Rambler's Top100

№ 91 - 92
2 - 15 декабря 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Поколение, которое теряет Россия

Натиск психоактивных веществ

Курить начинают с 10 лет

Более 80% пятнадцатилетних россиян употребляют пиво

Почти половина молодежи знакома с наркотиками

Что, где, почем?

Есть ли лечение и профилактика?

Надо что-то делать

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Филипп Виссон. Демон среди нас. Philippe Visson. Le demon parmi nous (1969) Поколение, которое теряет Россия

Над темой номера работал
Александр Арефьев

Более 80% пятнадцатилетних россиян употребляют пиво

Алкоголь относится к сильно действующим психоактивным веществам, вызывающим устойчивую зависимость. Злоупотребление алкоголем для России - не новость, но сейчас к связанным с этим и хорошо известным давним бедам добавилось то, что привыкание к алкоголю начинается во все более молодых возрастах.

Если в 1991 году молодые люди начинали употреблять спиртное в среднем с 15,5 лет, то в 2001 году - уже с 11 (табл. 1). Юноши в этом отношении опережают девушек на 0,7 года. По данным МВД количество несовершеннолетних, к которым применяются меры административного воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, постоянно растет: в 1998 году - 294 тысячи человек, в 1999 году - 305, в 2000 году - 307 тысяч14.

С той или иной частотой потребляют различные алкогольные напитки, согласно личному признанию, 81,8% молодых людей. 75,9% опрошенных пьют пиво (примерно в равной степени и девушки, и юноши). Водку употребляют 41,5% юношей и 24,2% девушек, причем ее пьют 45% работающих, учащихся ПТУ и нигде не работающих и не обучающихся. Спирт и самогон предпочитают 11% представителей сильного пола и 5,1% слабого. Вино употребляют 36,7% девушек и 19,4% юношей. Естественно, на "питейный рацион" подрастающего поколения оказывает серьезное воздействие материальное положение семьи. Так, потребление спирта, самогона и водки снижается при повышении уровня благосостояния семьи, а вина, коньяка, джина, виски, рома повышается. Пиво пьют практически в равной степени и в бедных, и в состоятельных семьях. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет "балуется" пивом, а в составе 13-летних - двое из каждых троих, в том числе девочки (табл. 2). Интенсивность потребления крепких напитков возрастает с 15-летнего возраста.

Таблица 2. Доля потребляющих различные спиртные напитки в составе возрастных групп молодежи (в % к числу опрошенных)

Возраст, лет

Пиво

Вино

Водка

Коньяк

Другие крепкие напитки

Спирт, самогон

Не пьют алкоголь

12

34,3

9,1

7,1

3

2

3

49,5

15

81,3

26,9

27,5

6

9,3

9,3

12,1

18

85,3

36,8

39,9

15,3

11,7

9,2

3,1

21

80,7

39,4

46,8

19,3

17,4

9,2

2,8

Рисунок 2. Доля потребляющих спиртные напитки среди молодежи
в возрасте 12-22 года

Среди опрошенных 5,4% распивают алкогольные напитки ежедневно, 21,1% - раз в 2-3 дня, 26,3% - раз в неделю, 20,1% - 2-3 раза в месяц, 8,9% - очень редко. При этом разовая доза алкоголя довольно велика: вина - по 260 мл, водки - по 230 мл, коньяка - по 130 мл, других крепких напитков (ром, виски, джин) - по 165 мл, самогона - по 175 мл. Пива юноши выпивают по 1,3 л, а девушки - по 0,9 л.

На основании приведенных данных правомерно утверждать: входящих в группу риска (т.е. рискующих стать "запойными") насчитывается не менее 5%. Если к ним прибавить пьющих "через день", то доля молодежи, злоупотребляющей сегодня спиртными напитками, составляет 26,5%, то есть, примерно, 2,9 миллиона человек. При отсутствии эффективной профилактической работы количество больных алкоголизмом будет пополняться за счет молодых.

"Средний" представитель молодежи ежемесячно тратит на покупку алкогольных напитков 222 рубля, за год набирается 2660 рублей. Это означает, что ежегодно на покупку алкоголя молодыми людьми тратится около 800 миллионов долларов. Обратим внимание на то, что российский рынок алкогольных напитков, так же, как и табачных изделий, в основном контролируется иностранным капиталом15. И так же активно развивается: например, производство пива в России с 1996 по 1998 годы увеличилось на 61%.


14 - Сборник тезисов международной конференции "Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)". М.: Красная Звезда. 2001. с.12
15 - Так, производство "Клинского", "Сибирской короны" и "Толстяка" полностью в руках "Sun Interbrew", эта же бельгийско-индийская компания владеет сетью региональных заводов по производству следующих марок пива: "Премьер" (Иваново), "Спартак", "Викинг" (Саранск), "Рифей", "Пермское губернское" (Пермь); "Росар" (Омск), "Патра" (Екатеринбург) и т.д. Пиво "Старый мельник" производит турецкая фирма "Efes Brewenes Group"; "Невское" - финская компания "Sinebrychoff"; "Золотая бочка" - южноафриканская корпорация "South African Brewenes"; знаменитые сорта пива "Балтика" (гигантский светящийся рекламный щит которого смотрит прямо на Кремль) давно являются собственностью (75% акций) шведской компании "Baltic Beverage Holding", ей же принадлежат (100% акций) "Ярпиво", "Донпиво", "Тульское пиво", "Челпикс" (челябинское пиво) и т.д.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most