|
Перепись населения и коренные малочисленные народы России
Письмо в редакцию "Демоскопа Weekly"
Уважаемый
редактор!
Я постоянная читательница Вашего журнала и благодарна Вам, что Вы
помещаете много материалов по проблемам предстоящей переписи. На
мой взгляд, при ее подготовке, особенно по вопросам, характеризующим
этнический состав населения страны, недостаточно учитывается мнение
ученых и общественности. Я посылаю Вам небольшую статью и буду благодарна,
если Вы ее опубликуете.
О себе: Строгальщикова Зинаида Ивановна, старший научный
сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории
Карельского научного центра РАН, кандидат исторических наук. Живу
и работаю в Петрозаводске, Республика Карелия. Я также возглавляю
общественную организацию "Общество вепсской культуры"
и назначена Председателем ЭКОСОС экспертом Постоянного Форума ООН
по вопросам коренных народов восточноевропейского региона.
С уважением, Зинаида Строгальщикова
Ниже публикуется статья З.И. Строгальщиковой.
ГОСКОМСТАТ НАРУШАЕТ ЗАКОН "О ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ
НАСЕЛЕНИЯ"
В январе 2002 года был принят Федеральный Закон "О
Всероссийской переписи населения". В соответствии с ним перепись
"является основным источником формирования федеральных информационных
ресурсов, касающихся численности и структуры населения, распределения
по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими
характеристиками, национальным и языковым составом населения, его
образовательным уровнем". Это означает, что перепись должна
быть проведена таким образом, что все вопросы ее программы должны
быть соотнесены с национальным и языковым составом населения. Однако
программа и процедура переписи, разработанная Госкомстатом РФ и
утвержденная Правительством РФ, не позволит полностью реализовать
данное требование закона.
О языковом составе. Из проекта переписного листа
в июне этого года снят вопрос о родном языке. Более столетия он
включался в программу всех переписей нашей страны и характеризовал
языковой состав населения, т.е. распределение его по родному языку.
Он был и в программе пробной переписи 2000 года. Остались лишь вопросы:
"Владеете ли Вы русским языком?" и "Какими иными
языками Вы владеете? Ответы на них не дадут четкой информации о
языковом составе населения страны. Государство и сами народы не
смогут оценить происшедшие изменения в отношении народов России
к родному языку за годы демократизации общества и не получат необходимых
данных для проведения обоснованной и ответственной языковой политики
государства в соответствии с требованиями статьи 68 Конституции
России, гарантирующей "всем ее народам право на сохранение
родного языка, создание условий для его изучения и развития".
Данное важное решение было принято без широкого обсуждения с представителями
общественных национальных организаций и участия региональных властей.
Оно идет в разрез с действующей политикой государства в области
языковой политики, направленной на развитие и поддержку языков народов
России.
Не все народы России по итогам переписи будут иметь
полную и представительную информацию о своем положении. Опрос
населения при переписи планируется провести по двум вопросникам:
по короткому, состоящему из 11 вопросов, будет опрошено все население,
а по длинному, дополненному еще 6-ю вопросами для работающих и 3-мя
для безработных - только каждая четвертая семья. Госкомстат для
получения статистически представительной и сравнимой по всем регионам
информации по рекомендации специалистов намерен обследовать по длинному
вопроснику, т.е. полной программе все население субъектов РФ, численность
которых менее 500 тысяч человек, а также в труднодоступных районах,
районах проживания малочисленных народов Севера, в Республике Северная
Осетия-Алания и г. Байконур. Однако необходимость сбора сведений
по полной программе переписи не рассматривалась в зависимости от
численности народов, хотя очевидно, что выборочный опрос по народам
и этническим группам с небольшой численностью не даст статистически
представительной информации по вопросам, дополняющим основной вопросник.
И данные по ним будут неполными и несравнимыми с материалами по
остальным народам. Применение к ним процедуры выборочного обследования,
заведомо не обеспечивающего представительность и полноту сведений
по всем народам страны, весьма уязвимо и с правовой точки зрения,
поскольку все народы России, независимо от численности и места их
проживания, имеют равное право на получение полной информации о
своем состоянии по итогам Всероссийской переписи.
Ситуация с коренными малочисленными народами.
Решение о сплошном обследовании по полной программе не было принято
даже по отношению к ним. Перечень коренных малочисленных народов
был утвержден в марте 2000 г. Постановлением Правительства РФ №
255 в соответствии с Федеральным Законом "О гарантиях прав
коренных малочисленных народов РФ", принятым 30 апреля 1999
года. Дополнительные вопросы: об отрасли производства, в которой
занят опрашиваемый(ая), его (ее) непосредственном занятии и должностном
положении на предприятии или учреждении, о времени проживания в
настоящем месте жительства, о месте проживания в период проведения
предыдущей переписи, а для женщин - числе рожденных ее детей - чрезвычайно
важны для современной оценки положения коренных малочисленных народов
и перспектив их развития. Они крайне необходимы федеральным и региональным
властям для реализации уже существующего специального законодательства
по отношению к данным народам, как особой категории населения, соблюдение
прав которых гарантировано статьей 69 Конституцией России на уровне
международных стандартов. Российская Федерация в периодических отчетах
по выполнению обязательств по международным договорам о соблюдению
прав человека, важнейшим аспектом которых является и соблюдение
прав коренных народов, как одной из наиболее уязвимых групп населения,
обязана давать в них информацию о положении коренных народов и соблюдении
их прав.
Решение о проведение Госкомстатом сплошного обследования
по полной программе в субъектах РФ с незначительной численностью
населения и в районах проживания малочисленных народов Севера (они
утверждены Постановлениями Правительства РФ № 22 и 997 в 1993 году)
проблему получения полной информации о коренных малочисленных народах
не закрывает. Значительная часть их представителей проживает за
пределами данных районов. Доля горожан у некоторых из них составляет
более половины. Вполне вероятно, что и ситуация с их расселением
за последнее десятилетие изменилась. Но самое существенное, что
к народам Севера отнесены лишь 30 из 45 указанных в Едином перечне
коренных малочисленных народов РФ. Конкретные районы проживания
15-ти народов: абазин, алюторцев, бесермян, вепсов, ижоров, камчадалов,
нагайбаков, сойотов, тазов, теленгитов, тубалар, чуванцев, челканцев,
чулымцев, шапсугов правительством до сих пор не утверждены, а данные
о месте их проживания в перечне указаны в основном на уровне субъектов
федерации. Сам процесс формирования Единого перечня в соответствии
с законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов
происходил лишь по инициативе руководителей регионов. Ряд из них,
по незнанию или нежеланию, не обратились в центр с ходатайством
о включении проживающих в их территориях малочисленных народов в
Единый перечень. Поэтому в нем места исконного проживания некоторых
народов указаны неполно. Так, бесермяне указаны как проживающие
в Удмуртии, хотя их поселения есть и в Кировской области, абазины
- в Карачаево-Черкесии, но они проживают и в Ставропольском крае,
вепсы - только в Карелии и Ленинградской области, а Вологодская
область в перечне не упомянута. Не все регионы, где имеются места
их компактного расселения, имеют численность населения менее 500
тысяч человек и будут подвергнуты сплошному опросу по полной программе.
Предложения Госкомстату по решению проблемы. В
соответствии с законом "О Всероссийской переписи населения"
федеральные органы исполнительной власти ответственны за организацию
и проведение переписи среди отдельных категорий населения. Таковыми
с учетом действующего специального законодательства с полным правом
могут рассматриваться и коренные малочисленные народы. Поэтому,
изложив доводы о необходимости сплошного обследования коренных малочисленных
народов по полной программе, мною в феврале 2002 г. была высказана
просьба Госкомстату о принятии им специального постановления, обеспечивающего
обследование представителей коренных малочисленных народов по полной
программе, независимо от места их проживания.
Технически это было возможно решить следующим образом.
Поскольку дополнительные вопросы полностью занимают оборотную сторону
длинного вопросника, то предлагалось подготовить на его основе отдельную
анкету-приложение, которая должна заполняться в случае отнесения
опрашиваемого(ей) по национальности к одному из указанных в Едином
перечне коренных малочисленных народов. Это предложение было поддержано
Председателем Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных
народов Федерального Собрания РФ А.В. Назаровым, членом Совета Федерации
Федерального Собрания РФ, Председателем Совета Ассамблеи народов
России Р.Г. Абдулатиповым, Президентом Ассоциации коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Н.С. Харючи. Однако
руководители Госкомстата, ссылаясь на отсутствии "конкретных
адресов их проживания", необходимость дополнительных средств,
которые потребуются для изучения с 450 тыс. переписчиками перечня
малочисленных народов, заявили о невозможности проведения их обследования
по полной программе.
Частичное решение проблемы. Обсуждение вопросов,
связанных с особенностями обследования коренных малочисленных народов
в процессе предстоящей переписи, состоялось 24 июня 2002 г. у Министра
Российской Федерации В.Ю. Зорина с участием Статс-секретаря Госкомстата
С.В. Колесникова, депутата Государственной Думы В.П. Маркова, зав.
отделом Института этнологии и антропологии РАН Д.А. Функа, заместителя
председателя Исполкома Совета Ассамблеи народов России А.Г. Колмакова
и автора настоящей статьи. По итогам обсуждения было решено уточнить
места компактного проживания (на уровне муниципальных образований,
сельских советов, национальных сел и поселков) коренных малочисленных
народов, особенно в тех регионах, численность которых более 500
тысяч. С учетом этих данных, предполагалось, что Госкомстат рассмотрит
вопрос о принятии решения о проведении переписи по полной программе
хотя бы в местах их компактного проживания. О необходимости предоставлении
таких сведений были проинформированы общественные организации данных
народов. Частично, такая информация в адрес Госкомстата уже поступает.
Если бы на итоги данного совещания последовала заинтересованная
реакция со стороны Госкомстата, ответственного перед государством
за предоставление достоверной информации о положении народов России
по данным переписи, даже сейчас - за два месяца до ее начала - возможно
было бы внести необходимые коррективы в процедуру ее проведения
в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.
Это позволило бы получить по данным народам более полную и объективную
информацию.
Принятие закона "О Всероссийской переписи населения",
впервые в истории нашей страны создавшего базу для легитимного проведения
первой переписи населения после столь существенных изменений в жизни
страны, безусловно, важное достижение в дальнейшем строительстве
правого государства. При его представлении в Государственной Думе
27 ноября 2001 года Председатель Госкомстата В.Л. Соколин, как официальный
представитель Правительства РФ, заявил, что лейтмотивом данного
законопроекта стали "соблюдение прав человека, соответствие
сведений, собираемых в ходе переписи, конституционным основам нашего
государства". К сожалению, наличие закона "О Всероссийской
переписи населения" отнюдь не означает, что руководство страны
собирается проводить перепись с учетом его требований и конституционных
положений о равноправии народов, в том числе и на информацию, получаемую
по ее итогам.
З.И. Строгальщикова
|