Освещение подготовки к переписи населения в Российских
СМИ
По
материалам Компании развития общественных связей (КРОС)
С 1 февраля 2001 г. по 31 мая 2002 г. в прессе, информагенствах
и электронных СМИ было зафиксировано 6179 сообщений с упоминаниями
переписи населения.
Рисунок 1. Динамика распределения упоминаний Всероссийской
переписи населения в центральной, региональной прессе, информагенствах
и электронных СМИ
Для информационного поля вокруг переписи населения является
характерным преобладание материалов региональной прессы, на долю
которой приходится почти половина всех упоминаний (рис. 2). В совокупности
центральная и региональная пресса занимает 69% от общего количества
упоминаний населения в СМИ.
Рисунок 2. Распределение материалов с упоминанием переписи
населения в СМИ
Анализ оценочной окраски сообщений показывает, что в
информационном поле вокруг переписи населения преобладают нейтральные
публикации (76%). Общее количество материалов с позитивной окраской
в 5 раз превосходит число негативно-ориентированных материалов (20%
против 4%).
Рисунок 3. Распределение оценочных характеристик всех
упоминаний Всероссийской переписи населения в СМИ
Более доброжелательную и взвешенную позицию по отношению
к предстоящей переписи занимают региональные СМИ.
Основную угрозу для популяризации переписи среди населения представляют
те "страхи", которые раскручиваются (намеренно или невольно)
преимущественно в центральных СМИ:
- Кампания по переписи является покушением на личное имущество
и частную жизнь граждан;
- Результатом переписи станет новый виток "закручивания гаек",
который в первую очередь отразится на рядовом гражданине;
- Средства, выделенные на проведение переписи, будут расходоваться
не по назначению;
- Вся идея проведения переписи является насаждаемой "сверху"
инициативой и не представляет значения и тем более интереса для
простых граждан.
Пресс-индексы 1 переписи-2002
показывают динамичный, нарастающий характер информационно-разъяснительной
компании в СМИ по разъяснению населению целей и задач переписи.
По сравнению с другими актуальными программами, реализуемыми государством
(реформа ЖКХ, пенсионная реформа), информационно-разъяснительная
работа по переписи не снижает свои темпы, постепенно завоевывая
медийное поле. Особенно заметны темпы роста информационно-разъяснительной
кампании в регионах.
Рисунок 4. Пресс-индексы некоторых государственных
задач в федеральной московской прессе
Рисунок 5. Пресс-индексы некоторых государственных задач
в региональной прессе
Информационно-разъяснительная работа по вопросам Всероссийской
переписи населения ведется при участии администраций субъектов Российской
Федерации (рис. 6):
Рисунок 6. Участие администраций субъектов Российской
Федерации в информационно-разъяснительной работе по вопросам Всероссийской
переписи населения 2002 года
* Пассивное противодействие ИРР - преобладание в СМИ Республики
Татарстан негативной информации, вызванной опасениями в связи
с возможным занижением численности татар при подведении итогов
переписи.
1 - Пресс-индекс переписи (реформы ЖКХ, пенсионной
реформы) в федеральной и московской прессе - это выраженное в процентах
отношение числа публикаций в федеральных и основных московских печатных
изданиях, в которых упоминалась перепись (реформа ЖКХ, пенсионная
реформа) в течение месяца к общему количеству публикаций за тот
же период.
|