Rambler's Top100

№ 93 - 94
16 - 31 декабря 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

События в Норд-Осте: Что это было? Спасение заложников или уничтожение террористов?

ВЦИОМ: Взгляд на события Норд-Ост месяц спустя

Демография террора

Состояние аварийности на автомобильном транспорте

Минздрав: внутрибольничные инфекционные болезни и меры по их предупреждению

Безработица в странах ОЭСР и странах с переходной экономикой

Состояние аварийности на автомобильном транспорте

(Материал из Государственного доклада по безопасности дорожного движения,
сайт ГУГИБДД СОБ МВД России: http://www.gibdd.ru/index2.php?id=178)

Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1 миллиона человек. По данным Комиссии Европейского сообщества, вследствие полученных травм в ДТП около 45 тысяч европейцев погибают и 1,6 миллиона получают ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно 25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.

Большинство экономически развитых государств уже прошли этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей, как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете на 1 тысячу жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются. В настоящее время количество транспортных средств, приходящихся на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии. В Российской Федерации значение этого показателя составляет 129 легковых автомобилей.

Значительно меньше, чем в других странах, гибнет людей в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тысяч жителей в Великобритании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Дании. Высокий уровень риска гибели в ДТП отмечен в Португалии, Польше.

С 1996 года наиболее существенно уменьшилось число погибших в расчете на 100 тысяч жителей в Венгрии и Дании (на 1,9) Люксембурге (на 1,8), Швейцарии (на 1,3). В России этот показатель сократился на 2,2.

В последние годы во многих европейских странах отмечено улучшение положения дел с обеспечением безопасности дорожного движения. В 1998 году по сравнению с 1995 годом количество ДТП, число погибших и раненых заметно сократилось в Бельгии и Швейцарии, число пострадавших в ДТП - в Испании, Нидерландах, Франции (таблица 1).

Таблица 1. Показатели аварийности и уровня автомобилизации отдельных стран
(1998 год)

Страна

Кол-во ДТП

Кол-во легковых а.м. на 1000 жителей

Кол-во ДТП на 100 тысяч жителей

Число погибших на 100 тысяч жителей

Число погибших на 10 тысяч ТС

Австрия

39225

481

485

11

2

Бельгия

51167

432

501

15

3

Великобритания*

236000

403

418

6

1

Венгрия

20147

220

200

14

5

Дания

7556

342

142

9

2

Испания

97570

409

248

15

3

Люксембург

1058

569

247

13

2

Норвегия

8864

403

200

8

2

Польша

61855

230

160

18

7

Португалия

49319

451

521

20

3

Россия

160300

129

110

20

9

Финляндия

6902

392

134

8

2

Франция

124387

457

212

14

3

Швейцария

22232

475

312

8

2

*Данные для Великобритании приведены за 1997 год

Анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном транспорте показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. В 1998 году, после периода снижения количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей, был отмечен рост данных показателей (в 1999 году снижение - по числу раненых). В 2000 году обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации несколько улучшилась: количество ДТП, число погибших и раненых в них людей по сравнению с предшествующим годом уменьшилось. Однако, в целом за последние пять лет при снижении общего количества ДТП на 1,8%, число погибших и раненых возросло соответственно на 0,4 и 0,6% (таблица 2).
Всего в 2000 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 157596 ДТП, в которых погибли 29594 и получили ранения 179401 человек. По сравнению с предшествующим годом число погибших практически не изменилось - снижение значения этого показателя составило всего лишь 0,4%, тогда как количество ДТП и число раненых в них людей сократились соответственно на 1,4% и 1,5%.

Таблица 2. Основные показатели аварийности в Российской Федерации
за 1996-2000 годах

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

кол-во

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

Человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

Человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

1996

160523

-4

29468

-10,1

178378

-3

1997

156515

-2,5

27665

-6,1

177924

-0,3

1998

160300

2,4

29021

4,9

183846

3,3

1999

159823

-0,3

29718

2,4

182123

-0,9

2000

157596

-1,4

29594

-0,4

179401

-1,5

В 2000 году третий год подряд возрастают значения относительных показателей аварийности: среднего числа погибших в 100 ДТП и тяжести последствий происшествий. По сравнению с 1997 годом они возросли соответственно на 6,2% и 5,2% (таблица 3).

Таблица 3. Относительные показатели аварийности на автомототранспорте в Российской Федерации за 1996-2000 годах

Год

Тяжесть последствий ДТП

Число погибших в 100 ДТП

1996

14,2

18,4

1997

13,5

17,7

1998

13,6

18,1

1999

14

18,6

2000

14,2

18,8

В среднем по России тяжесть последствий ДТП в 2000 году составила 14 погибших на 100 пострадавших, из каждых 100 тысяч жителей в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 144 человека.

Как и в прошлые годы, самый высокий уровень аварийности был зарегистрирован в июне - октябре с максимумом в августе. При этом суммарная доля количества происшествий за эти пять месяцев составила 53,0% от общего их количества за год, а числа погибших и раненых - соответственно 54,3% и 54,2%. Наибольшую тяжесть последствий имели происшествия в ноябре, а минимальную - в мае-июле.

Самыми "аварийно опасными" днями недели традиционно являются пятница, суббота и воскресенье. В общей сложности в эти дни произошла практически половина от общего количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей. Кроме того, происшествия, совершенные в пятницу и субботу, характеризуются самой высокой тяжестью последствий.

В течение суток наибольшее количество ДТП было совершено в период с 11 до 18 часов и с 18 до 22 часов, а самой высокой тяжестью последствий характеризовались происшествия в ночное время - с 0 до 7 часов.

Как и в предшествующие годы, основная доля всех ДТП (73,0%) произошла на территории городов и населенных пунктов. Всего в этих местах было совершено 115045 (-1,2%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 15366 (-1,0%) и ранены 126169 (-1,2%) человек (табл. 4).

Таблица 4. Основные показатели аварийности в городах и населенных пунктах
(2000 год)

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий ДТП

Коли-чество

в % от общего кол-ва ДТП

Чело-век

в % от общего числа погибших

Чело-век

в % от общего числа раненых

В населенных пунктах (всего)

115045

73

15366

51,9

126169

70,3

10,9

   в том числе:

в столицах республик, краевых, областных центрах

55597

35,3

6073

20,5

60753

33,9

9,1

в городах республиканского, краевого, областного подчинения

23226

14,7

2886

9,8

25608

14,3

10,1

в городах районного подчинения

15049

9,6

2161

7,3

16405

9,1

11,6

в иных населенных пунктах

21173

13,4

4246

14,3

23403

13

15,4

Свыше трети (34,3%) таких дорожно-транспортных происшествий зарегистрировано на территории крупных городов (таблица 5). Тяжесть последствий происшествий в городах и населенных пунктах в течение последних двух лет практически не изменилась и составила 11 погибших на 100 пострадавших.

Таблица 5. Основные показатели аварийности в крупных городах (2000 год)

Города

Количество ДТП

Число погибших на 100 тысяч жителей

Тяжесть последствий ДТП

Москва

7032

11,8

11,7

Санкт-Петербург

5878

14,3

9,6

Екатеринбург

2290

17,5

8,2

Омск

2017

10,5

5,2

Новосибирск

1587

9,9

7,5

Казань

1864

23

10,6

Челябинск

1525

11,8

7

Уфа

1191

8,9

7,1

Пермь

1014

13,5

11,1

Нижний Новгород

1101

11,3

11,8

Ростов-на-Дону

762

11

12,3

Самара

860

11,5

13,7

Свыше половины от общего количества ДТП (около 60%) в городах регистрируется в светлое время суток, тяжесть их последствий составляет 11 погибших на 100 пострадавших. Происшествия в темное время суток имеют более высокую тяжесть последствий (12). Почти каждое пятое (около 18%) ДТП совершается на участках с включенным освещением. Самые тяжелые последствия (30) имеют ДТП на неосвещаемых участках улиц и дорог.
На автомобильных дорогах страны в 2000 году было зарегистрировано 41969 (-2,2%) ДТП, тяжесть последствий которых в два раза превысила значение данного показателя для всех населенных пунктов (таблица 6).

Таблица 6. Основные показатели аварийности вне городов (2000 год)

 

ДТП

Погибло

Ранено

Тяжесть последствий ДТП

Коли-чество

в % от общего кол-ва ДТП

Чело-век

в % от общего числа погибших

Чело- век

в % от общего числа раненых

На дорогах (всего)

41969

26,6

14030

47,4

52601

29,3

21

   В том числе на:

федеральных

13323

8,4

5261

17,8

16716

9,3

24

территориальных

21552

13,7

6738

22,8

27280

15,2

20

ведомственных

2005

1,3

574

1,9

2465

1,4

19

частных

67

0,1

23

0,1

90

0,1

20

иных

5022

3,2

1434

4,8

6050

3,4

19

В других местах

582

0,4

198

0,7

631

0,4

24

Почти треть (31,7%) всех происшествий на автомобильных дорогах произошла на федеральной сети. Состояние безопасности дорожного движения на федеральных дорогах требует к себе пристального внимания. Так, дорожно-транспортные происшествия на федеральных дорогах характеризуются самой высокой тяжестью последствий. В минувшем году она составила 24 погибших из 100 пострадавших, что в 1,7 раза выше среднего значения данного показателя для всех ДТП (14) и более, чем в два раза превышает тяжесть последствий происшествий в городах и населенных пунктах.

В среднем на каждых 100 км федеральных дорог ежегодно совершается около 29 дорожно-транспортных происшествий, а на некоторых из них величина этого показателя значительно выше (таблица 7).

Таблица 7. Аварийность на отдельных федеральных дорогах (2000 год)

 

Количество ДТП

Тяжесть последствий ДТП

всего

на 100 км. протяженности

Все федеральные автомобильные дороги

13323

29

24

   в том числе:

«Байкал»

677

15

23

«Урал»

1484

51

26

«Волга»

1350

71

28

«Каспий»

378

21

25

«Дон»

1515

85

22

«Кола»

282

20

19

«Холмогоры»

585

45

27

«Кавказ»

645

51

23

«Енисей»

147

14

21

В 2000 году на территориальных автодорогах было зарегистрировано 21552 ДТП, что составило 51,4% от общего количества происшествий на автодорогах вне городов и населённых пунктов, или каждое седьмое от всех ДТП в стране. Тяжесть последствий ДТП на этих дорогах составила 20 погибших на 100 пострадавших, что несколько ниже, чем на федеральных автодорогах. На 100 км территориальных дорог в среднем совершено 4 ДТП.

В светлое время суток на автодорогах происходит более половины (58-60%) всех ДТП. В таких происшествиях из каждых 100 пострадавших смертельные травмы получают 15 человек. На неосвещенных участках совершается четверть (26%) происшествий. Они характеризуются максимальной тяжестью последствий - 27.

Особую группу составляют дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах, которые, как правило, связаны с большими человеческими жертвами. Всего в 2000 году на пересечениях автомобильных и железных дорог было зарегистрировано 407 ДТП, в которых погибло 124 и ранено 513 человек.

Среди всех пострадавших в ДТП людей абсолютное большинство составляют пешеходы. На их долю пришлось 44,1% от общего числа погибших и 38,4% - раненых. В среднем по стране из каждых 100 пострадавших пешеходов погибают 16 человек. Основную долю из общего числа пострадавших пешеходов составляют пенсионеры, учащиеся и рабочие (таблица 8).

Таблица 8. Распределение числа пострадавших пешеходов по отдельным социальным группам (2000 год)

 

Доля (в %) от числа

Тяжесть последствий ДТП

пострадавших

погибших

раненых

Служащие

6,2

3,1

6,8

7,8

Рабочие

18,6

17,5

18,8

15

Пенсионеры

20,1

24

19,4

19

Учащиеся

18,7

6,7

20,9

5,7

Ко второй по числу пострадавших в происшествиях группе участников дорожного движения относятся пассажиры транспортных средств, на долю которых приходится четвертая часть от общего числа всех погибших и треть - раненых в ДТП (рис. 2.3). В среднем травмы, полученные пассажирами, имеют менее тяжкие последствия (из каждых 100 пострадавших погибли 12 человек). Около половины всех пострадавших пассажиров в момент совершения ДТП находились на передних сидениях автомобилей рядом с водителем. У таких пассажиров зафиксирована и самая высокая тяжесть последствий полученных травм (13).

На долю пострадавших водителей приходится соответственно 27,9% и 27,2% от общего числа погибших и раненых участников дорожного движения. Средняя тяжесть последствий у травмированных в ДТП водителей составила 15 погибших из 100 пострадавших.

Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП - ребенок в возрасте до 16 лет, а наибольшую часть погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях составили люди в возрасте от 26 до 40 лет (таблица 9).

Таблица 9. Распределение числа погибших и раненых участников дорожного движения по возрасту (2000 год)

 

Доля (в %) от числа

Тяжесть последствий ДТП

погибших

раненых

До 7 лет

1,4

2,1

9,8

7-14

2,6

7,1

5,6

14-16

1,2

2,6

6,8

16-26

20,3

27,2

10,9

26-40

27

26,3

14,5

40-60

28

23,8

16,3

60 и более

14,4

10,4

18,6

Несмотря на то, что на протяжении последних лет число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей ежегодно снижается, обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом остается напряженной. Только за прошедшие пять лет на улицах и дорогах пострадало свыше 120 тысяч детей и подростков (таблица 10).

Таблица 10. Основные показатели детского дорожно-транспортного травматизма за 1996-2000 годах

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

Коли-чество

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

1996

24767

-2,3

2008

-11,2

24392

-1,7

1997

23574

-4,8

1748

-12,9

23364

-4,2

1998

23065

-2,2

1697

-2,9

22985

-1,6

1999

22161

-3,9

1608

-5,2

22024

-4,2

2000

21390

-3,5

1521

-5,4

21321

-3,2

Дети составляют почти треть (29%) от общего числа пострадавших в происшествиях велосипедистов и пятую часть (18%) - пешеходов. Более половины всех пострадавших в ДТП детей - школьники в возрасте от 7 до 14 лет, пятая часть - дети в возрасте от 14 до 16 лет (таблица 11).

Чаще всего в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы дети-пешеходы. Они составляют свыше 60% от общего числа пострадавших детей. Каждый четвертый (около 28%) пострадавший ребенок - это пассажир. При этом в 2000 году число пострадавших детей-пешеходов уменьшилось на 2,1%, а число пострадавших детей-пассажиров увеличилось на 4,1%.

Таблица 11. Распределение количества ДТП и числа пострадавших в них детей по возрастным группам (2000 год)

Возраст

Кол-во ДТП

Число пострадавших, человек

Удельный вес числа пострадавших детей данной возрастной группы в общем их числе (в %)

всего

в %

до 7 лет

4100

19,2

4222

18,5

от 7 до 14 лет

13009

60,8

13533

59,2

от 14 до 16 лет

4804

22,5

5087

22,3

Для детей-пешеходов характерны те же нарушения правил дорожного движения, что и для взрослых участников дорожного движения: переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданное появление на проезжей части из-за транспортных средств, деревьев, сооружений и др. Игра на дороге послужила причиной 2,6% всех происшествий с участием детей.

Анализ ДТП по их видам показывает, что самым распространенным является наезд на пешехода. В 2000 году на долю таких ДТП пришлась почти половина от общего количества происшествий. Причем, последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста как абсолютного количества, так и удельного веса ДТП данного вида (таблица 12).

За последние пять лет количество таких происшествий возросло на 2,5%. Их средняя тяжесть составила 16 погибших на 100 пострадавших. Основное количество наездов на пешеходов произошло вне зоны пешеходного перехода (40%) и более половины из них (56%) - при переходе пешеходами проезжей части на прямых участках дорог.

Таблица 12. Распределение (в %) количества дорожно-транспортных происшествий по основным видам за 1996-2000 годах

Год

Наезд на пешехода

Столкновение

Опрокидывание

Наезд на:

Иные виды

препятствие

стоящее ТС

1996

46,6

23,2

15,7

6,5

2,5

5,5

1997

47

24,5

14

6,4

2,5

5,6

1998

46,6

24,5

13,5

6,5

2,6

6,3

1999

47,9

24,7

13,1

6,2

2,6

5,5

2000

48,6

24,7

12,6

6,4

2,5

5,1

Четвертую часть всех ДТП составляют столкновения транспортных средств. По сравнению с 1996 годом количество происшествий данного вида увеличилось на 4,5%. Практически половина столкновений зарегистрирована при движении транспортных средств во встречном направлении, четвертая часть - прямые лобовые столкновения.

Опрокидывания транспортных средств характеризуются, как правило, высокой тяжестью последствий (15). Каждое восьмое опрокидывание совершено при съезде транспортных средств с дороги.

К отдельной группе относятся дорожно-транспортные происшествия с особо тяжкими последствиями (ДТП с ОТП). В 2000 году в Российской Федерации зарегистрировано 105 таких происшествий. В них погибли 469 и получили ранения 504 человека (таблица 13).

Таблица 13. Количество ДТП с ОТП и число пострадавших в них за 1996-2000 годах

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

Коли-чество

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

1996

102

-13,6

500

-1,4

437

-34,2

1997

105

2,9

453

-9,4

511

16,9

1998

118

12,4

525

15,9

566

10,8

1999

96

-18,6

418

-20,4

434

-23,3

2000

105

9,4

469

12,2

504

16,1

Ежегодно две трети ДТП с ОТП происходят на автомобильных дорогах. При этом в значительной степени тяжесть последствий ДТП с ОТП зависит от места совершения происшествия - в городах и населенных пунктах она существенно ниже, чем на дорогах. Если в городах из каждых 100 пострадавших в ДТП с ОТП людей погибло 36 человек, то на автодорогах их число составило 54 человека.

Основное влияние на уровень аварийности в стране оказывают водители транспортных средств, из-за нарушения правил дорожного движения (ПДД), которыми ежегодно совершается три четверти всех ДТП. В 1994-1997 годах прослеживалась устойчивая тенденция снижения значений основных показателей аварийности по вине участников дорожного движения данной категории. В 1998-1999 годах положение осложнилось: увеличилось как количество ДТП (1998 год), так и число погибших (1998, 1999 годы) и раненых (1998 год) в них людей. В 2000 году было зарегистрировано снижение основных показателей аварийности (на 1,9%; 2,0% и 1,7% соответственно) (таблица 14).

Таблица 14. Основные показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств за 1996-2000 годы

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

Коли-чество

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

1995

125386

-3,5

26807

-8,1

146685

-2,2

1996

120697

-3,7

24082

-10,2

142748

-2,7

1997

117437

-2,7

22599

-6,2

142530

-0,2

1998

120829

2,9

23875

5,6

148192

4

1999

119409

-1,2

24026

0,6

145909

-1,5

2000

117096

-1,9

23556

-2

143437

-1,7

Причиной основного количества ДТП из-за нарушений ПДД водителями является их низкая дисциплина. Каждое пятое происшествие связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Более трети всех нарушений (до 35% ДТП) составляет несоблюдение водителями скоростных режимов движения. Из-за выезда на полосу встречного движения происходит более 15% ДТП, следствием которых, как правило, являются лобовые столкновения, характеризующиеся высокой тяжестью последствий (около 20 погибших на 100 пострадавших).

Количество и удельный вес ДТП (в %) из-за основных видов нарушений ПДД водителями транспортных средств

Почти в половине ДТП были виновны водители в возрасте от 26 до 40 лет, причиной четверти ДТП являются нарушения, допущенные лицами, управлявшими транспортными средствами, в возрасте от 16 до 25 и от 41 до 59 лет. На долю водителей более старшего возраста пришлось около 7%, а детей и подростков в возрасте до 16 лет - около 2% происшествий.

Почти две трети всех ДТП из-за нарушений ПДД водителями совершено водителями легковых автомобилей, около 15 % - водителями мототранспорта, около 10% - грузовых автомобилей. На долю водителей автобусов приходится более 2,5% всех ДТП, тракторов и самоходных механизмов - около 2%.

Второй год растет аварийность, связанная с нарушениями ПДД водителями автобусов. Количество таких ДТП возросло на 5,4%. В 2000 году по причине несоблюдения ПДД водителями автобусов зарегистрировано 3357 ДТП.

Большая часть ДТП (75-80%) произошла из-за нарушений ПДД водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Всего в 2000 год из-за нарушения этими водителями ПДД было зарегистрировано 93068 происшествий, в которых погибло 18202 и было ранено 118789 человек.

Ежегодно в стране почти треть дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В минувшем году продолжился рост количества происшествий, связанных с нарушением ПДД пешеходами. В 2000 году из-за их недисциплинированности произошло 48607 (+0,4%) ДТП, в них погибло 7924 (+7,7%) и ранено 42782 (-0,8%) человека (таблица 15). Растет и тяжесть последствий таких происшествий. В 1999 году она составляла 15 погибших на 100 пострадавших, в прошедшем году - 16. Основными причинами данных происшествий является низкая дисциплина пешеходов и грубые нарушения ими ПДД. Так, более половины (59-61%) ДТП зафиксированы из-за перехода проезжей части в не установленном месте. Практически каждый четвёртый пешеход (23-25%), по вине которых произошли ДТП, находились в состоянии опьянения. Самой высокой тяжестью последствий (35) характеризуются ДТП, связанные с передвижением пешеходов вдоль проезжей части в попутном движению транспорта направлении. Неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за транспортных средств (в том числе стоящих), а также из-за сооружений и деревьев был причиной 15% ДТП.

Таблица 15. Основные показатели аварийности из-за нарушений ПДД пешеходами за 1996-2000 годы

Годы

ДТП

Погибло

Ранено

Количество

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

человек

± % к соответ-ствующему периоду прошлого года

1995

45346

-5,9

6451

-5,7

40293

-5,7

1996

43120

-4,9

5873

-9

38512

-4,4

1997

47656

10,5

6630

12,9

42941

11,5

1998

47597

-0,1

6776

2,2

42700

-0,6

1999

48397

1,7

7357

8,6

43117

1

2000

48607

0,4

7924

7,7

42782

-0,8

Основная часть происшествий из-за нарушений ПДД пешеходами (87-88%) происходит на улично-дорожной сети городов и населённых пунктов.

На автомобильных дорогах вне населённых пунктов из-за нарушений ПДД пешеходами отмечено каждое восьмое (около 13%) происшествие. В 2000 году зарегистрировано 6154 таких ДТП. Тяжесть их последствий составила 39 погибших на 100 пострадавших.

В целом за 1996-2000 годы количество ДТП увеличилось в 31 регионе, число погибших - в 40, а число раненых в - 44 субъектах Российской Федерации. Рост основных показателей аварийности был зарегистрирован в 22 регионах. В наибольшей степени их значения увеличились (более чем на 10,0%) в Республике Ингушетия, Республике Марий Эл, Московской и Костромской областях.

Определяющее воздействие на уровень аварийности в стране оказывает состояние безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Удельный вес ДТП в каждом из перечисленных регионов составил 2,5% - 6,0% от всех по России, а всего в этих регионах регистрируется треть (33,4%) происшествий от общего количества по стране.

На протяжении девяти лет (с 1992 года) в стране наблюдается тенденция снижения основных показателей аварийности (исключение составил 1998 год). Однако в последние годы она выражена менее ярко. Все значительнее проявляются негативные тенденции. В 1999 году наблюдалось увеличение числа погибших в ДТП людей, в 2000 году возросло количество ДТП из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, и пешеходами.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most