Rambler's Top100

№ 735 - 736
1 - 27 августа 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Трудовая миграция из городов российской глубинки

Что мы знаем о трудовой миграции россиян

Распространенность трудовой миграции в малых городах

Причины участия в работе на выезде

Портрет трудового мигранта из малого города

Направления выезда на работу

Экономические резоны работы в других городах

Выгоды и издержки трудовой миграции

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция из городов российской глубинки // Демоскоп Weekly. 2017. № 735-736. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0735/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Трудовая миграция из городов
российской глубинки

Над темой номера работали

Никита
МКРТЧЯН

Юлия
ФЛОРИНСКАЯ

Портрет трудового мигранта из малого города

По результатам нашего опроса, подавляющее большинство вовлеченных в трудовую миграцию из малых городов – мужчины (три четверти), сравнительно молодые - средний возраст – 36 лет (в 2015 году средний возраст занятых мужчин в России в целом - 40 лет). В основном это люди семейные (51% - состоят в зарегистрированном браке, еще 15% - в незарегистрированном), более половины (57%) имеют несовершеннолетних детей. Таким образом, стратегия участия в трудовой миграции, это, как правило, не выбор «одиночек», а стратегия выживания в целом домохозяйства.

Преобладающее образование опрошенных мужчин – трудовых мигрантов – среднее профессиональное (47%), еще пятая часть имеет за плечами колледж или ПТУ. С высшим и неоконченным высшим образованием – лишь каждый восьмой, в то же время вообще без профессионального образования – почти каждый пятый.

Опрошенные женщины, выезжающие на работу, старше мужчин, средний возраст – 38 лет; среди них ниже доля семейных (57%, включая зарегистрированный и незарегистрированный брак) и больше разведенных и вдовых (в два раза). По-видимому, выбор женщиной стратегии трудовой миграции часто обусловлен необходимостью стать единственным кормильцем для своего домохозяйства. Опрошенные женщины – трудовые мигранты, как и в целом в российском населении, образованнее мужчин: каждая четвертая – с высшим и незаконченным высшим образованием, и только каждая восьмая – без профессионального образования.

Подавляющее большинство опрошенных трудовых мигрантов в своем городе живет в отдельном жилье – квартире, собственном доме или части дома (94%). По данным Росстата, в 2015 году 99% домохозяйств в малых городах были обеспечены отдельным жильем[21]. Одновременно, 28% в той или иной мере не устраивают их жилищные условия. Видимо, отсутствие жилья редко становится выталкивающим фактором для поиска заработка в других городах, а вот неудовлетворенность его качеством – возможно. С другой стороны, именно наличие собственного жилья в своем городе играет решающую роль в случае принятия решения о прекращении выездной работы и поиске работы по месту жительства.

Основная часть трудовых мигрантов оценивает материальные условия своих домохозяйств как средние – 38% хватает денег на еду и одежду, но крупные покупки недоступны, 36% доступно все, кроме покупки недвижимости (табл. 2). Полностью обеспеченными свои домохозяйства считают 7% опрошенных, при этом в Вязниках таких менее 1%, а в Сатке – каждый десятый.

Таблица 2. Какая из оценок наиболее точно характеризует материальное положение Вашего домохозяйства, %

Город опроса

Все города

Вязники

Сатка

Камень-
на-Оби

Ртищево

Денег не хватает даже на еду

1,9

0,7

2,7

3,3

0

На еду денег хватает, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно

16,5

8,9

16,7

21,3

19,2

Денег хватает на еду и одежду, на более крупные покупки (холодильник, телевизор) не хватает

37,8

29,6

37,3

40,7

45,5

Денег хватает на товары длительного пользования и отдых, но покупка квартиры недоступна

35,8

58,5

32

24

28,3

Денег достаточно, чтобы купить все, что считаем нужным

6,7

0,7

10

9,3

6,1

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа

1,3

1,5

1,3

1,3

1

N=537

Выше всего, по субъективной оценке, доля бедных домохозяйств трудовых мигрантов в Камне-на-Оби, здесь таких почти четверть; ниже всего – в Вязниках – меньше 10%; в среднем по четырем городам – 18%. По результатам предыдущего исследования начала 2000-х годов, домохозяйства трудовых мигрантов, характеризовавшие свои материальные условия ответом «бедствуем», составляли значительно меньшую долю – всего 2,5%. Скорее всего, дело не в увеличившейся реальной бедности за 15 лет, а в изменениях ее субъективной оценки. Если сравнить с данными Росстата 2014 года по малым городам (до 50 тысяч жителей)[22], то доля оценивающих свои домохозяйства как обеспеченные среди трудовых мигрантов выше, чем в населении таких городов в целом (1,5% по данным Росстата и 7% по нашему опросу), а доля бедных домохозяйств (первые две категории), по оценкам трудовых мигрантов, наоборот, ниже – 18,4% против 25,2% по данным Росстата для всего населения малых городов.

Домохозяйства трудовых мигрантов не только по субъективным критериям отличаются в лучшую сторону от других домохозяйств в малых городах, но и по объективным – душевым доходам. Так, опрос домохозяйств демонстрирует, что среди тех домохозяйств, в составе которых есть трудовые мигранты, в два раза выше доля располагающих доходом в 15-30 тыс. рублей на человека (26% против 13% не имеющих работника на выезде) и ниже – имеющих доход до 15 тыс. (64% против 80%). Одновременно, домохозяйства опрошенных трудовых мигрантов чаще других обеспечены предметами длительного пользования – легковыми и грузовыми автомобилями, стиральными машинами, компьютерами, планшетами и т.д.

Таким образом, хотя участие в трудовой миграции кого-либо из членов домохозяйства не является гарантированной страховкой домохозяйства от бедности, тем не менее, многим позволяет подняться в своих городах на средний уровень или даже выше.

Внутрироссийские трудовые мигранты концентрируются в строительстве, добывающей промышленности, сфере транспорта и связи, а также в торговле, гостиничном и ресторанном обслуживании (женщины). Также специфическая сфера занятости, отличающая их от иностранных граждан, – занятость охранной деятельностью[23]. Распределение опрошенных мигрантов из малых городов в сравнении с данными о трудовой миграции и общей занятости по ОНПЗ в разрезе видов экономической деятельности представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение трудовых мигрантов по видам экономической деятельности (ОКВЭД), %

 

Все опрошенные в 4-х городах (N=537)

Работающие в других регионах, 2014 (данные ОНПЗ)

Все занятое население России, 2014, данные ОНПЗ

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство

2,2

2,1

6,7

Добыча полезных ископаемых

9,2

11,8

2,1

Обрабатывающие производства

7,9

6,2

14,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,6

2,3

3,3

Строительство

36,8

31,5

7,6

Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий

13,1

10,1

16,0

Гостиницы и рестораны

2,7

2,1

2,4

Транспорт и связь

10,1

12,6

9,5

Финансовая деятельность

1,8

0,9

2,2

Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

2,9

11,4

7,0

Госуправление, обеспечение национальной безопасности, социальное страхование

2

3,2

7,3

Образование

1,4

1,6

9,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2

2,2

7,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,9

1,9

4,2

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

0,9

0,0

0,0

Прочие, не указано

0,5

0,0

0,0

ИТОГО

100

100,0

100,0

Напротив, незначительная доля трудовых мигрантов были заняты в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, в государственном управлении, образовании и здравоохранении. Последние отрасли, с одной стороны, достаточно престижны среди населения многих городов (привлекают стабильность и немалые заработки в настоящее время), с другой стороны, работа в них носит долгосрочный характер и строится на условиях постоянного контракта.

Среди профессий, которые указывали респонденты, явно преобладают строительные: монтажник, электрогазосварщик, арматурщик, каменщик, машинист строительной установки, крановщик, стропальщик, электромонтажник, разнорабочий на стройке и т.п. Также указывались профессии: водитель, охранник, продавец, грузчик, контролер торгового зала, машинист экскаватора (тепловоза, котельной), автослесарь, токарь. Профессий, требующих высшего образования и квалификации, называлось немного, штучно: главный бухгалтер, инженер, учитель в школе, дизайнер-конструктор мебели. Чаще опрошенные указывали должности бригадира, прораба, начальника участка, технолога на производстве, начальник отдела снабжения и т.п. Конечно, в ответах встречались и профессии менеджера в страховании, администратора, повара, бармена. Удивительно малое число опрошенных указывали профессии, позволяющие отнести их к занятым в частных домохозяйствах: няни, сиделки (уход за больным), домработницы. Почему работа у частных лиц не попала массово в поле зрения обследования – остается вопросом.

Вовлекаются ли в трудовую миграцию обладатели определенных профессий – на этот вопрос нет однозначного ответа. Половина опрошенных работали на выезде по своей специальности, еще 8% - по смежной. Но 24% пришлось сменить профессию, а 18% указали, что их работа не требовала специальной подготовки.


[21] Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2014 году. Росстат, 2015. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/publications/catalog/doc_1140096812812

[22] Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2014 году. Росстат, 2015. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/publications/catalog/doc_1140096812812

[23] Т.к. занятость в охране по ОКВЭД относится к сфере «Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг», предполагаем, что не только опрошенные, но и интервьюеры затруднялись с точным отнесением ответов к этой сфере. В опросе домохозяйств в малых городах доля занятости выездных работников в охране составила 14,4%.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.