции) в теории
не предусмотрен. Конечно, можно построить экономическую систему,
обходящуюся однодетностью, но по тем же причинам, по которым ранее
исчезла потребность в нескольких детях иссякнет и потребность в
одном ребенке. Значит, для всех стран мира возникает задача - раз
"инстинкта размножения" нет, как сделать так, чтобы люди
захотели рожать ради сохранения рода человеческого. Если государство-общество
не захочет заниматься вторым, третьим, четвертым ребенком, которое
ему нужно, а не нам с вами, то ничего и не будет.
Вот, меня всё время упрекают в том, что я - за возврат
к прошлому. Ничего подобного. Я занимаюсь социальным проектированием
на основе институциональной теории кризиса семьи. Раз старая система
семейной экономики развалилась и все социальные институты перехватили
у семьи её функции, то надо сконструировать такую взаимосвязь семьи
с институтами государства, чтобы семья сама стремилась к обзаведению
детьми и того их числа, которое элиминирует депопуляцию.
Я против возврата к прошлому - к варианту государства
велфера (которое было в Швеции 30-60 годов и в СССР), когда государство
стремится собой заменить семью и окружает мать-одиночку льготами
и пособиями. Это вариант неэффективной экономики и демографически
проигрышный т.к. рождаемость тут падает. Я против варианта инкубатора
Хаксли, когда людей начинают делать в лабораториях, а воспитывать
в казарменных интернатах. Это фашизм. Я также против отбора женщин
на роль "многорожающих машин", когда за всех отдуваются
немногие. Разумеется, я против всех принудительных форм "черной"
политики "кнута".
Если мы выбрали свободную политику для свободных людей,
то остается одно - сделать семью равным институтом среди всех остальных
социальных институтов, приравнять семейные роли к профессиональным,
повысить престиж матери и отца, семейного образа жизни. Рыночную
экономику можно и нужно переориентировать с индивида на семью. Семья
с детьми - льготное налогообложение и дифференцированные кредиты.
Наконец, социальные науки должны не восхвалять малодетность и депопуляцию,
а исходить из экзистенциального критерия сохранения человеческого
рода.
|