Rambler's Top100

№ 713 - 714
23 января - 5 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Образование населения ЕС-28, 2015 год

В 2015 году доля населения 30-34 лет с высшим образованием в ЕС-28 повысилась до 39%

Среди родившихся за пределами ЕС-28 доля населения 30-34 лет с высшим образованием возросла до 35%

Высшее образование ежегодно получают около 4,8 миллиона человек, треть выпускников - в области социальных наук, бизнеса и права

В 2014 году по программам высшего образования в ЕС-28 обучалось 19,5 миллиона человек

В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального образования более низкого уровня сопоставимо с числом обучающихся по программам высшего образования

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год //Демоскоп Weekly. 2016. № 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Высшее образование ежегодно получают около 4,8 миллиона человек, треть выпускников - в области социальных наук, бизнеса и права

Среди целевых индикаторов образования стратегии Европа-2020 нет показателей, характеризующих распределение учащихся и выпускников образовательных учреждений по областям образования, хотя оно, несомненно, интересно с точки зрения состава кадрового потенциала и возможностей использования пополнения рабочей силы на современном рынке труда. Ранее в качестве одной из целей развития сферы образования в Европейском союзе выдвигалось повышение доли выпускников высших учебных заведений, подготовленных по специальностям группы «Математика, наука и технологии» (области образования «Естественные науки, математика и компьютерное дело» и «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»), до 15% при снижении гендерного дисбаланса (преобладания мужчин). Эта задача, в основном, была решена к 2003 году, однако некоторые другие задачи не были выполнены и до 2010 года[8].

По данным Евростата за 2013-2014 годы, число выпускников, получивших высшее образование, составило по ЕС-28 в целом около 4,8 миллиона человек ежегодно. Среди них 58% составляли женщины, 42% - мужчины. Каждый третий получил образование в области социальных наук, бизнеса и права.

По данным за 2014 год, область образования 31 тысячи из 4752 тысяч выпускников (0,6%) неизвестна, а остальные распределялись по областям образования следующим образом (рис. 12):

  • 33,8% - в области социальных наук, бизнеса и права,
  • 14,4% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей,
  • 14,2% - в области здравоохранения и социального обеспечения,
  • 11,0% - в области гуманитарных наук и искусства,
  • 10,1% - в области естественных наук, математики и компьютерного дела,
  • 9,5% - в области образования,
  • 4,7% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),
  • 1,6% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.

Мужчины преобладали среди выпускников только в области инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (73%), естественных наук, математики и компьютерного дела (58%). Гендерный паритет наблюдался среди выпускников, получивших высшее образование в области сельского хозяйства и ветеринарии (50,6%). Женщины наиболее значительно преобладали среди выпускников в области образования (80%), здравоохранения и социального обеспечения (75%), менее значительно - среди выпускников в области гуманитарных наук и искусства (67%), в области социальных наук, бизнеса и права (61%), в области сферы услуг (52%).

Сходное распределение выпускников, получивших высшее образование, по областям знания и полу отмечалось и по данным за 2013 год.

Рисунок 12. Число выпускников с третичным образованием (уровни 5-8 МСКО 2011) по основным областям образования и полу, ЕС-28, 2014 год, тысяч человек и % женщин

Источник: Eurostat. Graduates by education level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted on 27.01.2017)

Распределение выпускников высшего образования по странам ЕС-28 отличается заметным разнообразием. Несмотря на преобладание во всех странах выпускников в области социальных наук, бизнеса и права, их доля различается почти в два раза – от 25% в Финляндии до 49% в Болгарии по данным за 2014 год (рис. 13).

Доля выпускников, получивших высшее образование по инженерным специальностям, в области обрабатывающих и строительных отраслей, варьировалась от 6% в Люксембурге до 21% в Румынии, Австрии, Финляндии и Германии.

Доля выпускников, получивших высшее образование в области здравоохранения и социального обеспечения, составляла от 6% в Люксембурге до 25% в Бельгии. Помимо Бельгии, их доля превышала 20% в Швеции, Дании и Финляндии, составляла около 18% в Нидерландах, Словакии и Португалии.

Доля выпускников, получивших высшее образование в области гуманитарных наук и искусства, варьировалась от 6% в Швеции до 16% в Великобритании и Италии. Не более 8% она составляла, помимо Швеции, в Болгарии, Словакии, Чехии, Польше, Люксембурге и на Кипре.

Образование в области естественных наук, математики и компьютерного дела играет решающую роль в построении «общества знания» и ускорении научно-технического прогресса. Доля выпускников, получивших высшее образование в этих областях знания, различалась в 2014 году в 3,4 раза – от 5% в Болгарии до 17% в Великобритании. Помимо Великобритании относительно высокой долей выпускников в области естественных наук, математики и компьютерного дела отличались также Мальта (15%), Германия (14%), Греция, Ирландия, Эстония и Словения (10-12%).

Особенно значительно страны ЕС-28 отличались по доле выпускников, получивших высшее образование в области образования, ? от 2% в Румынии до 26% в Люксембурге. Еще в 11 странах она составляла от 10% до 19%.

Доля выпускников, получивших высшее образование в сфере услуг, также различалась в разы, но ни в одной стране ЕС-28 не превышала 10%, составляя от 0 в Люксембурге и 2% в Великобритании, Бельгии, Греции, Швеции до примерно 9% в Австрии, Эстонии и Польше.

Доля выпускников, получивших высшее образование в области сельского хозяйства и ветеринарии, невысока. В большинстве стран ЕС-28 она не превышает 2% и только в Хорватии и Греции достигает 4%.

Рисунок 13. Распределение выпускников с третичным образованием (уровни 5-8 МСКО 2011) по основным областям образования и странам ЕС-28, 2014 год, тысяч человек и % женщин

Источник: Eurostat. Graduates by education level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted on 27.01.2017)

В расчете на 1000 человек постоянного населения число выпускников, получивших высшее образование в 2014 году, варьировалось от 3 в Люксембурге до 15 в Польше (рис. 14). Оно было высоким также в Ирландии (14), Дании, Словакии, Великобритании (по 12), Литве и Франции (по 11 выпускников на 1000 человек).

Число выпускников, получивших высшее образование в области социальных наук, бизнеса и права, составило от 2 на 1000 человек в Люксембурге, Германии, Италии, Греции, Швеции, Эстонии и Финляндии до 5 в Польше, Литве и Франции.

Число выпускников, получивших высшее образование по инженерным специальностям, в области обрабатывающих и строительных отраслей, достигало 2 на 1000 человек в Финляндии. Близким к этому уровню было значение показателя в Литве, Польше, Франции, Румынии и Словакии.

Относительное число выпускников, получивших высшее образование в области здравоохранения и социального обеспечения, было самым высоким в Дании и Бельгии – 3 на 1000 человек. Сравнительно высоким – 2 выпускника на 1000 человек – было значение показателя в Словакии, Ирландии, Финляндии, Великобритании, Польше, Швеции и Нидерландах.

Самым высоким числом выпускников, получивших высшее образование в области естественных наук, математики и компьютерного дела, отличались Великобритания и Ирландия – 2 на 1000 человек. В Люксембурге, Болгарии, Румынии, Италии и Венгрии оно было ближе к нулю, составляя от 0,3 до 0,5.

Рисунок 14. Число выпускников с высшим образованием (уровни 5-8 МСКО 2011) по некоторым областям образования и странам ЕС-28, 2014 год, на 1000 человек постоянного населения

Источники: Eurostat. Graduates by education level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted on 27.01.2017); Population change – Demographic balance and crude rates at national level [demo_gind] (Extracted on 12.08.2016)


[8] The Social Situation in the European Union 2009. Annual Report - European Union, 2010, p. 236. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-AG-10-001/EN/KE-AG-10-001-EN.PDF

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.