|
|
Эмиграция
из России по данным зарубежной статистики |
|
Над темой номера работал
Михаил ДЕНИСЕНКО
|
Особая роль России для Израиля 4
В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно
важный процесс с точки зрения экономического и демографического
развития процесс, но и как один из ключевых элементов государственной
идеологии. Поэтому не приходится удивляться тому, что иммиграционный
поток в страну подлежит тщательному статистическому наблюдению.
С целью содействия ускоренной и безболезненной адаптации иммигрантов
в Израиле создано Министерство абсорбции иммигрантов. Контроль над
иммиграционными процессами опирается на разработанную законодательную
базу, основу которой составляют Закон о возвращении или Закон о
въезде в страну.
Определение международного мигранта в национальной статистике
Израиля отличается от того, которое рекомендует ООН. Граждане других
государств, приезжающие или уезжающие из Израиля, при пересечении
границы заполняют специальные формы в соответствие с выданным им
типом визы: иммиграционная, туристическая, на временное проживание
и др. Сведения о лицах с иммиграционной визой затем передаются в
регистр населения. Согласно определению, иммигрантом в Израиле считается
гражданин другого государства, который въезжает в Израиль с целью
постоянного проживания в соответствии с положениями Закона о возвращении
или Закона о въезде в страну. Кроме того, в статистике международной
миграции Израиля выделяется такая специфическая категория как "потенциальные
иммигранты". Согласно циркуляру Министерства внутренних дел,
с 1991 года к этой категории относятся лица, которые прибыли в страну
по иммиграционной визе или сертификату в соответствии с Законом
о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до 3 лет с
целью выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные
иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год.
В целом, в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными
социально-демографическими характеристиками.
Международная миграция граждан Израиля определяется
иначе, чем иностранцев. В категорию "выехавшие израильтяне"
попадают те граждане Израиля, которые собираются пробыть за границей
365 дней и более, но до отъезда пробыли в Израиле как минимум 90
дней. К категории "возвращающиеся граждане Израиля" относятся
те израильтяне, которые прожили за рубежом 365 дней и более и намереваются
остаться в Израиле как минимум на 90 дней.
За период с 1919 по 1989 год в Израиль прибыло 270 тысяч
иммигрантов, рожденных на территории бывшего СССР, или примерно
12% от общего числа иммигрантов за этот период. С 1990 по 2000 год
Израиль принял более 870 тысяч уроженцев бывших союзных республик.
Эта величина составила 26% от общего числа в 3333 тысячи зарегистрированных
иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год.
Распределение мигрантов по республикам бывшего союза,
как предыдущему месту проживания, в израильской статистике приводится
с 1990 года. За период с 1990 по 1997 год большая часть иммигрантов
прибыла из Украины (более 225 тысяч), Российской Федерации (более
220 тысяч), Узбекистана (около 70 тысяч) и Белоруссии (более 61
тысячи). Процентное распределение иммигрантов за 1990-е годы между
основными ареалами их происхождения представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Распределение иммигрантов в Израиль по основным
регионам их происхождения.
Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле
в целом идентичны, поскольку главный критерий их определения - выезд
из страны и въезд в страну с целью постоянного проживания - совпадает.
В общем, за 1990-1997 годы между российскими данными по эмиграции
в Израиль и израильскими данными по иммиграции из России соблюдается
баланс. По российским данным в Израиль выбыло чуть более 203 тысяч
человек, по израильским данным - из России прибыло порядка 215 тысяч
человек. Однако в отдельные годы наблюдаются достаточно существенные
различия. Так, в 1990 году, согласно данным МВД СССР, разрешение
на выезд в Израиль получила 61 тысяча жителей РСФСР. По израильской
статистике в страну прибыло чуть более 45 тысяч человек из Российской
Федерации (с учетом потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все
из тех, кто получил разрешение на выезд из России, воспользовались
им, а часть выехавших отправилась не в Израиль, а другую страну.
В последующие годы различия между статистическими оценками двух
стран сократились, но при этом наблюдалось устойчивое превышение
израильских оценок над российскими (табл. 3). В 1995-1997 годах
разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью осторожности
предположим, что вероятный поток иммигрантов из России в Израиль
в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских
статистических справочниках.
4- В качестве исходных статистических материалов
этого раздела использовались издания разных лет Central Bureau of
Statistics, Immigration to Israel, Jerusalem, и Central Bureau of
Statistics, Statistical Abstract of Israel, Jerusalem.
|