Rambler's Top100

№ 713 - 714
23 января - 5 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Где и кем работают высокообразованные россияне

Все больше работников с высшим образованием

Инженеры, экономисты, учителя…

Новые времена – новый спрос на специальности

Специальность и должностной рост

Связь работы со специальностью по диплому (субъективная оценка)

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Варшавская Е.Я. Где и кем работают высокообразованные россияне //Демоскоп Weekly. 2017. № 7013-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Где и кем работают
высоко-образованные россияне

Над темой номера работала

Елена
ВАРШАВСКАЯ

Новые времена - новый спрос на специальности

Максимальная дифференциация отмечается при анализе возрастных групп. Около трети работников в возрасте до 29 лет и 30-39 лет имеют дипломы экономических специальностей, четверть – технических (табл. 2). Каждый шестой работник из этих возрастных групп получил педагогическое образование, около десятой части – юридическое. Совершенно по-другому складывается распределение работников по направлениям подготовки в старших возрастах. Среди занятых в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше преобладают выпускники, имеющие инженерную подготовку – около трети закончили вузы по техническим и технологическим специальностям. Более пятой части получили педагогическое образование. При этом экономическую подготовку имеют 18% 50-летних работников и только каждый десятый (11,4%) – в возрасте 60 лет и старше. Доля имеющих юридическое образование совсем незначительна – находится в пределах 3-4%. Отметим также, что десятая часть получила медицинское образование. Итак, среди работников молодых возрастов существенно выше доля выпускников экономических и юридических специальностей, а также обладателей дипломов в области гуманитарных и социальных наук, чем среди занятых пенсионного и предпенсионного возраста. С другой стороны, среди 20-30-летних работников ниже доля имеющих высшее техническое, педагогическое, естественно-математическое и медицинское образование.

Таблица 2. Распределение работников различных возрастов по направлениям подготовки, %

 

До 29 лет

30-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60-72 года

Техника и технологии

24,0

23,6

26,6

32,9

35,9

Экономика и управление

33,8

30,8

24,3

18,0

11,4

Образование и педагогика

13,9

17,7

22,5

21,8

22,2

Юридические науки

10,3

11,3

6,9

4,3

3,2

Здравоохранение

3,5

4,3

7,6

8,0

10,8

Гуманитарные и социальные науки

5,3

4,3

3,5

2,9

2,8

Сельское и рыбное хозяйство

2,7

3,1

3,7

6,3

6,3

Естественные науки и математика

2,9

2,5

2,6

3,4

5,0

Культура и искусство

1,6

1,5

1,8

2,3

2,3

Прочие

2,0

0,9

0,5

0,1

0,1

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Источник: ОНПЗ, 2014

Как следствие, возрастная структура работников с высшим образованием по направлениям подготовки существенно отличается (рис. 1). Выделяются три специальности – «Гуманитарные и социальные науки», «Экономика и управление» и «Юридические науки», в которых структура работающих смещена в сторону молодых возрастов. Около 30% работников, имеющих соответствующие дипломы, моложе 30 лет, ещё 32-40% находятся в интервале 30-39 лет. Доля работников старше 50 лет с дипломами по этим направлениям не превышает 15-17%. Возрастная структура занятых, окончивших вузы по специальностям «Здравоохранение» и «Сельское и рыбное хозяйство», является заметно более «старой». В их составе удельный вес работников старших возрастов (50 лет и старше) вдвое больше – 35-36%, а молодых работников (до 30 лет) – в два раза меньше (13-15%).

Рисунок 1. Возрастная структура работников по направлениям подготовки, %

Источник: ОНПЗ, 2014

Обратим внимание, что значимые различия в возрастной структуре работников с высшим образованием, проживающих в городских и сельских поселениях, не обнаружены. Эти различия отсутствуют как при анализе возрастной структуры в целом, так и в разрезе большинства направлений подготовки. Исключение представляют специалисты в области техники и права: возрастной состав работающих горожан несколько старше по сравнению с их сельскими коллегами. Наиболее же существенная дифференциация характерна для выпускников аграрных специальностей. Возрастная структура селян, имеющих аграрное образование, является более старой по сравнению с горожанами с аналогичным образованием. Так, 44,0% дипломированных аграриев, работающих в селе, старше 50 лет, что на 12,1 п.п. больше по сравнению с городскими коллегами, и только 33,6% моложе 40 лет, среди горожан таких почти на 10 п.п. больше. Иначе говоря, распространённое утверждение, что выпускники вузов не едут работать в село, верно лишь отчасти и, прежде всего, в отношении получивших сельскохозяйственное образование.

Трансформационные процессы, происходящие в спросе и предложении на рынке труда и рынке образовательных услуг, наглядно отражаются в изменениях структуры работников по направлениям подготовки и году окончания вуза (табл. 3). С одной стороны, доля окончивших вузы по экономическим и юридическим, а также социально-гуманитарным специальностям устойчиво росла на протяжении всех 40 лет, доступных для анализа. Эти данные не совпадают со сложившимся представлением, что рост масштабов подготовки экономистов, юристов и гуманитариев начался лишь в конце 1980-х годов. Так, в когорте выпускников 1971-1975 годов только каждый десятый получил экономическое образование, спустя 10 лет, среди выпускников 1981-1985 годов уже шестая часть имела дипломы экономистов, ещё через 10 лет – более пятой части. Наконец, среди завершивших обучение в 2001-2014 годах около трети получили экономическую специальность, что втрое больше, чем среди окончивших вузы 40 годами ранее. Доля специалистов в области права среди выпускников 1971-1975 годов не превышала 3%, через 20 лет она увеличилась более чем вдвое – до 6,1%, а ещё через 20 лет уже каждый десятый окончивший вуз получил юридическую специальность. С другой стороны, в более поздних когортах (по году завершения обучения) наблюдается сокращение удельного веса дипломированных специалистов в области техники и технологии, педагогики и медицины. Обратим внимание, что доля получивших инженерное образование снижалась в течение 1970-х-1990-х годов и только с начала 2000-х годов стабилизировалось (на уровне 22-23%). Доля же выпускников-педагогов и медиков оставалась относительно стабильной до середины 1990-х годов, сохраняясь на уровне 22-23% и 8-10% (соответственно), затем начала сокращаться.

Таблица 3. Распределение работников по направлениям подготовки и году окончания вуза, %


до 1970 (включи-тельно)

1971-1975

1976-1980

1981-1985

1986-1990

1991-1995

1996-2000

2001-2005

2006-2010

2011-2014

Техника и технологии

33,7

38,1

36,6

33,7

31,7

28,2

24,8

23,4

22,5

22,5

Образование и педагогика

28,0

23,4

21,7

22,4

22,7

23,3

21,1

17,4

14,8

13,9

Здравоохранение

8,7

9,8

9,4

8,0

8,7

8,2

6,6

4,0

3,4

3,5

Естественные науки и математика

7,4

5,0

4,1

3,8

3,1

2,8

2,6

2,5

2,5

2,6

Сельское и рыбное хозяйство

6,2

5,5

6,3

6,8

5,5

4,1

3,3

2,9

2,9

2,5

Культура и искусство

3,0

2,5

2,1

2,3

2,1

1,9

1,7

1,5

1,5

1,8

Экономика и управление

7,3

10,5

13,5

16,3

18,2

22

26,7

31,6

34,5

35,2

Гуманитарные и социальные науки

3,7

2,6

2,9

2,7

3,0

3,0

4,0

4,4

4,9

5,2

Юридические науки

1,9

2,6

3,3

3,8

4,7

6,1

8,7

11,3

11,4

10,9

Прочие

0,1

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

1

1,6

1,9

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Источник: ОНПЗ, 2014

С чем связаны описанные выше изменения? Переход к рыночным отношениям, развитие среднего и малого бизнеса, увеличение числа хозяйствующих субъектов, рост численности занятых в сфере услуг (в том числе в деловых услугах), опережающий рост оплаты труда в сфере финансов и права и, как следствие, рост экономической ценности образования по данным направлениям подготовки, повышение социального престижа работы в этих областях привело к росту спроса на экономистов и юристов со стороны рынка труда и к увеличению объемов подготовки по экономическим и юридическим специальностям. Деиндустриализация экономики, сокращение числа занятых в промышленности – основном потребителе труда инженеров и технологов, существенное падение уровня зарплат представителей этих профессий, а также их популярности привело к относительному снижению масштабов подготовки специалистов в области техники и технологии. Следует обратить внимание на значительное снижение в более молодых возрастных когортах доли специалистов в области здравоохранения и образования[4].


[4] Вопрос об обоснованности и возможных последствиях этих процессов остается за рамками нашего исследования.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.