|
ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
С
сентября начнется масштабная кампания, направленная на привлечение
россиян к участию в переписи населения
Об этом заявил президент ЗАО "КРОС", обеспечивающей
информационную поддержку переписи 2002 года Сергей Зверев, выступая
на заседании Окружной комиссии по организации проведения Всероссийской
переписи населения 2002 года на территории Северо-Западного федерального
округа. По его словам, в сентябре выпуски таких передач, как "Поле
чудес", "Намедни", "Сто к одному" и других
будут посвящены переписи. Кроме того, запланировано телеобращение
патриарха Алексия II к верующим с призывом принять участие в переписи
населения. Уже сейчас информационную кампанию "можно назвать
вполне приличной", отметил Зверев. Он отметил, что за 2001-2002
годы число публикаций в СЗФО, посвященных проблеме переписи, достигло
2 тысяч, а в целом по России - 10 тысяч. Информационная кампания,
запланированная на сентябрь-октябрь, будет в основном направлена
на региональный уровень. Так, в СЗФО будет установлено 20
щитов с наружной рекламой, из которых
100 в Санкт-Петербурге. На региональных телеканалах выйдут
1200 рекламных роликов. Кроме того, в регионе будет распространена
печатная продукция общим тиражом 1,7 миллиона экземпляров. Специально
для привлечения населения в регионах будет реализована программа
"Детская перепись", и уже работает телефон "горячей
линии" 8-800-200-10-02.
Росбалт.ru, 21 августа
"Детская перепись" стартует
С 9 сентября 2002 года в школах России начнется реализация
программы "Детская перепись". Мероприятие направлено на
популяризацию Всероссийской переписи 2002 года как среди детей,
так и среди их родителей. Смысл "Детской переписи" состоит
в том, чтобы втянуть ребят в игровые ситуации, связанные с получением
статистических данных. Вся информация на тему переписи будет включена
в программы таких дисциплин как география, история, литература,
иностранный язык, граждановедение и обществознание. Всю необходимую
информацию, как для уроков, так и для проведения конкурсов и викторин
педагоги получили заранее и в готовом виде. Начнется "Детская
перепись" со специальных "Уроков переписи", на которых
учащиеся узнают о демографической ситуации в своем городе, селе
или крае. Самые младшие на этих уроках будут рисовать на тему "Моя
семья", "Мой двор", "Мой день рождения",
а затем "пересчитают" своих родных, друзей, соседей. Ребята
постарше (5 и 7 классы) - будут отгадывать ребусы и кроссворды на
соответствующую тематику, а 8-10 классы получат задание написать
рефераты по демографии края и истории переписи. Материалы в помощь
учащимся уже имеются во всех школах. Как сообщает "Новый регион"
со ссылкой на пресс-службу Госкомстата, после "Уроков переписи"
начнется так называемая деловая игра. В ней по желанию могут участвовать
все учащиеся со 2-го по 11-й класс. Каждый школьник сможет выбрать
то, что ему больше по душе: быть переписчиком и ходить по школе
с "опросными листами" или быть статистиком, чтобы посчитать
то, что получается; аналитиком, чтобы сделать выводы или журналистом,
чтобы рассказать всем, как проходит перепись. Закончится "Детская
перепись" подсчетом и анализом данных, собранных в ходе игры.
Regions.ru, 26 августа
Перепись под угрозой срыва?
В начале этого года Госкомстат провел тендер на поставку
программного обеспечения переписи населения, в котором приняли участие
четыре соискателя - "Крок", ABBYY, Step Logic и "Интеллектуальные
системы". Победила компания "Крок". Организаторы
согласились уплатить "Кроку" за предложенную систему "СВОД-М1"
51,5 миллиона рублей. ABBYY такое решение не устроило. Как пишет
еженедельник "Эксперт", компания утверждает, что ее предложение
было вдвое дешевле, хотя точная стоимость и не называется, а главное
организаторы тендера вскрыли только один конверт с предложением
- кроковский. Госкомстат оправдывается: оборудование "Крок"
превосходит остальные по техническим показателям, а также тем, что
ABBYY не имеет необходимых лицензий на работу с секретными данными.
Однако второе возражение вызвало недоумение не только у проигравших,
но затем и у арбитражного суда. Почему ABBYY вообще была допущена
к конкурсу? Почему не было учтено, что эти лицензии были у субподрядчика
ABBYY - системного интегратора "АйТи"? И вообще, что за
государственные секреты таятся в данных, собираемых от сугубо частных
лиц, и как они могут стать известны поставщику софта? Московский
арбитражный суд удовлетворил иск ABBYY и отменил результаты тендера.
Если суд высшей инстанции не изменит это решение, Госкомстату придется
проводить повторный конкурс. Но тут снова возникают вопросы, и один
из них: а кто возместит "Кроку" убытки за уже проделанную
работу, если компания этот повторный тендер проиграет? Но самое
неприятное даже не это, а то, что из-за отмены тендера под угрозой
оказалась вся перепись. По закону повторный конкурс может состояться
не ранее чем через 45 дней, а обработка данных переписи должна завершиться
в течение 100 дней после сбора листов - нетрудно вычислить, что,
либо первый, либо второй срок будет неминуемо сорван. Если, конечно,
высшая судебная инстанция согласится с мнением Московского арбитражного
суда. И если власти прислушаются к мнению судей.
Вести РТР, 23 августа
Россиян посчитают по последнему слову
техники
Перепись в нашей стране всегда нечто большее, чем сбор
статистической информации. Готовиться к этому ответственному мероприятию
в Государственном комитете по статистике РФ, отвечающем за организацию
и проведение переписной кампании, начали задолго. Россиян всеми
средствами убеждают в необходимости "вписать себя в историю",
заверяя в безопасности и конфиденциальности переписной кампании.
И вот, незадолго до старта кампании тема Переписи-2002 неожиданно
перешла в плоскость высоких технологий - государство прилагает максимум
усилий, чтобы для обработки данных переписи использовались самые
совершенные технические решения.
Госкомстат провел конкурс на разработку и внедрение программного
обеспечения для первичной обработки материалов Всероссийской переписи
населения 2002 года. Однако его результаты были признаны недействительными
решением Московского арбитражного суда, удовлетворившего иск одного
из участников конкурса - российской компании ABBYY Software House.
Компания ABBYY, являющаяся авторитетным игроком на рынке технологий
ввода и распознавания данных, посчитала, что результаты тендера
могли быть иными, если бы не была нарушена процедура ее проведения.
Кроме того, организаторы забыли провести независимую экспертизу
предложений участников тендера, что могло вызвать непонимание крупных
операторов рынка информационных технологий. Отрадно, что возникшая
проблема получила вполне цивилизованное разрешение, не ущемляющее
интересы сторон.
В ABBYY уверены, что именно ее опыт и уникальные технологии позволяют
наиболее эффективно провести Всероссийскую перепись населения, а
финансовое предложение ABBYY позволило бы государству сэкономить
более 10 миллионов рублей.
Характерно, что решение суда вызвало в прессе тревожные комментарии
об угрозе срыва переписи из-за невозможности оперативно исправить
ошибку и вовремя обработать данные переписных листов. В Госкомстате
оперативно отреагировали на появившиеся слухи, заверив, что до начала
обработки данных переписи возможно провести новый тендер.
Более того, процессы сбора информации и ее обработки формально не
связаны между собой, поэтому затянувшийся выбор оптимального подрядчика
для анализа данных переписных листов никак не повлияет на сроки
начала работы переписчиков. Тем не менее, вопрос о том, как будет
проходить обработка стратегической информации, остается открытым.
В самом Госкомстате высказывают опасение, что процесс обработки
данных переписи может затянуться из-за несовершенства существующей
технологии. При отсутствии качественного программного обеспечения
по вводу и распознаванию данных переписных листов львиная доля времени
уйдет на их кодировку. Специалисты Госкомстата будут вручную вносить
специальные цифровые коды в переписные листы. Только после этого
компьютер сможет "прочесть" информацию. Руководство ABBYY
уверяет, что использование технологии компании позволит снизить
трудозатраты на кодировку в десять раз.
Нельзя забывать и о том, что для успешной реализации государственных
проектов федерального масштаба по вводу данных исполнитель должен
иметь не только качественный продукт, но и успешный опыт его внедрения.
Компания ABBYY этим требованиям отвечает в полной мере. Так, по
заказу Министерства по налогам и сборам России, ABBYY внедрила программный
комплекс по вводу налоговых деклараций и обработке справок о доходах
физических лиц. Аналогичная система на базе продукта ABBYY FormReader
давно используется и Федеральной службой налоговой полиции РФ для
ввода в базы данных большого объема конфиденциальных документов
финансово-хозяйственной отчетности. Даже бланки Пенсионного фонда
РФ обрабатываются на основе технологий ABBYY, а уникальный эксперимент
по проведению в этом году единого государственного экзамена изначально
разрабатывался Министерством образования совместно со специалистами
компании.
Руководство ABBYY рассчитывает, что при проведении нового тендера
в Госкомстате учтут эти немаловажные нюансы. Генеральный директор
компании Сергей Андреев не скрывает, что участие в значимых государственных
проектах рассматривается как приоритетная задача деятельности ABBYY.
Компания готова использовать свой уникальный опыт и технологии для
первичной обработки материалов Всероссийской переписи населения
.
Андрей ДАЦКИЙ. "Российская газета",
21 августа 2002 года
Предварительные итоги работы "Горячей
линии" по вопросам переписи
26 августа в Пресс-клубе "Ч-ре стороны" состоялась
пресс-конференция на тему "Горячая линия" переписи населения.
Итоги работы". Гостями Пресс-клуба были начальник управления
переписи населения и демографической статистики Ирина Збарская,
заместитель председателя Госкомстата Сергей Колесников и президент
компании "КРОС" Сергей Зверев. Сергей Колесников познакомил
журналистов с последними новостями, связанными с проведением переписи
населения в отдаленных районах России.
Сергей Зверев - Президент компании "КРОС", которая проводит
информационную кампанию по Всероссийской переписи, - познакомил
журналистов с итогами работы "горячей линии". Этот информационный
канал начал свою работу 13 мая 2002 года, и за это время поступило
3426 звонков, из которых примерно треть была обработана операторами,
остальные поступили на автоответчик, работающий круглосуточно. На
основе анализа содержания звонков специалистами была составлена
десятка самых задаваемых вопросов. Чаще всего граждане интересовались
тем, каким образом будет проходить перепись: в какие сроки, где
можно оставить свой "след" в истории России, зачем вообще
нужна перепись, кто именно подлежит учету Госкомстата. Еще один
блок вопросов был связан с содержанием переписного листа, остальные
вопросы касались переписного персонала, в частности, того, как можно
отличить переписчика и куда нужно обращаться, чтобы стать переписчиком.
Как сообщил Сергей Зверев, специально подготовленные операторы не
только отвечают на задаваемые вопросы, но и используют канал "горячей
линии" для изучения отношения заинтересованных граждан, к предстоящему
событию. Так, на контрольный вопрос, собираетесь ли вы принять участие
в переписи, было получено 2,1% отрицательных ответов в июле, в июне
так называемых "отказников" было 0,7 %, в мае - 1,4 %.
Рост числа тех, кто не хочет участвовать в переписи, как считает
президент компании "КРОС", связан с несколькими факторами:
во-первых, агитационная компания в летние месяцы была не столь активной,
во-вторых, сейчас о переписи узнали люди, которые наименее социально
активны.
Вместе с тем, как пояснил Сергей Колесников, исследования Фонда
"Общественное мнение" показывают стабильный уровень "отказнических"
настроений в обществе - сегодня не желают принимать участие в переписи
примерно 3% всего населения страны. Сергей Зверев также попытался
"нарисовать" журналистам портрет потенциального "отказника":
как правило, это житель Москвы с низким уровнем образования и доходов,
ему около 30 лет. Его нежелание участвовать в государственном мероприятии
может быть связано с протестными установками по отношению к власти
вообще, а также может отражать неудовлетворенность собственным положением
в обществе. Но, как заверил журналистов Сергей Зверев, в оставшиеся
до переписи 43 дня будет сделано все, чтобы отказов участвовать
в общем исследовании страны было как можно меньше.
С 19 августа "горячая линия" будет работать без выходных.
В 90% субъектов федерации граждане уже имеют возможность сделать
бесплатный звонок и задать любой интересующий их вопрос. Отвечая
журналистам, Сергей Зверев также рассказал о технологии работы операторов.
По его словам, операторы имеют полный информационный блок ответов
на стандартные вопросы. В случае, если возникнут затруднения, ситуацию
может разъяснить дежурный специалист Госкомстата. Возможный список
вопросов был составлен специалистами "КРОСа", сообщил
президент компании. Скорректированный с учетом опыта работы "горячей
линии" этот список лег в основу информационной брошюры "Всероссийская
перепись населения 2002 года. Вопросы и ответы", презентация
которой также состоялась на встрече. Брошюра, выпущенная тиражом
в 100 тысяч экземпляров будет бесплатно распространяться в больницах,
магазинах, учреждениях и других общественных местах.
Руководители Госкомстата и компании "КРОС" также ответили
на ряд вопросов, связанных с подготовкой к переписи населения. Как
пояснила начальник управления переписи населения и демографической
статистики Ирина Збарская, работы по подготовке представляют собой
сложный комплекс мероприятий, осуществляемых в четко определенные
сроки. Так, обучение тех, кто будет непосредственно опрашивать население,
начнется через месяц - 30 сентября. Ирина Збарская сообщила, что
примерно 40% переписного персонала будут составлять студенты. Госкомстат
уже заключил соглашение с Министерством образования, при выполнении
условий которого отвлечение учащихся ВУЗов от процесса обучения
на 19 дней не должно иметь далеко идущих последствий для качества
образования - во время проведения переписи высшие школы скорректируют
учебные программы. Кроме того, в проведении мероприятия планируется
задействовать работников социальных учреждений, а также сельскую
интеллигенцию и сельскую администрацию. Также, утверждает Ирина
Збарская, большинство переписчиков - женщины, поскольку им больше
доверяют.
Основные проблемы, связанные с непосредственным проведением переписи,
могут возникнуть при исследовании группы граждан с высоким уровнем
дохода. Возможно, этот вопрос частично удастся решить с помощью
организации переписи по телефону и на переписных пунктах. Гости
Пресс-клуба выразили надежду на то, что с помощью средств массовой
информации количество негативных явлений, связанных с проведением
Всероссийской переписи, - случаев отказа участвовать в мероприятии,
различного рода преступлений, совершаемых "лже-переписчиками",
- удастся свести к минимуму, и призвали журналистов полнее и объективнее
информировать население о предстоящем мероприятии
.
Пресс-клуб "Ч-ре стороны", 26 августа
С 4 октября переписчики начнут знакомиться
с жителями и договариваться об удобном времени и месте проведения
переписи
Об этом во время медиа-тура "Готовность административных
округов к предстоящей переписи" сообщил заместитель мэра столицы
в правительстве Москвы, председатель Комиссии по проведению Всероссийской
переписи населения 2002 года в Москве Анатолий Петров. Он пояснил,
что переписчики выяснят удобное время суток, а также то, в квартире
или на переписном участке гражданин будет проходить перепись. Анатолий
Петров также сообщил, что 1 октября откроются 4616 инструкторских
участков, где 40,5 тысячи человек пройдут четырехдневный подготовительный
тренинг и после тщательной проверки органами МВД, получат полномочия
переписчика Всероссийской переписи населения 2002 года. После распределения
по участкам, данные переписчика будут переданы в банк информации
и каждый москвич, обратившийся по телефону "Горячей линии"
"Москвичам - о переписи 2002" - 788-16-44, сможет узнать
фамилию "своего" переписчика. "Горячая линия"
работает ежедневно с 9:00 до 21:00, в ночное время базовую информацию
о переписи дает автоматическая система.
Председатель комиссии отметил, что "дополнительным методом
подготовки граждан к переписи" станут встречи на предприятиях,
а также агитационные плакаты и афиши, которые будут расклеены на
остановках общественного транспорта и в метро. В ходе медиа-тура
журналистам продемонстрировали автоматизированную систему мониторинга
хода переписи 2002 ЦАО г. Москвы. Эта информационная компьютерная
система для оперативной обработки и предоставления информации населению
о ходе подготовки и результатах обработки переписи-2002. Данная
система будет доступна всем пользователям Интернет (адрес: http://census.granit.ru),
а также любому жителю Москвы - с помощью киосков, установленных
в префектуре и в управах городских районов. Пользователь может самостоятельно
установить принадлежность своего дома к определенному участку, увидеть
фамилии и телефоны ответственных за перепись в этом районе лиц.
В дальнейшем здесь появятся и данные участковых переписчиков.
Росбалт.ru, 22 августа
|