Rambler's Top100

№ 725 - 726
17 - 30 апреля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Демографический дайджест

Do employers value international study and internships? A comparative analysis of 31 countries

The Accuracy of Migration Distance Measures

БОНУС: Сколько можно ждать?


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Автор обзора - Олеся КЛЮШИНА
(студентка 1 курса магистратуры Факультета социальных наук НИУ ВШЭ)

Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ

Do employers value international study and internships?
A comparative analysis of 31 countries

Van Mol, C. (2017). Do employers value international study and internships? A comparative analysis of 31 countries. Geoforum, 78, 52-60. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2016.11.014

Кристоф Ван Мол решил проверить ставшее уже расхожим утверждение о том, что опыт участия в программах международной студенческой мобильности повышает шансы трудоустройства выпускников на рынке труда. Он обратил внимание, что развитие внутренней европейской мобильности студентов ассоциируется с экономическими привилегиями, а на программы мобильности ЕС выделяет значительное финансирование. Однако проводимые наблюдения почти не предоставляют подтверждений того, что обладающие международным опытом студенты приобретают значительные преимущества при трудоустройстве, отмечает Ван Мол, ссылаясь на работы предшественников.

Трудоустройство выпускников рассматривается как основной стимул получения высшего образования. Ожидается, что образовательные учреждения должны готовить студентов, соответствующих актуальным требованиям рынка. Экономический кризис, в свою очередь, усилил потребность интернационализации высшего образования, в частности, в рамках стран Европы. Еврокомиссия устанавливает количественные показатели международной мобильности студентов, а вузы подчеркивают, что такая мобильность увеличивает шансы выпускников на трудоустройство. Но действительно ли это так?

Современные теории «информационного капитала» предполагают, что инвестиции в образование обоснованы, т.к. впоследствии они возвращаются за счет лучшего трудоустройства. Тем не менее, сегодня высшее образование не гарантирует, что двери компаний будут открываться перед недавним выпускником. Массовость высшего образования в известной степени спровоцировала его инфляцию. В этих условиях международная мобильность, предположительно, может стать конкурентным преимуществом на рынке труда.

Результаты исследований неевропейских стран показывают, что, действительно, и студенты, и работодатели связывают обучение за границей с шансами на лучшее трудоустройство. Эмпирические исследования европейских стран свидетельствуют о куда более пессимистичных ожиданиях и перспективах местных студентов: в большинстве случаев, международная мобильность не рассматривается ими как преимущество при получении работы, а в некоторых случаях даже представляется недостатком, в отличие, к примеру, от непосредственного опыта работы или стажировки за рубежом. При этом оценка значимости международной мобильности возрастает с севера на юг и с запада на восток Европы.

Чтобы выяснить, принимают ли во внимание европейские работодатели международный опыт потенциальных сотрудников при приеме на работу, Ван Мол проводит сравнительный анализ данных телефонного исследования Флэш-Евробарометра 304 «Отношение работодателей к трудоустройству выпускников», проведенного в компаниях стран Евросоюза: Хорватии, Исландии, Норвегии и Турции (всего более 7000 респондентов из 31 страны) в 2010 г.

Выбранные автором зависимые переменные измеряют важность международного опыта соискателей с точки зрения рекрутера. Включенные в анализ независимые переменные призваны показать потенциальную значимость тех или иных компетенций, приобретаемых благодаря международному опыту. А также, ответить на вопрос о том, оказывает ли международный опыт выпускника так называемый «сигнальный эффект», выделяя его на фоне менее мобильных студентов, в глазах работодателя. Автор учитывает возможное значение специализации выпускников и международный состав сотрудников компании-работодателя. Соответствующие вопросы включены в качестве контрольных переменных.

Рисунки 1 и 2 демонстрируют, насколько высоко ценятся работодателями обучение (рис. 1) и стажировки (рис. 2) за рубежом в зависимости от страны, в которой расположена организация. Судя по представленным данным, более 90% работодателей из таких стран, как Швеция, Великобритания, Хорватия, Эстония, Литва, Болгария, Норвегия и Нидерланды не придают большого значения наличию у сотрудников опыта международного обучения. Тогда как отношение компаний большинства южноевропейских стран существенно иное (рис. 1).

Рисунок 1. Процент работодателей, для которых обучение потенциального сотрудника за границей имеет значение. Основано на утверждении «Важно, чтобы у новых сотрудников был опыт обучения за рубежом». Данные демонстрируют долю работодателей, отвечающих «Полностью согласен» и «Отчасти согласен»

Стажировка за рубежом, в большинстве случаев, оценивается корпоративными рекрутерами выше, чем обучение (рис. 2 ).

Рисунок 2. Процент работодателей, для которых стажировка потенциального сотрудника за границей имеет значение

Об этом можно судить по доле работодателей, отвечающих «Полностью согласен» и «Отчасти согласен», выражая свое отношение к утверждении «Важно, чтобы у новых сотрудников был опыт стажировки за рубежом».

Результаты многоуровневой бинарной логистической регрессии (таблица 1) отражают взаимосвязь между значением зарубежного образования и стажировок для работодателя и характеристиками фирм. В частности, первая модель демонстрирует, что работодатели склонны больше ценить опыт обучения за рубежом, если они заинтересованы в выпускниках, обладающих хорошим знанием языков, умением пользоваться компьютером и навыками принятия решений. Также наблюдается значительная взаимосвязь между соотношением европейских и неевропейских выпускников в компании и значением, которое работодатель придает опыту международного обучения. Во второй модели, при включении ряда контрольных переменных, выявленная в модели 1 взаимосвязь по-прежнему наблюдается. Третья и четвертая модели исследуют отношение между характеристиками компании работодателя и значением для них опыта заграничных стажировок у потенциальных сотрудников, а также возможный сигнальный эффект.

Результаты проведенного исследования демонстрируют, что большинство европейских работодателей не придают большого значения международному опыты потенциальных сотрудников, принимая решения о найме, хотя наблюдаются значительные вариации в зависимости от страны расположения организации. В то же время, международный опыт выпускника особенно ценится, когда работодатели заинтересованы в соискателях, обладающих знаниями иностранных языков и навыками принятия решений. Также, ценность международного опыта имеет большее значение в более интернациональных организациях.

Таблица 1. Многоуровневая бинарная логистическая регрессия значения образования и стажировки за рубежом

 

 

Учеба за рубежом

Стажировка за рубежом

 

 

Модель 1
(n=6450)

Модель 2
(n=5765)

Модель 3
(n=6718)

Модель 4
(n=5764)

Независимые переменные

 

 

 

 

Особые навыки, требуемые работодателю

 

 

 

 

 

Умение осуществлять вычисления

1.08(0.057)

1.08(0.064)

1.06(0.052)

1.04(0.057)

 

Навыки чтения/письма

0.99(0.061)

0.96(0.065)

0.99(0.058)

1.00 (0.063)

 

Иностранные языки

1.76(0.080)***

1.63(0.085)***

1.74(0.075)***

1.56(0.076)***

 

Пользование компьютером

1.19(0.083)*

1.21(0.091)*

1.05(0.068)

1.06(0.074)

 

Специфические навыки, определяемые
сферой деятельности работодателя

0.95(0.050)

0.96(0.056)

1.02(0.052)

1.04(0.057)

 

Коммуникативные навыки

1.15(0.082)

1.14(0.088)

1.05(0.070)

1.04(0.074)

 

Аналитические навыки и умение
справляться с проблемными ситуациями

1.00(0.069)

1.02(0.077)

1.06(0.070)

1.10(0.078)

 

Адаптивность и способность действовать
в новых ситуациях

0.94(0.070)

0.96(0.077)

1.10(0.078)

1.08(0.081)

 

Умение принимать решения

1.30(0.086)***

1.25(0.090)**

1.27(0.080)***

1.23(0.083)**

 

Умение работать в команде

1.05(0.083)

1.09(0.093)

0.88(0.064)

0.87(0.068)

 

Организационные навыки и способность
к планированию

1.00(0.068)

0.92(0.068)

1.01(0.065)

0.98(0.068)

Сигнальные эффекты

 

 

 

 

 

Доля европейских выпускников

1.15(0.039)***

1.12(0.041)**

1.15(0.039)***

1.10(0.041)*

 

Доля неевропейских выпускников

1.17(0.055)**

1.13(0.060)*

1.17(0.055)**

1.11(0.058)*

Контрольные переменные

 

 

 

 

Основные направления набора сотрудников

 

 

 

 

 

Инженерия

 

0.97(0.076)

 

1.01(0.075)

 

Бизнес и экономика

 

1.18(0.091)*

 

1.26(0.092)**

 

Иностранные языки

 

1.30(0.178)

 

1.36(0.181)*

 

Юриспруденция

 

1.15(0.131)

 

1.00(0.110)

 

Педагогика и сфера обучения

 

0.80(0.150)

 

1.02(0.179)

 

Медицина

 

0.99(0.149)

 

1.31(0.181)

 

Гуманитарные науки

 

0.91(0.150)

 

0.97(0.152)

 

Искусство и дизайн

 

1.11(0.195)

 

0.89(0.153)

 

Связь и информация

 

0.99(0.112)

 

1.02(0.110)

 

Социальные и поведенческие науки

 

0.87(0.130)

 

0.89(0.126)

 

Естественные науки

 

0.90(0.132)

 

0.92(0.125)

 

Другие

 

0.87(0.086)

 

0.95(0.089)

Компании с международной активностью

 

1.10(0.031)**

 

1.14(0.031)**

Размер компании (реф.: 50 -250)

 

1.08(0.096)

 

1.06(0.089)

Структура собственности (реф.: общественный сектор)

 

 

 

 

 

Частная

 

0.86(0.090)

 

0.93(0.093)

 

Смешанная

 

1.11(0.202)

 

1.19(0.205)

Доля выпускников в компании

 

1.00(0.016)

 

0.99(0.015)

Рейтинг важности высшего образования

 

1.31(0.039)***

 

1.25(0.037)***

 

 

 

 

 

 

МакКелви и Завоина Р2

0.15

0.15

0.19

0.18

ИСС

 

0.11

0.15

0.10

0.12

* <0.05; **< 0.01; ***<0.001

 

 

 

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.