Rambler's Top100

№ 713 - 714
23 января - 5 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Где и кем работают высокообразованные россияне

Все больше работников с высшим образованием

Инженеры, экономисты, учителя…

Новые времена – новый спрос на специальности

Специальность и должностной рост

Связь работы со специальностью по диплому (субъективная оценка)

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Варшавская Е.Я. Где и кем работают высокообразованные россияне //Демоскоп Weekly. 2017. № 7013-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Где и кем работают
высоко-образованные россияне

Над темой номера работала

Елена
ВАРШАВСКАЯ

Связь работы со специальностью по диплому (субъективная оценка)

Особый интерес представляет оценка соответствия полученной в вузе специальности фактическому занятию работников. В отличие от работы коллектива авторов из Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ[8], в которой в основе оценки совпадения/расхождения лежала специальная процедура перекодирования номенклатуры образовательных специальностей по ОКСО в профессии как занятия по ОКЗ, мы будем использовать субъективные оценки респондентов степени связи работы с полученной профессией (специальностью)[9].

71,4% работников с высшим образованием утверждают, что их работа связана со специальностью, полученной в вузе, в том числе 57,8% полностью. Соответственно, почти 30% занятых отрицают наличие такой связи, в том числе каждый пятый (22,1%) дал однозначный ответ «нет». Существует значительная дифференциация в распределении субъективных оценок наличия связи работы и образовательной специальности по направлениям подготовки (рис. 3). Безусловными лидерами являются выпускники медицинских вузов, среди которых 95% сказали, что работают по специальности. Далее следуют специалисты в области культуры, права, экономики и образования, среди которых около трех четвертей признают наличие связи между работой и полученной специальностью. Отметим, что их ответы по сравнению с ответами медиков не столько категоричны и в большей мере «разбавлены» выбором варианта «скорее да», особенно среди выпускников экономического профиля. Максимальную неверность продемонстрировали работники, получившие образование по направлению «Сельское и рыбное хозяйство» - менее половины (46,4%) дали утвердительный ответ о работе по специальности. Заметим, что об отсутствии связи работы с полученной аграрной профессией практически в равной мере говорят и городские, и сельские жители.

Рисунок 3. Связь работы с полученной специальностью (в процентах от численности работников соответствующих направлений подготовки)

Источник: ОНПЗ, 2014

Среди работников с высшим образованием, занимающих позиции специалистов высшего уровня квалификации, только 12,4% отрицают наличие связи между работой и специальностью по диплому. При движении вниз по профессионально-должностной лестнице доля работающих не по специальности увеличивается от 37,2% среди специалистов среднего уровня квалификации до 90,1% в группе неквалифицированных рабочих (рис. 4). Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, почти две трети специалистов среднего уровня квалификации признают наличие связи между работой и полученной профессией, а среди окончивших медицинские, педагогические и юридические вузы доля их превышает 70%. Скорее всего, это связано с тем, что граница между должностями специалистов высшего и среднего уровня квалификации во многих случаях является размытой. Так, согласно ОКЗ, к специалистам среднего уровня квалификации относятся фармацевты и провизоры, учителя начального и специального обучения, юрисконсульты, должности которых заполняются выпускниками профильных вузов. Во-вторых, относительно высокий процент дипломированных инженеров, работающих на позициях квалифицированных рабочих, операторов и машинистов (группы ОКЗ 7 и 8), ответили, что их работа связана с полученной профессией (49,2% и 34,6% соответственно)[10]. Очевидно, что использование современных технологий в определенных случаях требует от рабочих достаточно высокого уровня профессионального образования и отчасти делает востребованными полученные в высшей школе знания и навыки.

Рисунок 4. Доля респондентов, отрицающих наличие связи между работой и профессией, полученной в вузе (в процентах от численности соответствующей профессионально-должностной группы ОКЗ)

Примечание: Группы ОКЗ - см. табл. 4.
Источник: ОНПЗ, 2014

Женщины реже, чем мужчины, работают не по специальности – этот факт признали четверть (25,6%) занятых женщин и треть (32,7%) мужчин. Такое распределение ответов складывается за счет направлений подготовки, имеющих ярко выраженную гендерную специфику. В «женских» специальностях, к которым относится педагогика и экономика, мужчины гораздо чаще женщин работают не по профилю подготовки. Так, 41,3% мужчин, получивших диплом педагога, ответили, что их работа не связана с полученной профессией – это почти вдвое больше, чем среди женщин (22,9%), окончивших педагогические вузы. Аналогичная картина складывается и среди выпускников экономического профиля, среди которых не по специальности работает более трети (36,7%) мужчин и менее четверти (23,1%) женщин. В «мужской» инженерной специальности, наоборот, женщины гораздо чаще мужчин работают не по профилю – 42,2% и 31,4% соответственно[11]. По остальным направлениям подготовки мужские и женские оценки связи полученной профессии и работы не различаются.

С возрастом связь работы с полученной в вузе специальностью имеет ?-образную зависимость. Доля признающих наличие этой связи растет и достигает максимума (75%) в группе 40-летних работников, а затем начинает снижаться. Среди работников старше 60 лет она уже не превышает 64%. Эта закономерность наиболее отчетливо проявляется среди выпускников экономических, юридических, педагогических специальностей. Не зависит от возраста наличие/отсутствие связи работы и профессии по диплому у медиков и аграриев: первые ей устойчиво верны, вторые – столь же постоянно «изменяют». Наконец, дипломированные инженеры и технологии являются фактически единственной группой, у которой вероятность соответствия плавно уменьшается с возрастом: от 69-70% в группе 20-30-летних до 61-62% среди 50-летних.


[8] Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т.13. №2. с. 172-216.
[9] В зарубежных исследованиях для оценки образовательно-профессионального несоответствия используется как объективный, так и субъективный подходы. Так, субъективный подход, основанный на оценках респондентов степени близости их работы полученному образованию, использовал Дж. Робст в своих классических работах по этой теме: Robst J. Education and Job Match: The Relatedness of College Major and Work // Economics of Education Review. 2007. Vol. 26. №4. Р. 397-407; Robst J. Education, College Major and Job Match: Gender Differences in Reasons for Mismatch // Education Economics. 2007. Vol. 15. № 2. P. 159-175.
[10] Исключение из групп ОКЗ 7 и 8 работников с техническим образованием увеличивает долю ответивших отрицательно о существовании связи между работой и профессией по диплому до 86,8% и 88,0% соответственно.
[11] Аналогичные результаты получили шведские исследователи, см.: Nordin M., Persson I., Rooth D. Education-Occupation Mismatch: Is There an Income Penalty? // IZA Discussion Paper №3806. 2008, с. 5

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.