Rambler's Top100

№ 103 - 104
3 - 16 марта 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Евразийский демографический барометр  
Образование в странах Содружества

Общее число учеников школ в СНГ снижается, а выпускников – растет

Прием в техникумы и колледжи увеличивается, обучение постепенно переходит на платную основу

Растет число ВУЗов и студентов в них

Во многих странах большинство студентов обучаются на платной основе

По числу студентов страны СНГ не отстают от других стран

По числу студентов страны СНГ не отстают от других стран

В большинстве стран СНГ число студентов вузов в расчете на 10 тысяч населения в последние годы существенно возросло. По этому показателю многие страны Содружества нередко опережают даже экономически развитые страны Европы, США или Японию (рис. 5).

Рисунок 5. Численность студентов вузов в странах Содружества и некоторых других странах мира ( на 10000 населения )

Рост числа студентов в ряде стран идет высокими темпами. Число лиц, принятых на обучение в вузы в 2001 году, по сравнению с предыдущим годом увеличилось во всех странах: в Молдавии - на треть, в Таджикистане - почти на четверть, в Армении - на 18%, в Белоруссии, Грузии, Казахстане, России и Украине - на 10-15%, в Азербайджане и Киргизии - соответственно на 2% и 1%. В то же время прием на дневное отделение вузов сократился во всех странах, кроме Армении и Грузии.

Таблица 9. Прием на обучение высшими учебными заведениями в 2001 году

 

Принято на обучение, всего, тысяч человек

Принято на платной основе в % к общему приему, всего

В том числе

На платные отделения государственных высших учебных заведений

В негосударственные высшие учебные заведения

Азербайджан

26,9

57

44

13

Армения

18,2

76

45

31

Белоруссия

75

56

37

19

Грузия

33,6

59

36

23

Казахстан

155,8

84

48

36

Киргизия

51,7

89

82

7

Молдавия

24,7

79

50

29

Россия

1461,6

60

46

14

Таджикистан

20,1

50

50

-

Туркменистан

-

-

-

Узбекистан

44,7

-

-

-

Украина

387,1

63

52

11

В большинстве стран наиболее высокими темпами росла численность принятых на обучение в негосударственные вузы: в Армении прием увеличился в 1,4 раза; в Белоруссии, Казахстане, России - в 1,3; в Молдавии - в 1,2 раза. Значительное снижение приема в частные вузы отмечалось в Азербайджане (на 41%) и Киргизии (на 8%).

Доля принятых на обучение на платной основе в государственные вузы в общей численности поступивших в высшие учебные заведения достаточно высока и в 2001 году во всех странах значительно превышала долю принятых в негосударственные вузы, особенно в Азербайджане, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, России, Украине.

Численность специалистов, подготовленных и выпущенных высшими учебными заведениями, в 2001 году по сравнению с 2000 годом существенно повысилась: в Киргизии - на 26%, в Белоруссии, Казахстане, России и на Украине - на 13-14%, в Грузии - на 10%. Небольшое увеличение имело место в Армении (на 4%) и Молдавии (на 2%). В Таджикистане выпуск снизился на 12%, в Азербайджане - на 2%.

Таблица 10. Выпуск специалистов высшими учебными заведениями в 2001 году

 

Выпущено специалистов, всего, тысяч человек

Выпущено специалистов, получивших платное образование в % к общему выпуску, всего

В том числе подготовленных

Платными отделениями государствен-ных вузов

Негосударственными вузами

Азербайджан

23,9

38

32

6

Армения

10,2

66

40

26

Белоруссия

44,1

37

24

13

Грузия

21,8

51

23

28

Казахстан

73,8

57

27

30

Киргизия

22,5

71

62

9

Молдавия

12,5

46

33

13

Россия

720,2

34

24

10

Таджикистан

12

37

37

-

Туркменистан

...

-

-

-

Узбекистан

31,6

-

-

-

Украина

312,8

8

Удельный вес специалистов, подготовленных на платных отделениях в государственных вузах, в общем числе выпускников в 2001 году в Азербайджане, Армении, Киргизии, Молдавии и России значительно превышал долю выпускников из негосударственных высших учебных заведений.

Закончили обучение на дневных отделениях высших учебных заведений в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России, Таджикистане и на Украине 56-67% всех студентов, закончивших обучение, в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии - 72-95%.

В последние годы несколько изменилось соотношение чисел выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. В 1996 году во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии, вузами было выпущено специалистов меньше (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Украина) или незначительно больше (Армения, Молдавия и Таджикистан), чем средними учебными заведениями. В 2001 году это соотношение изменилось в пользу специалистов с высшим образованием. В Казахстане на 100 выпускников средних специальных учебных заведений приходится 148 выпускников высших учебных заведений (в 1996 году - 75), в Киргизии - 268 (в 1996 году - 78), в Молдавии - 189 (120), на Украине - 212 выпускников (77).

Удельный вес женщин среди студентов в 2001/2002 учебном году в большинстве стран достигал 50-58%, в Азербайджане - 44%, в Таджикистане он не превышал четверти студентов. Однако доля женщин в составе студентов по сравнению с 2000/2001 учебным годом возросла во всех странах.

По итогам переписи населения 1999-2000 годов в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане получены новые данные, характеризующие уровень образования взрослого населения. Истекшее десятилетие между двумя последними переписями характеризуется увеличением доли лиц с высшим и полным средним образованием. Так, в Азербайджане, по данным новой переписи, 76% населения в возрасте 15 лет и старше имеют высшее и полное среднее образование (в 1989 году - 69%), в Белоруссии - 72% (60%), в Казахстане - 73% (64%), в Киргизии - 73% (66%), в Таджикистане - 73% (63%).

Источник: Статистика СНГ (Статистический бюллетень)
№12 (291) 2002 с. 61-114

Версия для печати Версия для печати

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most