Rambler's Top100

№ 725 - 726
17 - 30 апреля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Брачность и рождаемость без двойных гендерных стандартов

Введение

Противоречие между показателями рождаемости, рассчитанными для мужчин и женщин, как проблема двойных гендерных стандартов

Двойные гендерные стандарты в изучении брачности

Метод брачных потенциалов как путь ухода от двойных гендерных стандартов

Компенсируется ли снижение числа зарегистрированных браков за счет роста числа незарегистрированных партнерских союзов?

Выводы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Синельников А.Б. Брачность и рождаемость без двойных гендерных стандартов // Демоскоп Weekly. 2017. № 725-726. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0725/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Брачность и рождаемость без двойных гендерных стандартов

Над темой номера работал

Александр СИНЕЛЬНИКОВ

Противоречие между показателями рождаемости, рассчитанными для мужчин и женщин, как проблема двойных гендерных стандартов

Демографы настолько привыкли использовать суммарные коэффициенты рождаемости и нетто-коэффициенты воспроизводства населения, что нередко забывают о том, что эти показатели характеризуют режим замещения поколений не для всего населения, а только для лиц женского пола. Лишь очень немногие исследователи рассчитывали эти показатели также и для мужчин.

По расчетам венгерских демографов Д. Барши и Э. Тейса, в 1900-1958 годах в Венгрии брутто и нетто-коэффициенты воспроизводства населения у мужчин были больше, чем у женщин, причем в 1958 году нетто-коэффициент воспроизводства у мужчин составлял 1,068, т.е. несколько превышал единицу, что означает расширенное воспроизводство населения. Соответствующий показатель у женщин был равен 0,972, т.е. меньше единицы[2]. Если строить демографический прогноз на основании показателей для мужчин, то результатом был бы ожидаемый (на бумаге) рост населения в долговременной перспективе. Однако аналогичный прогноз на основании показателей для женщин привел бы к выводу об ожидаемой убыли населения, также в долговременной перспективе.

В.Н. Архангельский установил, что в СССР в 1970-х годах суммарный коэффициент рождаемости у мужчин (от которого почти полностью зависит нетто-коэффициент воспроизводства населения) также был несколько выше, чем у женщин[3]. В то время число повторных браков (и их процентная доля среди всех бракосочетаний) у мужчин было больше, чем у женщин. Соответственно число мужчин, имеющих детей, рожденных в разных браках и вне брака, от нескольких матерей, превышало число женщин, родивших несколько детей от разных отцов. Правда, согласно более поздним расчетам того же автора, в Российской Федерации в 1996 г. суммарный коэффициент рождаемости у мужчин, напротив, оказался даже немного ниже чем у женщин[4].

Гендерные различия в возрастных и суммарных коэффициентах рождаемости, а также в производных от них показателях, то есть брутто- и нетто-коэффициентах воспроизводства населения, зависят от численного соотношения полов в репродуктивных возрастах.

При составлении демографических прогнозов по общепринятому методу передвижки возрастов перспективное число родившихся определяется на основании возрастных коэффициентов рождаемости для женщин. Если вместо этого использовать соответствующие коэффициенты для мужчин, результаты прогноза будут иными[5]. Это противоречие можно назвать проблемой «двойных гендерных стандартов», которую не следует смешивать с известной проблемой «двойной морали» сексуального поведения в традиционных обществах, где сурово осуждались добрачные и внебрачные связи для женщин, но не для мужчин.

Тот факт, что в демографии принято использовать, как для оценки уровня замещения поколений, так и для прогнозирования числа родившихся, показатели только для женского населения, игнорирует роль мужчин в процессе воспроизводства населения. Это противоречит как элементарной логике, так и принципу гендерного равенства.

В действительности же основной единицей воспроизводства населения является не индивид того или иного пола, а семья, точнее говоря, – семейная пара, состоящая либо в зарегистрированном браке, либо в устойчивом внебрачном «партнерском союзе». Хотя процент детей, родившихся вне зарегистрированного брака, довольно велик (по данным Росстата, в России в 2015 году – 22% среди новорожденных), но подавляющее большинство из них появляется на свет в фактически полных семьях, где их отцы и матери живут вместе, но не регистрируют свой брак в ЗАГСе.

Суммарный коэффициент рождаемости (в одногодичной группировке) рассчитываются путем суммирования 35 возрастных коэффициентов рождаемости, т.е. чисел рождений на 1000 женщин x лет, где x принимает значения от 15 до 49. Каждый из этих 35 коэффициентов зависит от того, сколько из этих 1000 женщин состоят в браке. Следовательно, суммарный коэффициент рождаемости не зависит от состава населения по полу и возрасту, но зависит от доли замужних среди женщин репродуктивных возрастов.

Чтобы элиминировать влияние брачности на уровень рождаемости, демографы, кроме суммарного коэффициента, который характеризует уровень рождаемости среди всех женщин, включая и незамужних, используют и другие показатели. Например, систему индексов Коула, которые рассчитываются на основе возрастных коэффициентов брачной и внебрачной рождаемости, с учетом распределения женщин по возрастным группам и брачному состоянию. Эта система позволяет определить степень влияния брачности на рождаемость[6], однако учитывает только женскую брачность. При этом не принимается в расчет ни соотношение полов в репродуктивном возрасте, ни разница возрастов супругов, ни уровень брачности среди мужчин. Да и можно ли вообще говорить отдельно о мужской и женской брачности? Это же не два разных демографических процесса, а две стороны одного и того же процесса.

То, что далеко не все женщины в активных репродуктивных возрастах от 20 до 39 лет, на которые приходится подавляющее большинство рождений, состоят в браке, иногда может объясняться количественной нехваткой мужчин, подходящих им по возрасту. Дефицит мужчин может вызываться последствиями войн, высокой смертностью представителей «сильного пола» в мирное время (эта проблема весьма актуальна в современной России) или миграционным оттоком части мужского населения в другие страны и регионы.


[2] Барши Д., Тейс Э. Расчеты воспроизводства населения на основе показателей замещения поколений и модели стабильного населения (пер. с венг. В.М. Дмитриева) // Методы демографических исследований. Под редакцией Л.Е. Дарского. М.: Статистика, 1969. С. 10-47. (с. 28).
[3] Архангельский В.Н. Показатели воспроизводства мужского населения // Проблемы статистики населения, торговли и жизненного уровня. М., МЭСИ, 1980, с.13-18.
[4] Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. — М.: НИИ семьи, 1998. — С. 115. (с. 20-21).
[5] Таба Л. Взаимосвязи между возрастной структурой, плодовитостью, смертностью и миграцией. Воспроизводство и обновление населения (перевод Е.М. Андреева, А.Г.Волкова и Л.Е. Дарского) // Демографические модели. Сборник статей под ред. и с предисл. Е.М. Андреева и А.Г. Волкова. М.: Статистика, 1977. С. 28-88, 62-65.
[6] Ansley J. Coale (1969). The decline of Fertility in Europe from the French Revolution to World War II. In: Fertility and Family planning. A world view. S.J. Behrman, Leslie Corsa, Jr. and Ronald Freedman, Editors. Ann Arbor, The University of Michigan press, pp. 3-24.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.