|
Состояние аварийности на автомобильном транспорте
(Материал из Государственного доклада по безопасности
дорожного движения,
сайт ГУГИБДД СОБ МВД России: http://www.gibdd.ru/index2.php?id=178)
Ежегодно в мире от ДТП погибает около 1 миллиона человек.
По данным Комиссии Европейского сообщества, вследствие полученных
травм в ДТП около 45 тысяч европейцев погибают и 1,6 миллиона получают
ранения, примерно один из каждых 80 европейцев умирает в возрасте
до 40 лет. На каждого погибшего в ДТП приходится приблизительно
25-35 раненых, многим из которых требуется госпитализация.
Большинство экономически развитых государств уже прошли
этап "взрывного" увеличения количества легковых автомобилей,
как правило, продолжающийся до уровня 300 единиц транспорта в расчете
на 1 тысячу жителей, после которого темпы роста автопарка замедляются.
В настоящее время количество транспортных средств, приходящихся
на тысячу жителей, превышает 500 единиц - в Люксембурге, 400 - в
Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии,
Франции, Швеции, 300 - в Дании и Финляндии. В Российской Федерации
значение этого показателя составляет 129 легковых автомобилей.
Значительно меньше, чем в других странах, гибнет людей
в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тысяч жителей
в Великобритании, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Дании. Высокий
уровень риска гибели в ДТП отмечен в Португалии, Польше.
С 1996 года наиболее существенно уменьшилось число погибших
в расчете на 100 тысяч жителей в Венгрии и Дании (на 1,9) Люксембурге
(на 1,8), Швейцарии (на 1,3). В России этот показатель сократился
на 2,2.
В последние годы во многих европейских странах отмечено
улучшение положения дел с обеспечением безопасности дорожного движения.
В 1998 году по сравнению с 1995 годом количество ДТП, число погибших
и раненых заметно сократилось в Бельгии и Швейцарии, число пострадавших
в ДТП - в Испании, Нидерландах, Франции (таблица 1).
Таблица 1. Показатели аварийности и уровня автомобилизации
отдельных стран
(1998 год)
Страна
|
Кол-во ДТП
|
Кол-во легковых а.м. на 1000 жителей
|
Кол-во ДТП на 100 тысяч жителей
|
Число погибших на 100 тысяч жителей
|
Число погибших на 10 тысяч ТС
|
Австрия
|
39225
|
481
|
485
|
11
|
2
|
Бельгия
|
51167
|
432
|
501
|
15
|
3
|
Великобритания*
|
236000
|
403
|
418
|
6
|
1
|
Венгрия
|
20147
|
220
|
200
|
14
|
5
|
Дания
|
7556
|
342
|
142
|
9
|
2
|
Испания
|
97570
|
409
|
248
|
15
|
3
|
Люксембург
|
1058
|
569
|
247
|
13
|
2
|
Норвегия
|
8864
|
403
|
200
|
8
|
2
|
Польша
|
61855
|
230
|
160
|
18
|
7
|
Португалия
|
49319
|
451
|
521
|
20
|
3
|
Россия
|
160300
|
129
|
110
|
20
|
9
|
Финляндия
|
6902
|
392
|
134
|
8
|
2
|
Франция
|
124387
|
457
|
212
|
14
|
3
|
Швейцария
|
22232
|
475
|
312
|
8
|
2
|
*Данные для Великобритании приведены за 1997 год
Анализ состояния и динамики аварийности на автомобильном
транспорте показывает, что уровень дорожно-транспортного травматизма
в стране продолжает оставаться недопустимо высоким. В 1998 году,
после периода снижения количества дорожно-транспортных происшествий
и числа пострадавших в них людей, был отмечен рост данных показателей
(в 1999 году снижение - по числу раненых). В 2000 году обстановка
с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации
несколько улучшилась: количество ДТП, число погибших и раненых в
них людей по сравнению с предшествующим годом уменьшилось. Однако,
в целом за последние пять лет при снижении общего количества ДТП
на 1,8%, число погибших и раненых возросло соответственно на 0,4
и 0,6% (таблица 2).
Всего в 2000 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано
157596 ДТП, в которых погибли 29594 и получили ранения 179401 человек.
По сравнению с предшествующим годом число погибших практически не
изменилось - снижение значения этого показателя составило всего
лишь 0,4%, тогда как количество ДТП и число раненых в них людей
сократились соответственно на 1,4% и 1,5%.
Таблица 2. Основные показатели аварийности в Российской
Федерации
за 1996-2000 годах
Годы
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
кол-во
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
Человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
Человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
1996
|
160523
|
-4
|
29468
|
-10,1
|
178378
|
-3
|
1997
|
156515
|
-2,5
|
27665
|
-6,1
|
177924
|
-0,3
|
1998
|
160300
|
2,4
|
29021
|
4,9
|
183846
|
3,3
|
1999
|
159823
|
-0,3
|
29718
|
2,4
|
182123
|
-0,9
|
2000
|
157596
|
-1,4
|
29594
|
-0,4
|
179401
|
-1,5
|
В 2000 году третий год подряд возрастают значения относительных
показателей аварийности: среднего числа погибших в 100 ДТП и тяжести
последствий происшествий. По сравнению с 1997 годом они возросли
соответственно на 6,2% и 5,2% (таблица 3).
Таблица 3. Относительные показатели аварийности на автомототранспорте
в Российской Федерации за 1996-2000 годах
Год
|
Тяжесть последствий ДТП
|
Число погибших в 100 ДТП
|
1996
|
14,2
|
18,4
|
1997
|
13,5
|
17,7
|
1998
|
13,6
|
18,1
|
1999
|
14
|
18,6
|
2000
|
14,2
|
18,8
|
В среднем по России тяжесть последствий ДТП в 2000 году
составила 14 погибших на 100 пострадавших, из каждых 100 тысяч жителей
в дорожно-транспортных происшествиях пострадало 144 человека.
Как и в прошлые годы, самый высокий уровень аварийности
был зарегистрирован в июне - октябре с максимумом в августе. При
этом суммарная доля количества происшествий за эти пять месяцев
составила 53,0% от общего их количества за год, а числа погибших
и раненых - соответственно 54,3% и 54,2%. Наибольшую тяжесть последствий
имели происшествия в ноябре, а минимальную - в мае-июле.
Самыми "аварийно опасными" днями недели традиционно
являются пятница, суббота и воскресенье. В общей сложности в эти
дни произошла практически половина от общего количества ДТП, числа
погибших и раненых в них людей. Кроме того, происшествия, совершенные
в пятницу и субботу, характеризуются самой высокой тяжестью последствий.
В течение суток наибольшее количество ДТП было совершено
в период с 11 до 18 часов и с 18 до 22 часов, а самой высокой тяжестью
последствий характеризовались происшествия в ночное время - с 0
до 7 часов.
Как и в предшествующие годы, основная доля всех ДТП
(73,0%) произошла на территории городов и населенных пунктов. Всего
в этих местах было совершено 115045 (-1,2%) дорожно-транспортных
происшествий, в которых погибли 15366 (-1,0%) и ранены 126169 (-1,2%)
человек (табл. 4).
Таблица 4. Основные показатели аварийности в городах
и населенных пунктах
(2000 год)
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Тяжесть последствий ДТП
|
Коли-чество
|
в % от общего кол-ва ДТП
|
Чело-век
|
в % от общего числа погибших
|
Чело-век
|
в % от общего числа раненых
|
В населенных пунктах (всего)
|
115045
|
73
|
15366
|
51,9
|
126169
|
70,3
|
10,9
|
в том числе:
|
в столицах республик, краевых, областных центрах
|
55597
|
35,3
|
6073
|
20,5
|
60753
|
33,9
|
9,1
|
в городах республиканского, краевого, областного подчинения
|
23226
|
14,7
|
2886
|
9,8
|
25608
|
14,3
|
10,1
|
в городах районного подчинения
|
15049
|
9,6
|
2161
|
7,3
|
16405
|
9,1
|
11,6
|
в иных населенных пунктах
|
21173
|
13,4
|
4246
|
14,3
|
23403
|
13
|
15,4
|
Свыше трети (34,3%) таких дорожно-транспортных происшествий
зарегистрировано на территории крупных городов (таблица 5). Тяжесть
последствий происшествий в городах и населенных пунктах в течение
последних двух лет практически не изменилась и составила 11 погибших
на 100 пострадавших.
Таблица 5. Основные показатели аварийности в крупных
городах (2000 год)
Города
|
Количество ДТП
|
Число погибших на 100 тысяч жителей
|
Тяжесть последствий ДТП
|
Москва
|
7032
|
11,8
|
11,7
|
Санкт-Петербург
|
5878
|
14,3
|
9,6
|
Екатеринбург
|
2290
|
17,5
|
8,2
|
Омск
|
2017
|
10,5
|
5,2
|
Новосибирск
|
1587
|
9,9
|
7,5
|
Казань
|
1864
|
23
|
10,6
|
Челябинск
|
1525
|
11,8
|
7
|
Уфа
|
1191
|
8,9
|
7,1
|
Пермь
|
1014
|
13,5
|
11,1
|
Нижний Новгород
|
1101
|
11,3
|
11,8
|
Ростов-на-Дону
|
762
|
11
|
12,3
|
Самара
|
860
|
11,5
|
13,7
|
Свыше половины от общего количества ДТП (около 60%)
в городах регистрируется в светлое время суток, тяжесть их последствий
составляет 11 погибших на 100 пострадавших. Происшествия в темное
время суток имеют более высокую тяжесть последствий (12). Почти
каждое пятое (около 18%) ДТП совершается на участках с включенным
освещением. Самые тяжелые последствия (30) имеют ДТП на неосвещаемых
участках улиц и дорог.
На автомобильных дорогах страны в 2000 году было зарегистрировано
41969 (-2,2%) ДТП, тяжесть последствий которых в два раза превысила
значение данного показателя для всех населенных пунктов (таблица
6).
Таблица 6. Основные показатели аварийности вне городов
(2000 год)
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Тяжесть последствий ДТП
|
Коли-чество
|
в % от общего кол-ва ДТП
|
Чело-век
|
в % от общего числа погибших
|
Чело- век
|
в % от общего числа раненых
|
На дорогах (всего)
|
41969
|
26,6
|
14030
|
47,4
|
52601
|
29,3
|
21
|
В том числе на:
|
федеральных
|
13323
|
8,4
|
5261
|
17,8
|
16716
|
9,3
|
24
|
территориальных
|
21552
|
13,7
|
6738
|
22,8
|
27280
|
15,2
|
20
|
ведомственных
|
2005
|
1,3
|
574
|
1,9
|
2465
|
1,4
|
19
|
частных
|
67
|
0,1
|
23
|
0,1
|
90
|
0,1
|
20
|
иных
|
5022
|
3,2
|
1434
|
4,8
|
6050
|
3,4
|
19
|
В других местах
|
582
|
0,4
|
198
|
0,7
|
631
|
0,4
|
24
|
Почти треть (31,7%) всех происшествий на автомобильных
дорогах произошла на федеральной сети. Состояние безопасности дорожного
движения на федеральных дорогах требует к себе пристального внимания.
Так, дорожно-транспортные происшествия на федеральных дорогах характеризуются
самой высокой тяжестью последствий. В минувшем году она составила
24 погибших из 100 пострадавших, что в 1,7 раза выше среднего значения
данного показателя для всех ДТП (14) и более, чем в два раза превышает
тяжесть последствий происшествий в городах и населенных пунктах.
В среднем на каждых 100 км федеральных дорог ежегодно
совершается около 29 дорожно-транспортных происшествий, а на некоторых
из них величина этого показателя значительно выше (таблица 7).
Таблица 7. Аварийность на отдельных федеральных дорогах
(2000 год)
|
Количество ДТП
|
Тяжесть последствий ДТП
|
всего
|
на 100 км. протяженности
|
Все федеральные автомобильные дороги
|
13323
|
29
|
24
|
в том числе:
|
«Байкал»
|
677
|
15
|
23
|
«Урал»
|
1484
|
51
|
26
|
«Волга»
|
1350
|
71
|
28
|
«Каспий»
|
378
|
21
|
25
|
«Дон»
|
1515
|
85
|
22
|
«Кола»
|
282
|
20
|
19
|
«Холмогоры»
|
585
|
45
|
27
|
«Кавказ»
|
645
|
51
|
23
|
«Енисей»
|
147
|
14
|
21
|
В 2000 году на территориальных автодорогах было зарегистрировано
21552 ДТП, что составило 51,4% от общего количества происшествий
на автодорогах вне городов и населённых пунктов, или каждое седьмое
от всех ДТП в стране. Тяжесть последствий ДТП на этих дорогах составила
20 погибших на 100 пострадавших, что несколько ниже, чем на федеральных
автодорогах. На 100 км территориальных дорог в среднем совершено
4 ДТП.
В светлое время суток на автодорогах происходит более
половины (58-60%) всех ДТП. В таких происшествиях из каждых 100
пострадавших смертельные травмы получают 15 человек. На неосвещенных
участках совершается четверть (26%) происшествий. Они характеризуются
максимальной тяжестью последствий - 27.
Особую группу составляют дорожно-транспортные происшествия
на железнодорожных переездах, которые, как правило, связаны
с большими человеческими жертвами. Всего в 2000 году на пересечениях
автомобильных и железных дорог было зарегистрировано 407 ДТП, в
которых погибло 124 и ранено 513 человек.
Среди всех пострадавших в ДТП людей абсолютное большинство
составляют пешеходы. На их долю пришлось 44,1% от общего числа погибших
и 38,4% - раненых. В среднем по стране из каждых 100 пострадавших
пешеходов погибают 16 человек. Основную долю из общего числа пострадавших
пешеходов составляют пенсионеры, учащиеся и рабочие (таблица 8).
Таблица 8. Распределение числа пострадавших пешеходов
по отдельным социальным группам (2000 год)
|
Доля (в %) от числа
|
Тяжесть последствий ДТП
|
пострадавших
|
погибших
|
раненых
|
Служащие
|
6,2
|
3,1
|
6,8
|
7,8
|
Рабочие
|
18,6
|
17,5
|
18,8
|
15
|
Пенсионеры
|
20,1
|
24
|
19,4
|
19
|
Учащиеся
|
18,7
|
6,7
|
20,9
|
5,7
|
Ко второй по числу пострадавших в происшествиях группе
участников дорожного движения относятся пассажиры транспортных средств,
на долю которых приходится четвертая часть от общего числа всех
погибших и треть - раненых в ДТП (рис. 2.3). В среднем травмы, полученные
пассажирами, имеют менее тяжкие последствия (из каждых 100 пострадавших
погибли 12 человек). Около половины всех пострадавших пассажиров
в момент совершения ДТП находились на передних сидениях автомобилей
рядом с водителем. У таких пассажиров зафиксирована и самая высокая
тяжесть последствий полученных травм (13).
На долю пострадавших водителей приходится соответственно
27,9% и 27,2% от общего числа погибших и раненых участников дорожного
движения. Средняя тяжесть последствий у травмированных в ДТП водителей
составила 15 погибших из 100 пострадавших.
Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП -
ребенок в возрасте до 16 лет, а наибольшую часть погибших и раненых
в дорожно-транспортных происшествиях составили люди в возрасте от
26 до 40 лет (таблица 9).
Таблица 9. Распределение числа погибших и раненых участников
дорожного движения по возрасту (2000 год)
|
Доля (в %) от числа
|
Тяжесть последствий ДТП
|
погибших
|
раненых
|
До 7 лет
|
1,4
|
2,1
|
9,8
|
7-14
|
2,6
|
7,1
|
5,6
|
14-16
|
1,2
|
2,6
|
6,8
|
16-26
|
20,3
|
27,2
|
10,9
|
26-40
|
27
|
26,3
|
14,5
|
40-60
|
28
|
23,8
|
16,3
|
60 и более
|
14,4
|
10,4
|
18,6
|
Несмотря на то, что на протяжении последних лет число
пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей ежегодно
снижается, обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом
остается напряженной. Только за прошедшие пять лет на улицах и дорогах
пострадало свыше 120 тысяч детей и подростков (таблица 10).
Таблица 10. Основные показатели детского дорожно-транспортного
травматизма за 1996-2000 годах
Годы
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Коли-чество
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
1996
|
24767
|
-2,3
|
2008
|
-11,2
|
24392
|
-1,7
|
1997
|
23574
|
-4,8
|
1748
|
-12,9
|
23364
|
-4,2
|
1998
|
23065
|
-2,2
|
1697
|
-2,9
|
22985
|
-1,6
|
1999
|
22161
|
-3,9
|
1608
|
-5,2
|
22024
|
-4,2
|
2000
|
21390
|
-3,5
|
1521
|
-5,4
|
21321
|
-3,2
|
Дети составляют почти треть (29%) от общего числа пострадавших
в происшествиях велосипедистов и пятую часть (18%) - пешеходов.
Более половины всех пострадавших в ДТП детей - школьники в возрасте
от 7 до 14 лет, пятая часть - дети в возрасте от 14 до 16 лет (таблица
11).
Чаще всего в дорожно-транспортных происшествиях получают
травмы дети-пешеходы. Они составляют свыше 60% от общего числа пострадавших
детей. Каждый четвертый (около 28%) пострадавший ребенок - это пассажир.
При этом в 2000 году число пострадавших детей-пешеходов уменьшилось
на 2,1%, а число пострадавших детей-пассажиров увеличилось на 4,1%.
Таблица 11. Распределение количества ДТП и числа пострадавших
в них детей по возрастным группам (2000 год)
Возраст
|
Кол-во ДТП
|
Число пострадавших, человек
|
Удельный вес числа пострадавших детей данной возрастной
группы в общем их числе (в %)
|
всего
|
в %
|
до 7 лет
|
4100
|
19,2
|
4222
|
18,5
|
от 7 до 14 лет
|
13009
|
60,8
|
13533
|
59,2
|
от 14 до 16 лет
|
4804
|
22,5
|
5087
|
22,3
|
Для детей-пешеходов характерны те же нарушения правил
дорожного движения, что и для взрослых участников дорожного движения:
переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданное появление
на проезжей части из-за транспортных средств, деревьев, сооружений
и др. Игра на дороге послужила причиной 2,6% всех происшествий с
участием детей.
Анализ ДТП по их видам показывает, что самым распространенным
является наезд на пешехода. В 2000 году на долю таких ДТП пришлась
почти половина от общего количества происшествий. Причем, последние
годы наблюдается устойчивая тенденция роста как абсолютного количества,
так и удельного веса ДТП данного вида (таблица 12).
За последние пять лет количество таких происшествий
возросло на 2,5%. Их средняя тяжесть составила 16 погибших на 100
пострадавших. Основное количество наездов на пешеходов произошло
вне зоны пешеходного перехода (40%) и более половины из них (56%)
- при переходе пешеходами проезжей части на прямых участках дорог.
Таблица 12. Распределение (в %) количества дорожно-транспортных
происшествий по основным видам за 1996-2000 годах
Год
|
Наезд на пешехода
|
Столкновение
|
Опрокидывание
|
Наезд на:
|
Иные виды
|
препятствие
|
стоящее ТС
|
1996
|
46,6
|
23,2
|
15,7
|
6,5
|
2,5
|
5,5
|
1997
|
47
|
24,5
|
14
|
6,4
|
2,5
|
5,6
|
1998
|
46,6
|
24,5
|
13,5
|
6,5
|
2,6
|
6,3
|
1999
|
47,9
|
24,7
|
13,1
|
6,2
|
2,6
|
5,5
|
2000
|
48,6
|
24,7
|
12,6
|
6,4
|
2,5
|
5,1
|
Четвертую часть всех ДТП составляют столкновения транспортных
средств. По сравнению с 1996 годом количество происшествий данного
вида увеличилось на 4,5%. Практически половина столкновений зарегистрирована
при движении транспортных средств во встречном направлении, четвертая
часть - прямые лобовые столкновения.
Опрокидывания транспортных средств характеризуются,
как правило, высокой тяжестью последствий (15). Каждое восьмое опрокидывание
совершено при съезде транспортных средств с дороги.
К отдельной группе относятся дорожно-транспортные происшествия
с особо тяжкими последствиями (ДТП с ОТП). В 2000 году в Российской
Федерации зарегистрировано 105 таких происшествий. В них погибли
469 и получили ранения 504 человека (таблица 13).
Таблица 13. Количество ДТП с ОТП и число пострадавших
в них за 1996-2000 годах
Годы
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Коли-чество
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
1996
|
102
|
-13,6
|
500
|
-1,4
|
437
|
-34,2
|
1997
|
105
|
2,9
|
453
|
-9,4
|
511
|
16,9
|
1998
|
118
|
12,4
|
525
|
15,9
|
566
|
10,8
|
1999
|
96
|
-18,6
|
418
|
-20,4
|
434
|
-23,3
|
2000
|
105
|
9,4
|
469
|
12,2
|
504
|
16,1
|
Ежегодно две трети ДТП с ОТП происходят на автомобильных
дорогах. При этом в значительной степени тяжесть последствий ДТП
с ОТП зависит от места совершения происшествия - в городах и населенных
пунктах она существенно ниже, чем на дорогах. Если в городах из
каждых 100 пострадавших в ДТП с ОТП людей погибло 36 человек, то
на автодорогах их число составило 54 человека.
Основное влияние на уровень аварийности в стране оказывают
водители транспортных средств, из-за нарушения правил дорожного
движения (ПДД), которыми ежегодно совершается три четверти всех
ДТП. В 1994-1997 годах прослеживалась устойчивая тенденция снижения
значений основных показателей аварийности по вине участников дорожного
движения данной категории. В 1998-1999 годах положение осложнилось:
увеличилось как количество ДТП (1998 год), так и число погибших
(1998, 1999 годы) и раненых (1998 год) в них людей. В 2000 году
было зарегистрировано снижение основных показателей аварийности
(на 1,9%; 2,0% и 1,7% соответственно) (таблица 14).
Таблица 14. Основные показатели аварийности из-за нарушения
ПДД водителями транспортных средств за 1996-2000 годы
Годы
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Коли-чество
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
1995
|
125386
|
-3,5
|
26807
|
-8,1
|
146685
|
-2,2
|
1996
|
120697
|
-3,7
|
24082
|
-10,2
|
142748
|
-2,7
|
1997
|
117437
|
-2,7
|
22599
|
-6,2
|
142530
|
-0,2
|
1998
|
120829
|
2,9
|
23875
|
5,6
|
148192
|
4
|
1999
|
119409
|
-1,2
|
24026
|
0,6
|
145909
|
-1,5
|
2000
|
117096
|
-1,9
|
23556
|
-2
|
143437
|
-1,7
|
Причиной основного количества ДТП из-за нарушений ПДД
водителями является их низкая дисциплина. Каждое пятое происшествие
связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.
Более трети всех нарушений (до 35% ДТП) составляет несоблюдение
водителями скоростных режимов движения. Из-за выезда на полосу встречного
движения происходит более 15% ДТП, следствием которых, как правило,
являются лобовые столкновения, характеризующиеся высокой тяжестью
последствий (около 20 погибших на 100 пострадавших).
Количество и удельный вес ДТП (в %) из-за основных видов
нарушений ПДД водителями транспортных средств
Почти в половине ДТП были виновны водители в возрасте
от 26 до 40 лет, причиной четверти ДТП являются нарушения, допущенные
лицами, управлявшими транспортными средствами, в возрасте от 16
до 25 и от 41 до 59 лет. На долю водителей более старшего возраста
пришлось около 7%, а детей и подростков в возрасте до 16 лет - около
2% происшествий.
Почти две трети всех ДТП из-за нарушений ПДД водителями
совершено водителями легковых автомобилей, около 15 % - водителями
мототранспорта, около 10% - грузовых автомобилей. На долю водителей
автобусов приходится более 2,5% всех ДТП, тракторов и самоходных
механизмов - около 2%.
Второй год растет аварийность, связанная с нарушениями
ПДД водителями автобусов. Количество таких ДТП возросло на 5,4%.
В 2000 году по причине несоблюдения ПДД водителями автобусов зарегистрировано
3357 ДТП.
Большая часть ДТП (75-80%) произошла из-за нарушений
ПДД водителями транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
Всего в 2000 год из-за нарушения этими водителями ПДД было зарегистрировано
93068 происшествий, в которых погибло 18202 и было ранено 118789
человек.
Ежегодно в стране почти треть дорожно-транспортных происшествий
происходит из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами.
В минувшем году продолжился рост количества происшествий, связанных
с нарушением ПДД пешеходами. В 2000 году из-за их недисциплинированности
произошло 48607 (+0,4%) ДТП, в них погибло 7924 (+7,7%) и ранено
42782 (-0,8%) человека (таблица 15). Растет и тяжесть последствий
таких происшествий. В 1999 году она составляла 15 погибших на 100
пострадавших, в прошедшем году - 16. Основными причинами данных
происшествий является низкая дисциплина пешеходов и грубые нарушения
ими ПДД. Так, более половины (59-61%) ДТП зафиксированы из-за перехода
проезжей части в не установленном месте. Практически каждый четвёртый
пешеход (23-25%), по вине которых произошли ДТП, находились в состоянии
опьянения. Самой высокой тяжестью последствий (35) характеризуются
ДТП, связанные с передвижением пешеходов вдоль проезжей части в
попутном движению транспорта направлении. Неожиданный выход пешеходов
на проезжую часть из-за транспортных средств (в том числе стоящих),
а также из-за сооружений и деревьев был причиной 15% ДТП.
Таблица 15. Основные показатели аварийности из-за нарушений
ПДД пешеходами за 1996-2000 годы
Годы
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Количество
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
человек
|
± % к соответ-ствующему периоду прошлого года
|
1995
|
45346
|
-5,9
|
6451
|
-5,7
|
40293
|
-5,7
|
1996
|
43120
|
-4,9
|
5873
|
-9
|
38512
|
-4,4
|
1997
|
47656
|
10,5
|
6630
|
12,9
|
42941
|
11,5
|
1998
|
47597
|
-0,1
|
6776
|
2,2
|
42700
|
-0,6
|
1999
|
48397
|
1,7
|
7357
|
8,6
|
43117
|
1
|
2000
|
48607
|
0,4
|
7924
|
7,7
|
42782
|
-0,8
|
Основная часть происшествий из-за нарушений ПДД пешеходами
(87-88%) происходит на улично-дорожной сети городов и населённых
пунктов.
На автомобильных дорогах вне населённых пунктов из-за
нарушений ПДД пешеходами отмечено каждое восьмое (около 13%) происшествие.
В 2000 году зарегистрировано 6154 таких ДТП. Тяжесть их последствий
составила 39 погибших на 100 пострадавших.
В целом за 1996-2000 годы количество ДТП увеличилось
в 31 регионе, число погибших - в 40, а число раненых в - 44 субъектах
Российской Федерации. Рост основных показателей аварийности был
зарегистрирован в 22 регионах. В наибольшей степени их значения
увеличились (более чем на 10,0%) в Республике Ингушетия, Республике
Марий Эл, Московской и Костромской областях.
Определяющее воздействие на уровень аварийности в стране
оказывает состояние безопасности дорожного движения в Республике
Татарстан, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Московской,
Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, городах Москве и
Санкт-Петербурге. Удельный вес ДТП в каждом из перечисленных регионов
составил 2,5% - 6,0% от всех по России, а всего в этих регионах
регистрируется треть (33,4%) происшествий от общего количества по
стране.
На протяжении девяти лет (с 1992 года) в стране наблюдается
тенденция снижения основных показателей аварийности (исключение
составил 1998 год). Однако в последние годы она выражена менее ярко.
Все значительнее проявляются негативные тенденции. В 1999 году наблюдалось
увеличение числа погибших в ДТП людей, в 2000 году возросло количество
ДТП из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных
средств, принадлежащих юридическим лицам, и пешеходами.
|