Rambler's Top100

№ 61 - 62
1 - 14 апреля 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Россия готовится к переписи

Все 100 процентов населения должны быть охвачены переписью

Конкурс на лучший материал о переписи

Национальность на три цифры

Татары разберутся внутри своего этноса

Идеологических отказников немного

На рекламу переписи населения будет истрачено 8 миллионов долларов

Рубильник – орудие Госкомстата

В Бурятии не хватает переписчиков с высшим образованием

Идеологических отказников немного

Пока большинство россиян высказывает согласие и даже желание участвовать в переписи. Мы ведем мониторинг с прошлой осени, и отказников - всего около 6%. Отказываются люди по разным причинам, в основном потому, что не понимают, какую пользу принесет перепись лично им, или боятся отвечать на какие-то вопросы, особенно касающиеся источников дохода. Причем, как ни странно, чаще других отказываются общаться с переписчиками представители социально активных слоев, люди, которые считают, что сделали себя сами и потому ничем государству не обязаны. Это индивидуалисты, слабо ощущающие себя частью народа, гражданами России.

Теоретически все-таки можно убедить многих принять участие в переписи. Особенно в том случае, когда причина отказа вполне объективна, и существуют конкретные жизненные обстоятельства, мешающие человеку поговорить с переписчиком. Кто-то, например, живет не там, где прописан, снимает квартиру и боится, что откровенность с переписчиком может обернуться неприятностями. Отдельная проблемная категория - призывники, которые прячутся от военкомата. Как правило, для того, чтобы привлечь этих людей, достаточно объяснить им, что переписчики не будут никого преследовать, ловить или выдавать властям.

Кое-кто из наших респондентов высказывает опасения, связанные с самой процедурой переписи. Некоторым приходится объяснять элементарные вещи: если не хочется отпирать дверь незнакомому человеку, можно переговорить с переписчиком по телефону. Можно заглянуть на стационарный переписной участок. С точки зрения пропагандистской работы уговорить таких сомневающихся будет довольно легко.

Сложнее переубедить тех, кто отказывается по убеждениям. Людей, которые желают любой ценой насолить власти. Такие граждане связывают с властью все свои беды и неурядицы, считают ее виновником и чувствуют жгучую потребность отомстить. При этом они уверены, что перепись нужна исключительно властям, а власть - изначально антинародная субстанция, и цели у нее всегда антинародные. Перепись, с их точки зрения, проводится, чтобы потом было легче решать какие-то фискальные и карательные задачи или манипулировать голосами избирателей во время выборов. Такое идеологическое обоснование отказа - очень непростой случай, здесь, как правило, недостаточно просто объяснить, что никто не спрашивает вас об ИНН и не просит декларировать все доходы. Для работы с такой "идейной" аудиторией нужны особые пропагандистские усилия. Сколько на самом деле таких убежденных противников переписи живет сегодня в России, мы, наверное, узнаем только в ходе самой переписи. Но, в конце концов, Госкомстат, насколько мне известно, умеет работать и с неполными данными.

Светлана КЛИМОВА, ведущий социолог фонда "Общественное мнение".
Время новостей On-line, 27 марта 2002 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most